Обзор разделов курса

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1: ВВЕДЕНИЕ

1  Таинственная шкатулка: приключение начинается

2  Задумайтесь о своей жизни: мечты и препятствия

3  Свобода и ответственность

4  О полезных и вредных привычках

5  Сильнее вместе

РАЗДЕЛ 2: НАРКОТИКИ

6  Что вы знаете о наркотиках?

7  Воздействие наркотиков на организм

8  Что такое наркотическая зависимость

9  Наркотический омут

10  Жизнь без наркотиков

РАЗДЕЛ 3: АЛКОГОЛЬ

11  Что вы знаете об алкоголе?

12  Воздействие алкоголя на организм

13  Последствия злоупотребления алкоголем

14  Подросток и злоупотребление алкоголем

15  Жизнь без алкоголя

РАЗДЕЛ 4: ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ

16  Спутник жизни: каким он должен быть?

17  Физические последствия половой жизни до брака

18  Эмоциональные последствия половой жизни до брака

19  Секс: слухи и реальность

20  Подготовка к успешному браку

РАЗДЕЛ 5: ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ

21  Давление среды: как устоять

22  Опасность страсти

23  Мгновенное удовольствие: не попадитесь на удочку

24  СМИ без прикрас

25  Сила слова «нет»

26  Путь к мечте

27  Важность границ

РАЗДЕЛ 6: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28  Невидимый мир

29  В худшем случае

30  Удивительное предложение

31  Круг разорван

32  Как сбываются мечты

33  Праздник в честь окончания курса

 

Приложение А: Курение: смертоносная привычка

Приложение В: Первые дни жизни

 

Раздел 1: Введение

В первых главах пособия «Как сбываются и разбиваются мечты» учащиеся и их родители знакомятся со структурой курса и рядом важных компонентов, необходимых для успешного окончания курса. В том числе, говорится о планировании успешного достижения целей, призванном помочь учащимся в выборе верных целей и распознаваний препятствий к их достижению. Далее вводятся такие понятия, как взаимодействие свободы и ответственности в формировании полезных жизненных навыков. Для содействия успешному вовлечению всего класса и осознания учащимися важности конструктивных взаимоотношений с окружающими включена часть, посвященная тому, как в классе устанавливается по-настоящему благоприятная для обучения обстановка.

Учащиеся приобретают навыки использования тетрадей для записей и Личных дневников, предназначенных для записи материалов курса и личного использования этой информации. Курс предусматривает активное вовлечение учащихся в процесс через работу в малых группах в течение всего курса. Для этого разрабатывается перечень из 10 правил. В этом разделе школьники знакомятся с персонажами повествования: тремя школьниками, их учителем, таинственной шкатулкой, и серией писем, написанных детям их бабушками. Через свой жизненный опыт бабушки делятся в письмах своей мудростью с внуками.

В факультативных материалах для углубленного изучения педагоги могут помочь учащимся понять, что содержание основных аспектов уроков и разделов имеет непосредственное отношение к их жизни и может применяться на практике. Страничка «Связь с родителями» знакомит родителей с темами курса и его структурой, что позволяет им оказывать поддержку дома своему ребенку и его учителю.

 

Раздел 2: Наркотики

Раздел 2 полностью посвящен теме наркотиков и наркотической зависимости. Его основная цель заключается в предоставлении учащимся точной и достоверной информации о наркотиках, которая отличается от слухов и полуправды, которые они слышат от сверстников, взрослых и средств массовой информации. Первый урок раздела разоблачает распространенные мифы о наркотиках и наркотической зависимости и заменяет мифы фактами. Учащиеся получают возможность научиться различать источники информации о наркотиках и наркотической зависимости и определять степень надежности и достоверности источников информации.

Затем учащиеся узнают о физиологическом воздействии различных видов наркотиков на организм и о вреде, который наносит злоупотребление наркотиками. Речь также пойдет о побочных эффектах злоупотребления наркотиками: ВИЧ, инфекция гепатита и неизбежное разрушение личности и взаимоотношений с другими людьми. Учащиеся обсуждают механизм возникновения зависимости, узнают истину о неизбежности возникновения зависимости и вреде, наносимом организму при долгосрочном употреблении наркотиков. Все уроки раздела построены таким образом, что представленный материал не содержит в себе упоминания общепринятых или жаргонных названий наркотиков.

Уроки раздела представлены на фоне личного опыта одной из бабушек, врача по профессии, у которой сформировалась зависимость от наркотиков после повреждения спины. Она рассказывает о том, как ей удалось избежать ухудшения зависимости при помощи одной из подруг, и призывает внуков избегать ее ошибок. Все уроки раздела учат школьников выработать мудрое отношение к употреблению наркотиков. Учащиеся убеждаются в том, как важно правильно оценить источник информации, испытывая давление со стороны, и использовать свои знания о наркотической зависимости для оказания сопротивления давлению. Также показана важность принятия решения о своих действиях до того, как наступят подобные ситуации. Школьники приходят к осознанию необходимости общения с друзьями и взрослыми, которые окажут им поддержку в их решении придерживаться выбранных принципов. Учащимся предоставляется возможность взять на себя обязательство воздержаться от употребления наркотиков перед собой, учителем, одноклассниками и другими лицами, заинтересованными в их здоровом образе жизни.

В материалах для углубленного изучения речь идет о таких понятиях, как мудрость, самоконтроль и соблюдение собственных принципов. Эти понятия, представленные в различных притчах и истории ветхозаветного пророка Даниила, ярко контрастируют с положением наркотически зависимого человека, попавшегося в ловушку своих пристрастий и наркотической зависимости.

Учащиеся получают возможность использовать данные предписания и правила в письменной форме, обсуждениях в малых группах и сценических постановках. Родителям предлагается ответить на несколько вопросов на странице «Связь с родителями» в конце раздела.

 

Раздел 3: Алкоголь

Организационная часть этого раздела имеет сходство с предыдущим разделом. На первом уроке учащиеся получают задание задуматься над тем, что они уже знают об алкоголе и злоупотреблении им. Учащиеся сравнивают свои знания с реальными фактами об алкогольной зависимости. Выполняя это задание, ученики не только знакомятся с проблемой злоупотребления алкоголем, но и с тем, как идентифицировать эти проблемы, сталкиваясь с ними в жизни. Далее раскрывается тема воздействия алкоголя на организм, обсуждаются вызываемые им побочные эффекты, такие как повышенный риск заболевания раком, воспаление внутренних органов, недостаточное питание, недостаток витаминов, увеличение веса и повышенная чувствительность к инфекциям.

Кроме того, в повествовании одна из бабушек рассказывает о том, какую боль принесла алкогольная зависимость мужа ей и ее семье. Таким образом вводится деликатная тема, раскрывающая влияние алкоголизма не только на самого алкоголика, но и на окружающих его людей. Учащиеся узнают о факторах риска и подверженности алкоголизму в среде сверстников и семьи. Уроки раздела показывают формы сопротивления соблазну попробовать алкоголь и как оставить эту пагубную привычку, если у учащихся есть опыт употребления алкоголя. Как и в предыдущем разделе, учащимся предоставляется возможность утверждения своей независимости от злоупотребления алкоголем, а также выбора друзей и родных, которые могут им в этом помочь.

В «Материалах для углубленного изучения» используются игры, пародии, народные сказки, для того чтобы учащиеся узнали об алкогольной зависимости и научились говорить нет алкоголю. Эти аспекты урока наглядно иллюстрируют мрачную жизненную ситуацию, в которой оказались люди, подверженные алкогольной зависимости. Учащиеся применяют на себе мудрые выражения, представленные в этой части. Как обычно, дома родители могут обсудить с ними вопросы, углубляющие полученные в классе знания.

 

Раздел 4: Отношения между мужчиной и женщиной

Раздел 4 предлагает уникальный подход к представлению адекватных и неадекватных отношений между мужчиной и женщиной. В Уроке 16 учащиеся должны перечислить наиболее ценные качества, которые они хотели бы видеть в своем будущем супруге. Затем, вместо того, чтобы сконцентрироваться на этих качествах супруга/и, урок разворачивает парадигму. Теперь они должны задуматься над тем, как им самим стать человеком, достойным такого супруга/и. В следующем уроке речь пойдет об общепринятых мифах половой жизни до брака и важности принятия обдуманных решений, основанных на фактах, а не на слухах. Тема взаимоотношений между мужчинами и женщинами раскрывается в уроках раздела таким образом, чтобы, готовясь к здоровому и успешному браку, учащиеся избегали ненужных ошибок и развивали позитивные черты характера. В заключение раздела учащиеся могут сделать выбор относительно воздержания от половой жизни до брака.

В письмах бабушек представлены подходы к этой теме с различных точек зрения. В них речь идет о мудрости, передаваемой родителями, и о компромиссах, на которые они были вынуждены пойти. Бабушки рассказывают о последствиях принятых ими когда-то решений, чтобы их внуки мудро поступали в подобных ситуациях.

В «Материалах для углубленного изучения» используется целый ряд разнообразных подходов для углубления ключевых концептов уроков раздела. Речь идет о характеристиках настоящей любви, важности защиты своего сердца и воздержании от сексуальной распущенности. Эффективная демонстрация примеров показывает, как заболевания, передающиеся половым путем, распространяются через беспорядочные связи. Урок 25 посвящен тому, как говорить «Нет», когда на подростка оказывается давление с целью вступления в добрачные половые связи. В общем введении к курсу указаны некоторые возможности участия родителей в изучении этой темы помимо вопросов и заданий последней части дополнительного раздела «Связь с родителями».

Внимание: Этот раздел не рассматривает физиологические вопросы и подробности, связанные с половыми отношениями. Однако в связи с деликатным характером вопросов раздела, учителю особенно важно заранее получить письменное разрешение от родителей.

 

Раздел 5: Жизненные навыки

Данный раздел занимает несколько больший объем, чем все предыдущие. В нем речь пойдет о семи различных жизненных навыках, которые должны приобрести учащиеся для успешного достижения своей мечты. Эти жизненные навыки, помогающие учащимся развить правильные суждения и самоконтроль, могут быть применены в любой жизненной ситуации и окружении. В Уроке 21 обсуждается, каким образом можно реагировать на соблазн уступить давлению со стороны сверстников и как не спасовать перед собственными трудностями. Рассматриваются более глубокие причины того, почему люди встают на путь разрушительного поведения. Урок 22 показывает разницу между настоящей любовью и слепым увлечением. Урок 23 рассматривает роль импульсивного порыва при встрече с искушением и подчеркивает необходимость концентрации на долгосрочных и краткосрочных целях. Урок 24 посвящен методам и способам, используемыми СМИ для манипуляции мнениями и отношениями. В этом уроке учащиеся на практике учатся оценивать рекламу и, на более глубоком уровне, учатся оценивать подобные призывы со стороны своих сверстников, которые поверили и поддались такой рекламе.

Остальные уроки раздела посвящены теме границ. Урок 25 раскрывает важность слова «Нет» в ситуациях давления с целью вовлечения учащихся в опасные виды деятельности. Они знакомятся с правилами, помогающими справиться с трудными ситуациями. Эти правила могут оказать учащимся эффективную помощь в отстаивании своих принципов. Далее, они учатся критическому подходу к разрушительным мнениям и утверждению мнений позитивного характера. Подростки учатся ответственно принимать решения и узнавать «ловушки», мешающие осуществлению их мечты. В последнем разделе урока речь идет о том, как устанавливать личные и нравственные границы. Особенно подчеркивается важность выбора и установления этих границ и необходимости принятия решений до возникновения трудностей. Также представлены способы поведения в различных ситуациях.

В «Материалах для углубленного изучения» раздела используются примеры из современной жизни и притчи для демонстрации успешных и неуспешных способов сопротивления соблазну поддаться компромиссу. Урок 25 подчеркивает важность выбора положительных спутников в жизненном пути. Далее следуют несколько примеров противоядий от «ядовитых» убеждений. «Материалы для углубленного изучения» заканчиваются знакомством с Десятью Заповедями и тем, какое значение эти древние законы имеют в сегодняшней жизни.

 

Раздел 6: Заключение

В центре Раздела 6 находятся духовные аспекты человека и важность здорового духовного развития для что, чтобы жить продуктивной жизнью в зрелой свободе и ответственности. Бабушки рассказывают о собственном духовном опыте и том, как этот опыт повлиял на развитие их характера. Со второго до последнего урока Раздела 6 учащиеся получают возможность выбрать как минимум одну форму подотчетности, призванную помочь им выполнить обязательства, сделанные ими в ходе изучения курса. Они получают задание написать рассказ или изготовить плакат о положительном решении, сделанном ими во время работы над курсом, а также описать то, чему они научились в каждом из 6 разделов. Последний раздел завершается уроком, задуманным в виде праздника, посвященного обязательствам учащихся в выборе здорового образа жизни и в достижении положительных целей – Ритуале перехода. Цель праздника – поддержать учащихся на следующем этапе их жизни – в выборе положительной мечты, установлении здоровых и разумных границ, укреплении нравственного и продуктивного образа жизни, связанного со зрелой свободой и ответственностью. Приведен ряд советов для организации этого праздника, а также способы вовлечения родителей в это событие.

«Материалы для углубленного изучения» в этом разделе посвящены реальности невидимого духовного мира. Учащиеся осознают, что их внутренний мир также важен, как и мир внешний. Они учатся применять полученные ими знания для того, чтобы разрывать разрушительные оковы гнева и мести через прощение и положительные жизненные решения. Страничка «Связь с родителями» устанавливает более близкие взаимоотношения между родителями и подростками через совместный обмен убеждениями, опытом и ценностями, основанными на материале этого раздела. Надеемся, что эти близкие взаимоотношения помогут укрепить стремление учащихся к осуществлению их мечты. 

 

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone