Главная»Обмен опытом»Статьи»Педагогика и методика»Учитель и ученик: учимся вместе
Педагогика и методика

Учитель и ученик: учимся вместе

(из опыта использования курса «Как сбываются и разбиваются мечты»)

Вера Борисовна Евсякова
г.Нижний Новгород

Курс «Как сбываются и разбиваются мечты» появился на моем рабочем столе несколько лет назад после конференции МШП. Я давно искала материалы по профилактике, рассчитанные на работу с подростками в «Школе лидеров» в системе дополнительного образования. В нашем профессиональном училище учатся подростки в возрасте 15-18 лет. По сути дела это те же ребята, что и в средней школе, с такими же трудностями и проблемами, ребята, которым по разным причинам приходится рано входить во взрослую жизнь, учиться профессии. Многие ребята из неблагополучных или неполных семей, почти в каждой семье есть алкоголики. Бывали у нас и случаи суицидов.

Мне хотелось бы поделиться с вами, коллеги, некоторым опытом нашей совместной работы по курсу «Как сбываются и разбиваются мечты». Я называю работу совместной, поскольку этот курс рассчитан на активное сотрудничество и соработу как педагога, так и учащихся. Мы не просто проходим этот курс урок за уроком, но и ближе узнаем себя и друг друга, работаем над собой, учимся быть добрее и мудрее. Конечно, не существует идеального учебного пособия, но мне кажется, что к достоинствам курса относится его способность объединять учителя и учащихся. Курс учитывает целостность личности, а не одну или две ее стороны.

Итак, кто же такой подросток? Известный психолог доктор Росс Кэмпбелл в книге «Как любить своего подростка» советует во взаимоотношениях с подростками учитывать следующие положения:

  • подростки – это еще дети;
  • многое в поведении подростков для нас неприятно;
  • безусловная любовь изменит подростка к лучшему;
  • любить за что-то – это фальшь, которую подростки чувствуют безошибочно;
  • если подростка любят по-настоящему, он учится владеть собой, у него появляется уверенность в своих силах.

Почти всем подросткам свойственны тягостное чувство, когда «никто меня не понимает», и стремление к общению, в котором они надеются найти понимание. Подростки курят не из потребности в табаке, а из потребности в общении. Курс «Мечты» и знакомство со здоровым образом жизни не ограничены только рамками занятий. Теперь ребята учатся общаться вместе на спортивных мероприятиях, самодеятельных вечерах юмора и КВН, на дискотеках «Без сигарет», которые проводятся в училище. Некоторые подростки даже бросили курить.

Со временем у нас появилась потребность в добровольцах-волонтерах. Зачастую подросток лучше воспринимает своего сверстника, который из своего опыта расскажет о вреде курения и о том, как бросить курить, чем очередную мораль преподавателя. Волонтеры проходят обучение в школе «Лидер», затем проводят такие уроки в своих группах и помогают классным руководителям. Работа в группах помогает объединить ребят, учит уважать точку зрения другого, у подростков появляются навыки работы в команде, выявляются лидеры. Конечно, на занятиях особенно популярны игры. Здесь не обойтись без консультации волонтеров, которые поясняют ходы и что происходит на данном этапе игры. «Здоровые и вредные привычки» разыгрываются в спортивном зале, и без судейской команды нам не обойтись. И на помощь вновь приходят волонтеры.

Наши самые любимые уроки – «Спутник жизни. Каким он должен быть» и «Сила СМИ». Анализ рекламы так понравился ребятам, что теперь они с удовольствием сами раскладывают ее по полочкам.

Интересно вышло и со шкатулкой для писем бабушек. Мы превратили ее в почтовый ящик. После занятия ребята могут оставить в ней свой вопрос с пометкой: «Прошу ответить лично» или «Ответьте в классе». В шкатулку попадают вопросы, которые ребята стесняются обсуждать с родителями и на которые не в состоянии удовлетворительно ответить их сверстники или старшие друзья.
Совместными усилиями мы разработали следующие советы для подростков. Важно не перегружать их излишним морализаторством, быть кратким и однозначным.

  1. Вы можете поддерживать родителей, вместо того чтобы создавать для них новые проблемы.
  2. Вы можете быть примером для младших братьев/сестер и друзей.
  3. Вы можете помочь сверстникам воздерживаться от неразумного выбора.

Важно говорить подростку добрые слова, хвалить его. Бывает, что педагогам трудно найти качество или поступок, за который можно обратиться со словами поощрения к учащемуся. Часто мы навешиваем ярлык «безнадежный», который как сеть мешает нам найти в человеке хотя бы что-то светлое, какую-то звездочку. Предлагаю вашему вниманию список положительных качеств, которые можно отметить в подростке: хорош собой, внимателен к людям, доброжелателен к учителям, обладает чувством юмором, умеет собраться в трудный момент, организован, может быть хорошим лидером, может настоять на своем и выдержать даже при сильном давлении, способен к учебе, обладает атлетическими способностями, честен и правдив, может защитить слабого.

Проблема здорового образа жизни очень актуальна для всех возрастов, поэтому ребята обсуждают материал курса и в своих семьях. Одна бабушка даже приходила, чтобы побеседовать со мной. Ребята делятся дома услышанным в классе, обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам за советом. Между родителями и детьми появляются общие темы для разговоров. Так курс «Мечты» помогает восстанавливать связь между поколениями. На занятии о мечтах и препятствиях я попросила ребят обратиться к своим родителям с вопросом, насколько сбылись их жизненные мечты и цели. Оказалось, что около 90 % родителей не достигло поставленных в юности целей. Кто-то не смог получить высшее образование, слишком рано выйдя замуж, кто-то бросил институт, не приложив достаточно усилий, кто-то по семейным обстоятельствам начал работать сразу после школы.

Учитель призван не только для того, чтобы вложить в ученика определенное количество знаний. Ни пособие, ни педагог не могут и не должны снабжать подростка готовыми ответами. Наше призвание – помочь сделать достойный выбор в разрешении главных, фундаментальных вопросов человеческого бытия. В чем же состоит задача наших занятий? На мой взгляд, в том, чтобы у человека сложился внутренний духовный стержень, чтобы он смог научиться узнавать и обходить препятствия и, в конечном итоге, достигнуть своего жизненного предназначения. Ребята должны помнить, что в самых трудных ситуациях есть Тот, Кто знает и помнит о нас, и поможет справиться с приступами отчаяния, преодолеть тяжесть навалившихся проблем и трудностей. Не надо отчаиваться, помните, что любая трудная ситуация – это еще не конец.

Если раньше подростки общались за сигаретой или пивом, то благодаря курсу «Как сбываются и разбиваются мечты» у них появилась потребность достичь поставленных целей жизни, помочь другим не попасть в ловушки алкоголизма или наркомании, раскрыть все прикрасы современных СМИ и найти хорошего спутника жизни.

Что касается дальнейшей работы, мне хотелось бы побывать на семинаре для тех учителей, которые накопили опыт по использованию курса и могут поделиться им с коллегами. Такой обмен жизненно важен, поскольку мы учимся друг у друга.

 

Вера Борисовна Евсякова заместитель директора по воспитательной работе ГОУ НПО профессионального училища № 4 г. Нижнего Новгорода. Окончила химфак Горьковского политехнического института. Общий педагогический стаж – 26 лет, из них 20 лет в должности заместителя директора. Хобби – английский язык, которым Вера Борисовна занимается самостоятельно. У Веры Борисовны есть взрослая дочь.

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone