Главная»Обмен опытом»Статьи»Психология»Как обратить давление сверстников в свою пользу
Психология

Как обратить давление сверстников в свою пользу

Роберт Уилсон
психолог, семейный консультант
США

Давление сверстников – один из психологических «ритуалов перехода», с которым сталкиваются дети и подростки начиная с 10-12 лет. Обычно мы об этом не вспоминаем, пока внезапно не обнаруживаем, что для детей значимым является не мнение учителей, родителей или даже их самих, а мнение одноклассников и друзей!

В 10-12 лет у детей начинается период многочисленных физических, эмоциональных и ментальных изменений. Когда все они наваливаются на подростка разом, он может потерять ориентацию. В результате возникают довольно серьезные проблемы, особенно у детей, которые и без того плохо учатся.

В этой связи важно помнить, что давление сверстников может стать положительным фактором, если ученик проводит время с одноклассниками, которые поощряют его участие в полезных внеклассных занятиях и рекомендуют новые, развивающие хобби. С другой стороны, негативное давление сверстников побуждает учеников приобщаться к деструктивным или даже опасным видам поведения. В таких ситуациях учитель может и должен поддержать положительные силы, влияющие на жизнь учеников.

Во-первых, помогите каждому ученику понять, каким человеком он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. Затем попросите учеников поставить перед собой какие-то цели и записать их. Если у учеников нет жизненных целей, они начинают воспринимать будущее в негативном ключе и с большей вероятностью приобретают деструктивные привычки.

Во-вторых, советуйте подросткам рассказывать своим сверстникам о тех ожиданиях, с которыми они подходят к жизни, и сообщать окружающим о том, как они планируют реагировать на ситуации, которые могут быть потенциально опасны для них. Можно провести с ними беседу о последствиях деструктивных моделей поведения. Какие физические последствия стоит ожидать? Как они скажутся на поставленных учениками целях? Как их решения повлияют на других людей?

В-третьих, в деструктивных ситуациях подросткам часто необходим толчок, например, вмешательство авторитетного человека, который в решающий момент призывает их отвечать за свои поступки. Таким авторитетом может стать один из родителей или других родственников, а также учитель. В подобных ситуациях помогает использование в классе ролевых игр. Разыгрывая сценарии, ученики узнают о последствиях положительной или отрицательной реакции на конкретные жизненные ситуации. Это поможет ученикам заранее понять, как их ответы выглядят со стороны. Ученикам часто бывает трудно произнести слова, противоречащие мнению группы сверстников, однако если они уже произносили эти слова, репетируя сценку, в реальных ситуациях они смогут произнести их более естественно.

В-четвертых, запланируйте занятия, которые вовлекают в учебный процесс одновременно родителей и детей. Проводите встречи, на которых дети и родители могли бы поделиться друг с другом идеями. Давайте ученикам задания, для выполнения которых им необходимо что-то обсудить с родителями, рассказать им о своих жизненных целях и планах по их достижению. Общение и обмен идеями в данном случае – самое важное! Учитель может создавать ситуации для развития коммуникативных навыков подростков. Помните: давление сверстников порой бывает сильнее влияния родителей, но уверенный в себе, ответственный родитель способен воспитать сильных, уверенных в себе детей, способных принимать независимые решения, и тогда никто не сможет склонить их к нежелательным занятиям.

Наконец, сохраняйте позитивный настрой! В большинстве случаев течение жизни человека зависит от его решений и их последствий. Культивируйте в общении с учениками атмосферу свободы выбора. Исследования показывают, что запугивание и авторитарные решения могут быть эффективны лишь на короткое время, но не приводят к долгосрочным положительным изменениям в жизни взрослеющих детей, к которым так стремится учитель.

Подобные практические занятия не только улучшат поведение детей в школе, но и помогут воспитать из подростков хороших людей. В этом и состоит один из секретов учительского мастерства!

 


Роберт Уилсон (г. Сан-Диего, Калифорния) имеет степени бакалавра и магистра в области психологии и семейного консультирования. Он один из лидеров «Международной школьной программы». С1992 года он проводит конференции во многих странах Восточной Европы, Азии и Африки, а также в Гватемале. Имеет опыт работы учителем старших классов и директором частной школы. В настоящее время Роберт Уилсон читает лекции студентам колледжей. Кроме того, он является директором организации «Пейссеттерз» («PaceSetters») и занимается подготовкой лидеров. Боб и его супруга Дон состоят в браке 34 года. У них двое взрослых сыновей и трое внучек.

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone