Психология

Строим мосты

​Патрисия Байол
США 

Чечеш Владимировна Кудачинова
г.Москва

В последние десятилетия педагогические вузы обращают больше внимание на психологию общения, коммуникативные аспекты поведения в школе. Ведь школа – это не только место для получения стандартного набора знаний, отметок и аттестата зрелости. Школа – это мини-общество, место социализации учащихся, их приобщения к взрослой жизни. Следовательно, учащиеся призваны не только постигнуть грамматику и алгебру, но и приобрести навыки жития и бытия среди людей, т. е. социальный опыт. Всем нам известно золотое правило «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». Однако мало познакомить ребят с законами и правилами поведения в обществе – необходимо привить им навыки созидающего, конструктивного поведения. Сегодняшний учитель волей-неволей должен быть не просто педагогом, но и психологом.

Физик Исаак Ньютон сказал: «Люди строят слишком много стен и слишком мало мостов». Увы, все мы имели и имеем возможность убедиться в правоте его высказывания. К сожалению, «строить стены» человек начинает еще в достаточно юном возрасте. Со временем «стены» превращаются в образ мышления и жизни. Сегодня конфликтология стала настоящим предметом учебных курсов и исследований в рамках таких дисциплин, как социология и психология. Говорят о предмете и объекте конфликта, типологии и даже о функциях конфликта.

Специалисты предлагают способы предупреждения конфликтов, различные стратегии поведения в трудовых коллективах. Практически каждый из нас становился свидетелем самых разных конфликтов, т. е. столкновений, серьезных разногласий в школе. Как педагогу справиться с конфликтной ситуацией в классе, не имея специальных ресурсов эксперта-конфликтолога? Где искать корни конфликта и как мы можем разработать механизмы его разрешения? Другими словами, как нам научить учеников строить не стены, а мосты?

Безусловно, у школьных конфликтов существуют свои корни – физические, духовные, эмоциональные. Склонные к конфликтам школьники могут быть как из преуспевающих, так и из неблагополучных семей. Иногда дети несут свои семейные проблемы в школу, чтобы «разгрузиться» на одноклассниках. Основная причина, вероятно, в том, что нам всем не хватает любви и мира. Но хотя мы не в состоянии изменить ситуации в семьях, мы всегда можем обратиться к духовным ресурсам Священного Писания и применить их к данной проблеме.

Библейский стих «Будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:13) выражает пожелание Бога ко всем нам. Мир – это спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Такая атмосфера в классе наиболее способствует личностному росту учащихся, повышает усвоение материала.

У педагога достаточно власти, опыта и полномочий, чтобы продуктивно распознавать и разрешать конфликты на ранних этапах. Зачастую именно учитель является единственным человеком, который может помочь разрешить конфликт в классе.

Различаются три способа поведения в конфликте, которые представлены в приведенной ниже таблице

УКЛОНЕНИЕ

КОНФРОНТАЦИЯ

ДИАЛОГ

Уходить от конфликта Угрожать Слушать
Игнорировать Толкнуть Понимать
Отрицать Ударить Проявить уважение
Уступать Накричать

Искать выход

 

 

 

 

 

 

 

Два первых способа встречаются чаще всего и кажутся наиболее естественными. Диалог наиболее оптимален, однако как же нелегко пойти по этому пути. И самое главное, как это сделать?

Предлагаем вам некоторые практические советы по профилактике и преодолению конфликтов в классе. Данные рекомендации – не кулинарный рецепт, и вам потребуется некоторое время, чтобы интегрировать следующие правила поведения в классе:

  1. выслушивать друг друга;
  2. делиться мнениями, переживаниями;
  3. говорить по очереди;
  4. говорить с основными участниками конфликта начистоту;
  5. искать компромисс;
  6. первым предлагать мириться – «Мирись с соперником своим скорее» (Мф. 5:25);
  7. просить прощения, говорить «Мне жаль, что так получилось»;
  8. работать вместе как команда;
  9. принимать помощь;
  10. верить, что все закончится самым лучшим образом.

Эти правила могут показаться нам на первый взгляд слишком простыми. Возникающие в классе конфликты, напротив, могут представляться нам столь же грозными, как гигант Голиаф в глазах израильтян. Необходимо осознавать и быть готовыми к тому, что мы не увидим плодов с первого раза. Говоря о Царстве Небесном, Иисус указывал на то, что оно не приходит приметным, видимым образом. Так и здесь плоды появятся после постоянной, целенаправленной миротворческой деятельности учителя в классе, и наградой нам будет обещанная Богом «радость у миротворцев» (Притчи 12:20).

Для профилактики конфликтов вы, возможно, сочтете нужным обсудить с ребятами подобные ситуации из фильмов и книг на классных часах. Попробуйте вместе моделировать такие ситуации. Можно репетировать сценки, в которых ребята попробуют поставить себя на место конфликтующих сторон, попытаются, как в английской пословице, «походить в обуви» обидчика и обижаемого. На таком занятии можно потренироваться выражать свои чувства и ощущения. Например, как чувствует себя человек, которого постоянно обижают? Все знают, что надо извиняться, и все знают, как просить прощение. Но как трудно переступить через свое «я» и подойти к другому человеку со словами примирения!

Если конфликт зашел слишком далеко, вы можете пригласить обе стороны на отдельный разговор после уроков. Дайте ребятам выговориться, прислушайтесь к ним. Ведь часто обе стороны уже и не помнят причину ссоры.

Итак, наше школьное житие-бытие не всегда так безоблачно, как представляется на первый взгляд. Но именно в школе, как в зеркале человеческого общества и хранилище социального опыта, мы должны и можем искать выходы из тупика, учиться извлекать жизненные уроки и находить общий язык с нашими такими разными ближними.

 


Статья подготовлена по материалам Патриции Байол (США) и Чечеш Кудачиновой (Москва)

 

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone