Главная»Обмен опытом»Статьи»Психология»О наказании как средстве воспитания
Психология

О наказании как средстве воспитания

 

Лариса Валентиновна Каганова
консультант-психолог,
г. Санкт-Петербург

 

«Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состарится»

Притчи 22:6

 

Цель каждого из нас – родителя, воспитателя, педагога, – помочь детям стать достойными, уважаемыми людьми. Но воспитать ребенка без дисциплины невозможно. Можно ли обойтись без дисциплинарных наказаний в процессе воспитания? И если нет, то как достичь результата? А как же любовь? Как уравновесить дисциплину любовью?

«Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» (Притчи 3:1).

Одна из главных потребностей наших детей – это потребность в дисциплине и руководстве. Что же это такое? Дисциплина – это обучение ребенка правилам и навыкам, которые позволяют ему контролировать самого себя и помогают стать активным членом общества. Наша задача – научить ребенка контролировать самого себя, приучить его к дисциплине, чтобы он мог руководить своими помыслами и действиями. Мы должны научить детей думать и оценивать, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет. Готовясь к взрослой жизни, маленький человек должен научиться принимать решения и мыслить. Мы хотим подвести его к пониманию того, что есть воля Божья для его жизни.

Давайте обратимся к самому главному Родителю, Наставнику и Учителю – Богу, потому что «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8б).

В Послании к Евреям говорится: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:6-11).

Из этого отрывка Писания мы видим, что Бог использует дисциплинарное наказание как метод воспитания и научения. Любовь и дисциплину нельзя разделить. Дисциплинарное наказание является неотъемлемой частью любви. Потому что любовь без наказания – это вседозволенность. А наказание без любви – просто жестокое обращение.

Когда же появилась необходимость наказания? Когда появилось непослушание. За непослушанием последовали эгоизм и своеволие. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, Он предложил человеку Свою любовь и общение. Но человек выбрал свой собственный путь, путь непослушания. Он пошел против Бога, и таким образом обрел греховную природу. И наши дети также подвержены ее влиянию. Они ведут себя эгоистично и своевольно, они ревнуют, хвастают, жадничают. Они любят себя и обижают других. Они непослушны, гневливы, своенравны. Все эти негативные качества находятся в сердце. И поэтому наша задача – показать ребенку пример послушания, научить его, наставить, чтобы его сердце стало восприимчивым к Божьему водительству, и чтобы он выбрал путь послушания Божьей воле.

В каждом доме должны действовать установленные родителями правила. Они являются залогом безопасной, разумной и устроенной жизни. И в жизни ребенка границы дозволенного должны быть четко определены. Например, установив правила, когда вставать, приходить домой, делать уроки, где и чем играть, что можно брать и т. д., мы обеспечиваем ребенку необходимый распорядок жизни. А установив распорядок, мы тем самым наставляем его, показываем своим примером, что и как надо делать.

Когда ребенок нарушает правила, установленные родителями, прежде чем применять дисциплинарное наказание, необходимо определить причину непослушания, разобраться в ситуации. Например, вы поручили дочери вымыть пол, а работа была выполнена неаккуратно. Возможно, ваша дочь еще не научилась хорошо мыть полы. А возможно, вы плохо объяснили ей, что и как надо сделать, и она не поняла толком, что от нее требуется. В этом случае, вашего ребенка не за что наказывать, его нужно научить. Но если ребенок по возрасту может что-то делать и не выполняет, тогда он заслуживает дисциплинарного наказания.

Или, например, что делать, если ребенок проявляет гнев и несогласие в грубой манере? Как родителю правильно отреагировать? Прежде всего, нужно разобраться, проанализировать, что послужило проявлению такой реакции ребенка. Скорее всего, вы когда-то пропустили момент или не обратили внимания на сигналы и тревожные симптомы. Но теперь необходимо изменить ситуацию и отношение ребенка. Как? Прежде всего, надо принять решение изменить свое собственное отношение. Если мы сами проявили гнев, раздражение или ненависть, мы тем самым подали ребенку пример грубости. Родителям необходимо работать над своим характером и контролировать себя. Если мы хотим навести порядок в доме, то мы должны укротить свои эмоции, свой гнев, чтобы ребенок на наглядном примере понял, как себя вести. Заповедь, данная нам Богом – наставлять детей. Возможно, вам нужно честно сказать ребенку, что вы поступили плохо и решили измениться. Но, тем не менее, ребенок должен понести ответственность за свой проступок.

В Притчах говорится: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).

Иногда, когда ребенок не слушается, родители имеют привычку смотреть грозно или говорят злые, обидные и несправедливые слова, которые наносят душе ребенка непоправимый вред и совсем не служат целям воспитания. Бог дал нам глаза, уста и руки как инструменты благословения, и мы должны очень внимательно относиться к тому, как реагируем на поведение ребенка.

Если ребенок не слушается осознанно, он должен понимать, что за таким поведением последует дисциплинарное наказание. Также очень важно, чтобы он понимал, что сделал и за что будет наказан. Но ни в коем случае не запугивайте его и не угрожайте. Хотя ребенок должен получить урок и пережить логические последствия своего поведения, он должен чувствовать, что его любят и наставляют для того, чтобы в будущем он смог сделать правильный выбор.

В разном возрасте к ребенку применяются разные виды дисциплинарного наказания. Например, шлепать подростка не целесообразно: во-первых, подросток воспринимает такое наказание как неуважение к своей личности, а во-вторых, оно уже не приносит желаемого результата. А вот лишение удовольствия (например, поход в кино с друзьями, ограничение игры на компьютере или отказ купить какую-то вещь) может быть воспринято вполне серьезно. Еще один действенный способ наказания, применимый в воспитании подростка, это выговор. «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Притчи17:10). Мы должны быть мудры в том, как и какое наказание применить в той или иной ситуации.

Я хорошо помню время, когда росли мои дети. Я тогда еще не знала Бога, не знала Его слова. Но когда приходило время наказывать их за проступки или непослушание, я говорила им: «Я должна тебя наказать, потому что я тебя люблю. Если бы мне было безразлично, кем ты вырастешь, я бы смотрела на твои проказы сквозь пальцы».

Помните, что наказание – это лишь малая часть процесса воспитания. Мы хотим помочь нашим детям научиться принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях, хотим помочь им повзрослеть и стать лучше. Поэтому, воспитывая их и дисциплинируя, мы учим их праведности. А это и есть наша главная задача.

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone