Главная»Обмен опытом»Статьи»Психология»Стили родительского воспитания и поведение в классе
Психология

Стили родительского воспитания и поведение в классе

Андреа Хаттон

 

Даже самый неопытный учитель знает, что каждый ребенок в классе уникален. Каждый школьник не только является особой уникальной личностью, обладает своими дарами и талантами, но также он является «продуктом» своего домашнего окружения. Приходя в школу, ребенок как бы «отражает» влияние модели воспитания, принятой в его семье.

Модели межличностных отношений в семье можно условно разделить на четыре основные категории. В первом случае родители уравновешивают свою любовь твердостью. В такой семье дети чувствуют себя в безопасности, они ощущают себя любимыми и, как правило, уверены в себе, ответственны и умеют хорошо контролировать себя в соответствии со своим возрастом. Поскольку их жизнь в семье хорошо сбалансирована, по большей части эти дети не приносят из дома в школу дополнительный эмоциональный багаж, который мешал бы их работе в классе.

Вторая модель отношений в семье строится на одной любви, но это потакающая любовь. Родители постоянно идут на уступки детям, а установленных границ и запретов в семье крайне мало. Хочется задать вопрос: кто здесь главный – родитель или ребенок? Поскольку ученики из таких семей не приучены соблюдать границы и запреты дома, они часто не делают этого и в школе.

Третий стиль воспитания выражается в чрезмерном контроле и строгости. Часто дома ребенок встречает много критики и порицания и может впоследствии опасаться авторитета и власти взрослого. В результате некоторые дети замыкаются в себе, а другие бунтуют. Эти дети не получают достаточно тепла от семейного очага.

Последняя из рассматриваемых нами моделей отношений в семье – это «отсутствующий родитель». В некоторых случаях родитель может физически присутствовать в жизни ребенка, но быть недоступным эмоционально. Это может быть родитель, который слишком много работает, или злоупотребляет алкоголем, или принимает наркотики. Но каковы бы не были причины, родитель отстранен от ребенка, и ребенок растет сам по себе.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Сможете ли вы определить модели воспитания, присущие семьям учеников? Представим, что сейчас утро понедельника, и учащиеся только вошли в класс. Обратим наше внимание на четырех из них.

Звонок на первый урок только что смолк. Дети расселись по своим местам. Все ученики сидят и внимательно ожидают, когда учитель начнет день. Все, кроме Вани. Ваня не обратил внимания на звонок и до сих пор продолжает разговаривать с соседом по парте, только теперь его голос понизился до шепота. Учитель просит его успокоиться. Он слушается мгновенно, но как только учитель отворачивается, возобновляет разговор. Сосед по парте строго смотрит на Ваню и подает сигнал успокоиться. Ваня, кажется, довольно забывчив в отношении правил поведения в классе и требований учителя. Когда его друг перестает реагировать, Ваня начинает вертеть карандаш. Его мысли находятся очень далеко от класса и занятий.

Марина сидит за первой партой. Она выглядит как образцовая ученица. В выходные она потратила много сил на выполнение домашнего задания. Ей хочется, чтобы все было выполнено идеально. Нет, ей просто необходимо, чтобы все было идеально. Она очень боится, что ее ответы будут неправильными, и что учитель рассердится на нее. Как раз в этот момент учитель задает вопрос, и лес рук взмывает в воздух. Но Марининой руки среди них нет. Учитель оглядывает класс и все равно спрашивает Марину. Приглядитесь внимательно: лицо Марины бледнеет, она вся дрожит. Наконец, робким голосом она нерешительно дает правильный ответ. Учитель одобрительно кивает, и Марина опускается на свое место, пытаясь успокоиться.

Юра сидит на «камчатке». Ему здесь нравится, потому что он может оставаться незаметным для внимательного взгляда преподавателя. Однако сегодня учитель попросил учеников разделиться на группы. Перед каждой группой поставлен ряд задач, которые необходимо решить. Ребята очень хотят, чтобы их группа решила все первой и стала победителем. В то время как другие дети в группе занялись работой, Юра держится от них на некотором расстоянии. Иногда он отклоняется на стуле назад так, что тот балансирует на двух ножках, и еще больше дистанцируется от участия. Юра доволен положением дел, предоставляя другим решать задачи, в то время как сам надеется отмолчаться. Как обычно, он оставил большую часть своих учебников и тетрадей дома и поэтому плохо подготовлен к этому учебному дню.

Учитель не удивился, когда группа Сережи первой закончила выполнение заданий. Он также не удивился, что Сергей вызвался отвечать от лица всей группы. Это общительный и уверенный в себе мальчик, готовый участвовать в любой деятельности. Хотя он и не самый лучший ученик в классе, он все же один из лучших. Сережа дружелюбен и проявляет искренний интерес к другим детям, поэтому его часто выбирают лидером. Учитель рад, что Сергей первым поделится ответами своей группы, ведь он является хорошим примером для других учеников.

Возможно, вам было легко определить, что Сергей из семьи, в которой практикуется первая из рассмотренных нами моделей родительского стиля воспитания. Родители Вани балуют его. Родители Юры... кто они? Большую часть времени он предоставлен самому себе. Марина боится гнева, с которым может столкнуться у себя дома. Она всегда ошибается, всегда виновата и часто дома получает неодобрение. Ее родители являются примером третьего стиля воспитания.

Конечно, всегда есть дети, которые реагируют иначе, чем в приведенных нами примерах, даже если они воспитываются в неблагополучной семье, но чаще всего, это исключение. Примечательно, что дети легче всего раскрывают свой, Богом данный, потенциал, если в своей семье они получают много любви, уравновешенной твердостью.

Вам, наверное, интересно, какое отношение все вышеизложенное имеет к вам и вашему классу. Вы ничего не можете поделать с той жизнью, которую ведут ваши ученики дома, но, возможно, вы сможете сгладить некоторые из ее последствий.

Часто учитель оказывает сильное влияние на жизнь ребенка. Безусловно, в классе должны существовать общие правила поведения учащихся, но у учителя есть право реагировать на нужды отдельных учеников в соответствии с ситуацией.

Наблюдательный учитель может заметить, что Маринины родители суровы. Учитель должен быть более осторожен по отношению к Марине, чтобы не критиковать и не унижать ее, особенно если она не показала свой лучший результат в работе. Этому ребенку нужна любовь, и, пока она находится в классе, учитель может стать для нее таким маяком любви. Марина охотно примет от внимательного учителя и поощрение, и поддержку. Если помочь девочке увидеть некоторые ее дары и таланты, возможно, это в корне изменит ее жизнь.

«Ох, ну что делать с Юрой?» Поскольку дома никто не помогает ему делать домашнее задание и не организовывает распорядок дня, необходимый хотя бы для того, чтобы приносить в школу тетради и учебники, учителя могли бы помочь ему, обеспечив такой порядок в школе. Этому ребенку в жизни нужна любящая, но твердая рука. Учитель может приложить дополнительные усилия, чтобы привлечь его к участию в школьных мероприятиях. Может быть, он и хочет участвовать, но не с той же готовностью, что другие ученики. Учитель, безусловно, может заметить его заинтересованность и поощрить мальчика. Если Юра сможет найти свою нишу и «включиться» в процесс, это поможет ему в период взросления.

Ване тоже нужна твердая рука. Он должен узнать, что означает слово «нет», а также усвоить, что он не может все и всегда держать под контролем. Хороший учитель преподаст ему этот урок.

Мудрый учитель знает, что его роль не сводится только к преподаванию своего предмета, он воспитывает личности. И если он внимателен к своим ученикам, то увидит, как можно восполнить то, чего им не хватает дома.

 


Андреа Хаттон имеет степень магистра педагогики. Она занимается индивидуальной педагогической терапией по программе Национального института развития обучения (NILD) с детьми, испытывающими трудности в обучении. Являясь сотрудником МШП, она неоднократно посещала Россию как участник конференций и педагогических встреч «Международной школьной программы». Вместе с мужем Томом Андреа воспитала двоих сыновей. Сейчас живет в г. Зиния, штат Огайо, США.

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone