Каганова Лариса Валентиновна
г. Санкт-Петербург
Программа «Уроки доброты» ориентирована на детей младшего школьного возраста имеющих отклонения в развитии, для которых этическое образование важнейший путь к достижению духовно-нравственной грамотности.
Цель программы: Содействие успешной адаптации в социуме воспитанников сиротского учреждения, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми путем развития эмоциональной регуляции поведения, предупреждение и снижение тревожности и агрессии, повышение уверенности в себе.
Основные задачи программы:
- расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»
- знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку
- развитие способности к эмоциональному сопереживанию лучшего понимания себя и других
- обучение умению быть в мире с самим собой
- формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков
- исключение отрицательных эмоций, добиваясь положительных эмоциональных выражений
- приобщение к библейской истине, поощряя доверие Господу
- стимулирование желания поклоняться Богу, воспитывая почитание молитвы, Библии, дома Божьего
- применение Библии к конкретным ситуациям для принятия верного решения и правильной трактовки ошибок
- воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным
Основные методы обучения:
- беседы на моральные темы
- чтение и последующий анализ библейских историй и художественных произведений
- упражнение в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевых игр
- обсуждение и проигрывание проблемной ситуации
- просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
- слушание или пение детских песенрисование на заданную тему
Правила проведения занятий: Самое главное условие эффективности таких занятий - добровольное участие в них детей. Постараться организовывать и проводить занятия так, чтобы все дети захотели принять в них участие. Поощрять детей задавать вопросы и даже критиковать излагаемый в программе христианский подход к конкретным нравственным ценностям (в индивидуальной беседе или в специально отведенное для этого учебное время). Нередко самые интересные и остроумные мысли рождаются в жарких спорах.
• Свободно высказывать собственное мнение по ходу занятия, особенно когда кто-то из учеников прямо спрашивает о ваших убеждениях. Каких бы взглядов на христианство или вопросы нравственности ни придерживался ведущий, высказывая их, необходимо делать оговорку: «Это мое личное мнение» или «Я так думаю». Уважайте мнение тех учеников, кто выражает несогласие с вами, и приглашайте их к диалогу.
• Не оценивать детей, не добиваться единственно правильного, на наш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства. В том случае они будут лишь повторять за взрослым то, что надо.
Продолжительность занятия до 1 часа. Занятия не должны переутомлять детей, поэтому, во-первых, если видим, что дети уже устали, необходимо закончить занятие, а во-вторых, занятие должно заканчиваться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь шла о страхе). Занятие проводится один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции, тем самым, закрепляя пройденный материал.
Урок 1
Тема: Поговорим о добре.
Цель:
- ознакомить детей с повелением Бога «...побеждай зло добром»
- раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло»
- показать, каким эмоциональным состояниям понятия «добро» и «зло» соответствуют
- учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике
Стих для запоминания: «...побеждай зло добром» (Римлянам 12:21).
План занятия:
1. Знакомство с библейской истиной «Бог – Царь добра»
2. Прослушивание и обсуждение песен: «Если добрый ты» (Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского), «Собачья песня» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Морица)
3. Знакомство со сказочными персонажами
4. Беседа о добрых и злых людях
5. Знакомство с пиктограммами
6. Тренинг эмоций (игра «Мимика в рисунках»)
Урок 2
Тема: Каков Царь добра?
Цель:
- ознакомить детей с качествами Бога (добрый, святой, вечный, любящий, всевидящий, всезнающий)
- формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:16).
План занятия:
1. Знакомство с библейской истиной «Бог – добрый, святой, вечный, любящий, всевидящий, всезнающий»
2. Игра «Угадай настроение»
3. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
4. Упражнение «Оцени поступок» (Яковлева Н.Г. М.: Т11, Сфера, 2002)
5. Упражнение «Рисование с завязанными глазами»
Урок 3
Тема: Я особенный
Цель:
- знакомство с библейской истиной «Человек – лучшее творение Бога»
- развитие позитивной самооценки
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен...» (Псалом 138:14).
План занятия:
1. Рассказ о сотворении мира
2. Всем вместе прочитать «Я особенный»
3. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
4. Упражнение «Учимся понимать эмоции»
5. Игра «Разрезные картинки» (Яковлева Н. Г. М.: ТЦ Сфера, 2002)
6. Игра «Адам и животные»
Урок 4
Тема: Лучший подарок
Цель:
- помочь каждому ребенку понять, что он – грешник и нуждается в прощении
- учить распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление и печаль
- обучение правилам этикета
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
План занятия:
1. Рассказ как грех разделил Адама и Еву с Богом
2. Прослушивание и обсуждение песен: «Песенка крокодила Гены» (муз. В. Шаинский, сл. А. Тимофеевский) «Улыбка» (муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский)
3. Упражнение «Ситуация и настроение»
4. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
5. Игра «Хитрые наркотики»
6. Игра «Что хорошо и что плохо» (Яковлева Н. Г. М.: Т1Д Сфера, 2002)
Урок 5
Тема: Прощение
Цель:
- помочь детям понять, наш Небедный Отец/готов простить нас, когда мы просим прощения за наши неправильные поступки
- обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит от всякой неправды» (I Иоанна 1:9).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии «Притча о блудном сыне»
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Упражнение «Ситуация и настроение»
4. Игра «Найди спрятанные слова»
5. Упражнение «Оцени поступок» (Яковлева Н. Г. М.: ГЦ Сфера, 2002)
6. Упражнение «Продолжи рисунок» (Лютова Е. К., Монина Г. Б. СПб.: Изд. «Речь», 2002)
7. Игры «Звуковые эффекты» и «Духовой теннис»
Урок 6
Тема: Послушание
Цель:
- помочь детям понять, что Бог хочет от них повиновения не только Ему, но и всем властям; помочь детям научиться соблюдать такие государственные надписи, как «По газонам не ходить», «Опасно!», «Не входить!», «Переходить только по сигналу! И т. п.
- дать понятие о различии между эмоциями и поступками
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13:17).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии «Ноев ковчег»
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Упражнение «Сила слова»
4. Игра «Разрезные картинки» (Яковлева Н.Г. М.: ТЦ Сфера, 2002)
5. Игра «Путаница»
6. Игра «Ничего не вижу» и «Змея»
Урок 7
Тема: Сострадание
Цель:
- помочь детям понять, что Иисус – наш друг в любой ситуации, даже тогда, когда мы согрешаем
- обучение элементам техники выразительных движений
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Пр. 18:24).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии «Притча о добром самарянине»
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Игра «Буду делать хорошо и не буду плохо»
4. Упражнение «Найди отличия» (Яковлева Н. Г. М.: Т11 Сфера, 2002)
5. Упражнение «Лабиринт»
Урок 8
Тема: Дружба
Цель:
- помочь детям понять, что Божья любовь постоянна и никогда не изменяется;
- учить распознавать настроение по мимике: хитрый, капризный, злой, грустный, веселый, добрый;
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении;
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Друг любит во всякое время» (Притч. 17:18).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии о дружбе Давида и Ионафана
2. Прослушивание и обсуждение песен: «Песня друзей» (Муз. Ген. Гладков, сл. Ю. Энтин) «Настоящий друг» (Муз. Б. Савельев, сл. М. Пляцковский)
3. Беседа «Эмоции в сказках»
4. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
5. Упражнение «Закрась части рисунка»
6. Игра «Как земля вертится»
Урок 9
Тема: Честность
Цель:
- помочь детям понять, что ложь никогда не является решением проблемы, а наоборот – только усугубляет ее
- учить распознавать поступки и настроение по мимике
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Ефес. 4:25).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии, как Петр трижды отрекся от Иисуса. Ионафана
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Прослушивание и обсуждение «Песни ослика» (Муз. С. Никитин Сл. Ю. Мориц)
4. Упражнение «Поступки и настроение»
5. Игра «Разрезные картинки» (Яковлева Н. Г. М.: ТЦ Сфера, 2002)
6. Игра «Слово благодарности»
Урок 10
Тема: Не кради
Цель:
- помочь детям понять, что Бог видит все вещи, которые мы делаем хорошие или плохие
- учить распознавать эмоции по пантомимике
- обучение правилам этикета
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пс.:15:3).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии об Ахане
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Упражнение «Цвет и настроение»
4. Игра что хорошо и что плохо (Яковлева Н. Г. М: ТЦ Сфера, 2002)
5. Упражнение «Найди слово»
6. Игра «Стой вор!»
Урок 11
Тема: Зависть
Цель:
- помочь детям понять, что зависть разрушает дружбу
- учить распознавать настроение по мимике
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
- развитие коммуникативных навыков
Стих для запоминания: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует» (1 Кор. 13:4).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии об Иосифе
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Упражнение «Ребенок среди сверстников»
4. Упражнение «Придумки» (Г. Д. Черепанова)
5. Игры «Лопни, мыльный пузырь» и «Найди пару»
Урок 12
Тема: Страх
Цель:
- помочь детям понять, что Иисус всегда с нами в любой ситуации;
- ободрить каждого ребенка, чтобы он начал полагаться на Иисуса каждый раз, когда на него находит страх;
- познакомить с новой эмоцией (страх); учить распознавать ее; отреагировать на имеющиеся страхи.
- поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.
Стих для запоминания: «Не бойся, ибо Я – с тобой; не смущайся, ибо Я Бог твой, Я укреплю тебя, и помогу тебе...» (Ис. 41:10).
План занятия:
1. Беседа по истории из Библии «Иисус укрощает бурю»
2. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3. Упражнение «Боремся со страхом»
4. Игры: «Похвалишки», «Ласковый мелок», «Покатай куклу», «Поиск обуви вслепую».