Работа с родителями

Родители как дети

Старостина Ольга
г.Самара 

Одна из особенностей классного руководства состоит в том, что учитель принимает не только детей, но и их родителей. Наша задача – не учить родителей, а делиться с ними опытом, поскольку учитель по роду своей деятельности читает чуть больше по воспитанию, нежели родители. Нужно, чтобы папы и мамы поверили вам и прислушивались к вашим советам. Поэтому на родительском собрании, особенно на первом, постарайтесь создать доверительную остановку. Расскажите об основных направлениях воспитательной работы, чтобы родители осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный и очень индивидуальный процесс, который зависит и от сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки.

Конечно, родительское собрание не ликбез, и поэтому не нужно перегружать информацией уставших после работы родителей. Весь инфоблок должен быть уложен в 15-20 минут. Но если родители хотят узнать что-то подробнее, разбейте материал на несколько собраний.

Родители в душе остаются детьми, которые не против наставников и советников в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому к каждому родителю, как и к ребёнку, нужно найти свой подход и не поучать, а делиться своими знаниями.

Первый вопрос, который я задаю родителям, независимо от того, папа это или мама: «Сколько раз в день вы прикасаетесь к своему ребенку: гладите по головке, целуете, говорите доброе слово, улыбаетесь и т.д.?». Почему-то именно этот вопрос всех шокирует, и в ответ я всегда слышу «А зачем?» Отцы обычно считают, что это «телячьи нежности». Однако психологи установили, что к любому человеку, маленькому или большому, нужно прикасаться как минимум 12 раз в день, чтобы снять внутреннее напряжение и придать ему уверенность в себе.

Большой интерес и отклик у родителей находит книга «Пять языков любви» христианского психолога Гэри Чепмена. Эта книга о пяти способах выразить свою любовь ребенку:

  1. Через ПРИКОСНОВЕНИЯ и ласку.
  2. Уделяя ему ВРЕМЯ в беседах, общих играх и делах.
  3. Подбадривая его СЛОВАМИ ПООЩРЕНИЯ.
  4. Проявляя о нем заботу, оказывая ПОМОЩЬ.
  5. Даря ему ПОДАРКИ.

Один из этих языков – родной для вашего ребенка, он понимает его лучше, чем остальные. Когда вы разговариваете с ним на его языке, вы удовлетворяете его глубочайшую эмоциональную потребность – потребность в любви. Для нормального развития ребенка и его уверенности в вашей любви необходимо использовать все пять способов.

Я никогда не ругаю детей на родительском собрании. Стараюсь говорить обо всём классе, выбираю хорошие особенности каждого ребёнка. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием. Обязательно делайте акцент на том, что завтра всё будет хорошо, если мы все постараемся. Так действует закон ожидания («Семь законов учащихся» Б. Уилкинсона). Он гласит, что каждый учитель и родитель должен ожидать только самое лучшее от своего ребёнка. К сожалению, родители иногда говорят: «И что он у меня дурак такой...», не отдавая себе отчет в простой истине, что чего ожидаешь, то и получаешь.

Мои бывшие ученики, увидев меня на улице или в школе, или когда приходят в гости, без смущения обнимают меня. В нашем классе дети привыкли, что поощрение – это поцеловать в щёчку или погладить по голове. Когда тебя обидели можно поплакать на плече классного руководителя. Психологическая защита через прикосновение работает очень хорошо на практике. Дети начинают осознавать, что для вас они самые нужные и самые хорошие.

Со временем возникает проблема переходного возраста. Родителям становится все труднее общаться со своим «колючим» подростком. В это время дети переживают громадные перемены, и родители должны научиться выражать свою любовь иначе. Здесь на помощь приходит книга Г. Чэпмена «Пять путей к сердцу подростка». Если подросток не чувствует любви, то все, что говорит ему взрослый, влетает в одно ухо и вылетает в другое. Когда классный руководитель объясняет это родителям, они понимают, насколько это серьезно. Терпеливо, шаг за шагом, мы вместе можем помочь пережить ребятам этот сложный период.

Несколько лет назад в интернете мне попалась «Памятка родителям от ребёнка». К сожалению, мне не удалось установить ее авторов. Эту памятку я дарю родителям после собрания и прошу повесить её на то место, куда чаще всего падает их взгляд. Одна мама, например, закрепила ее магнитом на холодильнике и, прежде чем поругать свою дочку, сначала смотрит на памятку.

В заключение приведу слова христианского психолога Р. Кемпбелла: «Каждый ребенок – это сосуд, который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. Чаще всего дети совершают проступки, когда сосуд любви пуст». В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Попробуйте заглянуть в душу своего ребенка, попробуйте поговорить с ним на языке его любви, и он обязательно отзовется.


На протяжении 15 лет Ольга Николаевна Старостина преподает технологию в 5-9 классах школы № 129 г.Самары. Она участвует в работе группы учителей «Христианская этика». Ольга Николаевна считает, что самое интересное в ее работе – это дети. Они неповторимы. По ее мнению, одна из задач педагогов – оберегать детей, помогая им найти правильный путь в жизни.


 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком».

• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне всё спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.

• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

• И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне тем же...

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone