Главная»Обмен опытом»Работа с родителями»Дети: как воспитать чувство ответственности?
Работа с родителями

Дети: как воспитать чувство ответственности?

Ефимова Нина Яковлевна
учитель английского языка
г.Петрозаводск, Карелия

 

Цель встречи:  

Актуализировать понятие родительской ответственности за воспитание детей, понятие ответственности ребенка перед самим собой и окружающими людьми.

Задачи:

  • обозначить понятие границы в воспитании детей,
  • познакомить с законами, которые помогают воспитывать в детях чувство ответственности,
  • определить понятия «поощрение»  и «наказание».

Организационный момент: 

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ ВСТРЕЧИ.

 

ЧТО ТАКОЕ ГРАНИЦЫ?

Вступление:

Что такое граница?

Как вы понимаете это слово? Примерный ответ:  Граница – «линия, ограничивающая пределы чьей-то собственности».

Какие границы вы можете назвать?

Примерный ответ: государственная граница, граница дачных участков, футбольное поле, классная комната, зоопарк, квартира и т. д.

Почему сегодня стоит вопрос о границах и при чем тут наши дети? 

Для начала проведем одну игру: приглашаю одного человека, завязываю глаза. Задание: я иду к вам навстречу, как только вы захотите, скажите мне «стоп».

Вопросы к играющему:

Как вы себя ощущали? Почему вы так быстро /медленно сказали СТОП? В чем суть игры?
Сегодня многие родители понимают, что границы личного пространства – ключ к полноценному общению между людьми. А как научить наших детей выстраивать такие границы? Как показать детям границы вашего личного пространства? Как помочь детям избежать проблемы границ, с которыми могут столкнуться наши дети?

Что касается границ наших личных, взрослых, то нередко мы не понимаем, где и как поставить границы, часто мы перекладываем обязанности друг на друга, мы ищем виновного. Если мы разберемся со своими обязанностями, мы приходим к нормальным конструктивным отношениям. То же самое с детьми. Детям необходимо знать, кто они, каковы их обязанности, что не является их обязанностью. Если дети знают, что окружающий мир требует от них, чтобы они отвечали за свои поступки, то они научатся жить в соответствии с этими требованиями, их жизнь будет успешной.

Сущность границ – самообладание, ответственность, свобода и любовь.

Это основные составляющие духовной жизни человека.

Весь вопрос в том, что делать дальше. Поэтому для начала рассмотрим роли, которые могут играть родители.

 

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

Процесс воспитания можно рассматривать с разных точек зрения.
По-вашему, родитель – кто это? Приведите ваши ассоциации, синонимы.

На ватмане:

                 РОДИТЕЛЬ

друг             тренер           надзиратель

мучитель        помощник          любимый человек

 

На самом деле родителям приходится иметь всего три функции:

  • опека
  • руководство
  • источник существования

Что делает опекун? – создает безопасную среду обитания, в которой учится, набирается мудрости и просто живет наш ребенок. Опекун создает границы и рамки, чтоб уберечь дите от ряда опасностей:

  • опасностей, исходящих от самого ребенка,
  • опасностей, исходящей от внешнего мира
  • чрезмерной свободы, с которой он не в состоянии справиться
  • антиобщественных или преступных действий, поступков, взглядов,
  • регрессивной тенденции ребенка оставаться зависимыми и не стремиться к взрослению.

Родитель-руководитель следит за тем, чтобы все было в порядке: все цели были выполнены, требования соблюдены, ожидания оправданы. Для родителя – руководителя важны границы, важно объяснение сути границ на практике. Ребенок становится реалистом, растет ответственным человеком, т. е. он учится решать свои проблемы.

Родители – источник всех благ для ребенка. Они – мостик между внешним миром и самим ребенком. Здесь границы играют очень важную роль. Детей нужно учить, как принимать и разумно использовать то, что дают родители. Быть источником существования ребенка – великое благословение и нелегкий труд. Если родители отдают без меры, дети начинают чувствовать свою исключительность, становятся эгоистами. Неблагодарность становится чертой характера. Если родители слишком скупы, то у ребенка опускаются руки. Он теряет надежду на достижение цели.

Так как же быть успешным родителем? Возможно ли вывести формулу родительской успешности? Оказывается, да! Ее авторы – американские психологи, имеющие большой практический опыт, доктор Генри Клауд и доктор Джон Таундсен .

 

На ватмане:

Родительская любовь – это

  • Ответственность
  • Свобода выбора
  • Понимание причинно-следственных связей

НЕВОЗМОЖНО ВОСПИТАТЬ В ДРУГИХ ТО, ЧЕГО НЕТ В ВАС САМИХ!!!

 

ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАНИЦ

ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАНИЦ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЕТЯМ:

  1. Закон «ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ»
  2. Закон ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «…люби и саночки возить»
  3. Закон ВЛАСТИ: «Я не всесилен, но и не беспомощен»
  4. Закон УВАЖЕНИЯ: «мое «Я» - далеко не единственное, что имеет значение».
  5. Закон ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН: «Не действуй по принципу «Потому что я твоя мама»
  6. Закон ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ: «Боль может быть даром»
  7. Закон ДЕЙСТВИЙ: «Капризы не должны продолжаться вечно»
  8. Закон ЗАВИСТИ: «Я становлюсь счастливее, испытывая благодарность»
  9. Закон ИНИЦИАТИВНОСТИ: «Завести свой мотор с полуоборота»
  10. Закон ОТКРЫТОСТИ: «Честность – самая лучшая тактика»

Задание для родителей в группах: объясните суть этих законов вкратце (обсуждение и представление своих идей)


Коротко о первом законе  «ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ»:

это закон, от которого мы зависим и в хорошем, и в плохом. Позитивная сторона закона: он дает нам реальную возможность управлять своей жизнью – самим распоряжаться ею. В этом Божий замысел. Старание, прилежание и ответственность приносят свои плоды.

Негативная сторона закона: дает нам ощущение здорового страха перед плохим. Уважительное отношение к последствиям заставляет нас реально оценивать происходящее и двигаться в правильном направлении.

Не соблюдая закон, человек не получает представления ни о положительных, ни об отрицательных сторонах жизни.   
Закон должен работать, если мы ему не мешаем. А мы как раз чаще всего и мешаем: вторгаемся в действие закона, нарушаем его естественно-причинную связь, которая и рассчитана на то, чтобы преподать детям хороший урок. Поэтому родители должны позволить своим детям страдать. В Библии говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:11)

Воспитание без печали НЕВОЗМОЖНО!!!
Как необходимо понимать суть слова «наказание»? – В Библии слово «наказание» имеет широкий спектр значений.

НАКАЗАНИЕ

         Наставление               воспитание                обучение

                        Порицание                 исправление  

                            строгие меры воздействий    

Но все виды наказания должны быть основаны  на любви и идти во благо тому, к кому оно применяется. Цель такого наказания – ИСПРАВЛЕНИЕ.

В Притчах 13:24 царя СОЛОМОНА говорится : «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает.» 

Слово «розга», переведенное с еврейского языка, имеет значение «жезл, скипетр». Сегодня  это слово означает средство исправления в любых формах. Одному ребенку достаточно мягкого замечания, другому потребуется строгое внушение и время, чтобы исправиться.  «На разумного  сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Притчи 17:10) 

Занимаясь воспитанием, родители должны руководствоваться любовью и мудростью, думать о благе ребенка.
Поговорим о поощрении или вознаграждении. Каковы они?
Предложите ваши варианты (работа в малых группах: запись ответов на листе)

ПООЩРЕНИЕ ИЛИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

похвала           сладости         деньги       походы

      награда            грамоты       ……

Как поощрять?
Распространенная ошибка родителей поощрять или вознаграждать детей только потому, что ребенок выполнил свои учебные, домашние или иные обязанности. Вознаграждение уместно тогда, когда человек достиг большего, чем от него ожидали! Будьте осторожны: не допускайте, чтобы ваши дети считали, будто за хорошее поведение полагается награда.

 

Второй закон ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «…люби и саночки возить»

ЭКСПЕРИМЕНТ:

Прошу вас на листах бумаги написать цифрами ответ на следующие вопросы:                                                   

  • насколько сильно мои родители повлияли на  формирование  моей личности?                                  
  • в какой степени вы имеете влияние на своего ребенка?

На листе бумаги:

я и мои родители: 30  и  70
я и мой ребенок: ………..

Вывод: ребенок должен быть в большей степени ответственен за свое развитие!!!

Наши дети должны отвечать за следующие сокровища:

  • Эмоции: детей надо учить понимать свои чувства, проявлять их как сигналы о состоянии их души.
  • Отношение к происходящему: необходимо научить детей понимать следующее: как только они сталкиваются с проблемой, пусть прежде подумают, какова их собственная роль в возникновении этой проблемы. «ВЫНЬ ПРЕЖДЕ БРЕВНО ИЗ ТВОЕГО ГЛАЗА, И ТОГДА УВИДИШЬ, КАК ВЫНУТЬ СУЧЕК ИЗ ГЛАЗА БРАТА СВОЕГО» (Матфея 7:5)
  • Поведение: нормальные дети способны овладеть искусством правильно себя вести. Дать ребенку «ТОРМОЗА» можно с помощью констатации факта, разъяснения и практики.

 

Третий ЗАКОН ВЛАСТИ: «Я не всесилен, но и не беспомощен»:

Родительская власть может либо исцелить ребенка, либо навредить ему. Но он нуждается в такой власти, которая исходит из его реальной способности контролировать себя. А что делать родителям, если ребенок, используя свою власть, вторгается на чужую территорию? Об этом говорит закон уважения. ЛЮБИТЕ, НО НЕ СПАСАЙТЕ!!!!

Научиться понимать границы – это один из главных уроков курса по воспитанию ответственности у ребенка. 

Родители, которые не пользуются родительской властью, безразличны к своим детям. Кто же пользуется ею мягко, но решительно, тот проявляет любовь.


Четвертый  ЗАКОН УВАЖЕНИЯ: «Мое «Я» – далеко не единственное, что имеет значение»

Дети не всегда помнят, а некоторые и не знают или в свое время не выучили  уроки добра:

  • не обижай других, не иди ни на какие нарушения, не кори сказавшего тебе «НЕТ»
  • «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ» (Матфея 22:39)

Мы рассмотрели только четыре закона, помогающие выработать чувство ответственности у детей. Какой закон вам более близок, понятен? Почему? Как срабатывали эти законы в вашей жизни или жизни ваших детей?

 

I. РЕФЛЕКСИЯ: Подводя итоги встречи, прошу вас оставить свои вопросы, поделиться мыслями, впечатлениями об услышанном, увиденном (игра Чемодан», «Стиральная машина», «Мусорное ведро»)

II. И как подарок вам, уважаемые родители, хочется прочитать стихотворение Е. Шварца

Если вы — родители-прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители, а просто восхитители!
А если вы — родители-ворчатели, стыдители,
А если вы — родители ругатели, сердители,
Гулять-неотпускатели, собакозапретители,
То, знаете, родители, вы просто крокодители!

                                                    М. Шварц

Уважаемые родители, согласны ли вы с автором стихотворения?

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • А что вы, родители, в действительности делаете стоящего для своих детей?
  • В чем выражается ваша любовь?
  • Какими вы хотите видеть ваших детей? Какие у вас для этого инструменты?

III.  Итоги встречи:

На этом наша встреча завершена. Спасибо за внимание!

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone