Главная»Обмен опытом»Уроки»Изо»Библия в детском рисунке
Изобразительное искусство

Библия в детском рисунке

Георгиевская Алла Анатольевна
г.Самара

Библия в детском рисунке В 1998 году в г. Самаре прошел обучающий семинар по учебному курсу «Введение в христианскую этику» (ВХЭ). Я сразу «загорелась» этим учебным пособием. Два года спустя я получила возможность работать по программе ВХЭ.

Сначала стала частично использовать материалы на уроках, классных часах. Выбирала самое-самое. Но меня это не устраивало, хотелось использовать эту программу полностью.

Первоначально было решено проводить занятия с одним классом. Потом появилась идея совместить приятное увлечение (рисование) с полезным – воспитанием детей на основе христианской этики по программе ВХЭ. Так возник кружок по рисованию с изучением Библии.

Захотелось связать прямую передачу информации с изобразительным искусством, чтобы дети не только слушали, рассматривали иллюстрации на библейские сюжеты, но и сами творили, воссоздавали то, о чем говорилось на занятиях, то, что запало в их детские сердечки. Для учащихся коррекционной школы-интерната, в которой я работаю, такая форма занятий наиболее приемлема, так как эти дети обладают малым словарным запасом, испытывают затруднения в построении фразы, плохо читают.

Кружок называется «От нравственной личности к нравственному обществу через изучение христианской этики и рисунок». Дети называют этот урок «Занятия про Бога».

Конечной целью наших занятий стало изменение характера ребёнка. Для чего, спросите вы? Давайте посмотрим по сторонам: непорядочность, насилие, наркомания, половая распущенность захлестнули наше общество. Мы сталкиваемся с этим на каждом шагу. Как уберечь детей, молодёжь от этого? Как мы можем повлиять на их поведение? Ужесточение законов не вызовет внутренних изменений, только внешние. Исправлять надо не поведение, а мировоззрение.

Все вышеперечисленные пороки имеют один источник – отсутствие добродетельного характера. Добродетельный, высоконравственный характер не формируется в людях автоматически. Характер должен осмысленно воспитываться на основе нравственности и морали. Программа ВХЭ рассчитана на развитие у детей положительных черт характера и отчетливое осознание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

План каждого урока данного пособия подчинён основной цели. Это не просто изучение Библии, как думают многие, а деятельность, которая подводит учеников к готовности открывать и исследовать черты характера библейских героев. Каждое занятие должно быть спланировано таким образом, чтобы на основании материалов из жизни Иисуса Христа донести до учеников суть того или иного нравственного качества. Высшим нравственным образцом становится Иисус Христос.

Получаемая учениками информация о христианстве носит базовую, образовательную форму. Возможны опасения, что некоторые родители могут воспринять занятия по ВХЭ как попытку искусственного насаждения нравственности или навязывания детям определённых религиозных воззрений. Во избежание этого необходимо, чтобы знакомство с жизнью Иисуса Христа и Его учеников носило преимущественно познавательный характер. Что касается веры, то это относится к сфере добровольного выбора человека.

Теперь давайте посмотрим, как построены занятия. Мы выбрали факультативную форму проведения, для которой характерна более доверительная атмосфера и менее формальная обстановка.

Мы занимались один раз в неделю во время кружковых часов, во второй половине дня. Составленный мной календарно-тематический план включал 32 урока, т.е. занятия были расписаны на весь учебный год. Одно занятие длилось два урока и включало в себя теоретическую и практическую части.

В кружковой работе с Библией по программе ВХЭ мне помогают Детская Библия, художественная литература и аудио-комплект «Жизнь Иисуса Христа», использование которого значительно обогащает уроки. Кроме того, я составила и дополнительные программы по рисованию.

Сочетание этих приемов несет также развивающую и корректирующую функции, поскольку умственно отсталые дети с трудом могут самостоятельно изобразить сюжеты, осмысленно соединить услышанное воедино.

Практическая часть урока включает рисование по теме. Рисунок позволяет не только раскрыться, но и помогает моим детям выразить то, что они не могут сказать словами. Они хорошо срисовывают, и я стала использовать на занятиях огромное количество карточек. Карточки – это отдельные рисунки: деревья, люди, вещи, цветы, библейские сюжеты, пейзажи и т.д. Мои ребята компоновали, срисовывали, дополняли ... творили и запоминали. Так у нас появилась Библия в рисунках: от сотворения мира из Книги Бытия до распятия Иисуса Христа.

Большим минусом в работе с детьми нашей школы является тот факт, что они плохо читают, имеют ослабленную память, а пересказать связанно почти не могут. Тем не менее, по своим наглядным работам учащимся было значительно легче пересказывать учебный материал. Из урока в урок мы узнавали, насколько разные представления о добре и зле имели люди в разные времена. Но большую часть занятий мы посвятили изучению христианских идей и выяснению того, как эти идеи практически могут повлиять на наш образ жизни.

Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на следующие моменты. Каждый урок я начинала с христианского принципа и разбора ситуации. В конце занятия я обязательно сводила разговор к личности, предлагая ученикам задуматься над вопросом: «А как я поступлю в данной ситуации'?». Важно подвести учеников к самостоятельному определению того, насколько нравственны их поступки (хорошо это или плохо).

Я старалась научить ребят отвечать на два вопроса. Не противоречит ли мой поступок Золотому правилу: «Хотел бы я, чтобы кто-то поступил так по отношению ко мне»? Согласен ли я с тем, что другие люди должны поступать подобным образом в аналогичной ситуации?

Наша группа насчитывает 13 человек. Это мальчики в возрасте от 11 до 15 лет, ученики 5-7-х классов. Один мальчик, третьеклассник, посещает массовую школу. Дега охотно приходят на занятия и любят рисовать. Они стали открыто ходить по школе с Библией.

На первых занятиях у нас возникли проблемы с дисциплиной. Пришлось выработать совместно с ребятами «Кодекс поведения», в который вошли следующие требования – дисциплинированность (самоконтроль), уважительное отношение друг к другу, честность.

Чтобы подвести ребят к принятию этих требований я использовала евангельский стих: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Матф. 18:20).

В заключение мне хотелось бы высказать ряд пожеланий:

  1. Мы должны помнить, что воспитывают не столько рассказы, сколько личный пример учителя. Я постоянно слежу за собой.
  2. Никогда нельзя забывать, что дети имеют потребность в эмоциональном удовлетворении. Это ощущение тепла общности, дружеского отношения друг к другу, ощущение успеха
  3. Я стараюсь хвалить детей как можно чаще, не только за конкретный результат, а как бы авансом, за этапы работы. Не забывайте, что похвалить – это дать почувствовать себя хорошо за то, что сделано в прошлом. Старайтесь развернуть похвалу в будущее, т.е. сформировать в сердце мечту, дать ребенку «дотронуться до звёзд».

Наше будущее и будущее наших детей во многом зависит от того, в какую сторону (хорошую или плохую) направлены наши сегодняшние мысли и поступки.

Помимо данного конкретного опыта у меня имеется много разработок по программе «Введение в христианскую этику» и аудио-комплекту «Жизнь Иисуса Христа». Тем, кто заинтересуется, я с большим удовольствием отвечу, поделюсь тем, что знаю, умею, думаю.

Благодарю Господа за возможность говорить о Нем, служить Ему через мою работу.

Работает на Cornerstone