Главная»Обмен опытом»Уроки»История»Крещение Руси. Роль христианства в развитии культуры XI века
История

Крещение Руси. Роль христианства в развитии культуры XI века

Сачян Л.С.
учитель истории
г.Невинномысск

Цель занятия: продолжить формирование толерантности, терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы

Задачи занятия:

  1. Воспитывать нравственные качества у детей
  2. Сообщить о событиях связанных с праздником. Повторить пройденный материал
  3. Развивать речь, память, мышление

Оборудование:

  • Учебник А. В. Бородиной «Основы православной культуры», М. Покров, 2002
  • «Знаменный распев гармонизации П. В. Чеснокова «Хвалите имя Господне»
  • Репродукция росписи М. В. Васнецова «Крещение киевлян в водах Днепра»
  • фрагмент видеофильма «Иисус», (фрагмент литературно-музыкальной композиции «Жизнь Иисуса Христа»)
  • Два яблока – зеленое и красное

Занятие рассчитано на 50 мин. Класс предварительно разделён на три группы. Учащиеся сидят таким образом, чтобы каждый мог видеть всех остальных.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.    Организационный момент – 1 мин.

Учитель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки, почувствовать тепло друг друга и пожелав друг другу здоровья, сказать: «Здравствуйте». Дети занимают свои места.

2.    Постановка целей урока – 1 мин.

Учитель: Сегодня мы поговорим о событиях тысячелетней давности. Кто знает, когда именно была крещена Русь? (В 10 веке. Почему и когда это произошло вы узнаете на сегодняшнем занятии).

3.    Повторение – 5 мин.

  •  Вспомните, какой была Русь до принятия христианства.
  •  Назовите имена первых христиан на Руси.
  •  Как узнали люди о христианском Боге?
  •  Что можете рассказать о св. Ольге?

4.  Изучение нового материала – (15 мин.) проходит в форме самостоятельной работы с учебником, после которой учащиеся отвечают на заранее записанные на доске вопросы:

  • Когда и по приказу какого князя была крещена Русь?
  • Каким был князь Владимир до крещения?
  • Почему народ прозвал Владимира Красным Солнышком?
  • Расскажите о первых христианах-мучениках на Руси.
  • Как вы думаете, почему христианские храмы строили на местах бывших капищ?
  • Расскажите, как Владимир Святой выбрал веру для себя и своего народа? Почему он отверг ислам, иудаизм, католицизм? Что привлекало Владимира и его советников в Православии?
  • Какое христианское имя получил князь Владимир при крещении?
  • Как проводилось крещение русского народа?
  • Какие первые храмы и где построил Владимир Красное Солнышко после крещения? Кому они были посвящены?

Разделенный на три группы класс читает отрывки из учебника «Основы православной культуры».

1-я группа: О крещении Руси на Днепре (стр. 65-67):

Крестившись и просветившись светом Евангелия, Владимир спешил привести к православной вере свой народ. Сначала он приказал истребить всех кумиров и идолов, чаще их топил в воде, но иногда и рубили, и сжигали. Перуна привязали к конскому хвосту, били тростями и бросили с горы в Днепр. Княжеские воины долго сопровождали его, отталкивая от берега, чтобы народ не выловил идола. Воины до самых днепровских порогов провожали его, после порогов он был выброшен волнами на берег. Место, где идол все-таки выплыл, получило название «Перуново».

После разорения языческих святилищ Владимир приказал крестить весь народ в водах Днепра и других рек. На местах бывших капищ и треб стали строить христианские храмы. Великий князь Владимир построил в Киеве деревянную церковь св. Василия на том самом месте, где стоял знаменитый Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строительства каменного храма Успения Пресвятой Богородицы там, где в 983 г. пострадали от язычников за веру Христову Федор и сын его Иоанн. Когда в 994-996гг. храм был построен, Владимир отдал туда кресты и сосуды, привезенные из Херсонеса, и велел служить в храме херсонесским иереям. На содержание Успенской церкви Владимир выделил одну десятую часть своих княжеских доходов, поэтому она назвалась ещё и Десятинной. После смерти Владимира и Анны здесь находилась мраморная рака Владимира и гробница Анны.

Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых отроков обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало русского просвещения, образования, распространения грамотности. Поначалу народ считал грамоту опасным чародейством, а матери оплакивали своих отроков, взятых в обучение, как мёртвых.

2 группа: О Св. равноапостольном кн. Владимире до принятия им христианства (стр. 61-64).

Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Ольги и правнуком Рюрика. Он сыграл в судьбе русского народа совершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать Православие государственной религией Древней Руси.

Сам Владимир пришёл к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многожёнцем. Несмотря на то, что воспитывался, как и братья его, православной княгиней Ольгой, его бабкой, христианского учения и образа жизни не приобщился. Опираясь на варягов, с помощью злодеяний он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел четырёх жён законных и 800 наложниц, так рассказывает летопись. Видимо, многоженство у русичей-язычников не считалось беззаконием.

Захватив власть, Владимир проявил отменное усердие в языческой вере: желая отблагодарить высшие силы и укрепить с помощью язычества свою власть, на священном холме близ теремного двора он обновил пантеон богов, особенно постарался для Перуна, сделав нового идола с серебряной головой и золотыми усами. Его дядя Добрыня, посланный управлять Новгородом, на берегу реки Волхов тоже поставил нового истукана Перуна. Возможно, Владимира мучила совесть за братоубийство, ибо и языческая вера не терпела таких злодеяний. Желая примириться с богами, он усердно стал поклоняться идолам, приносить им жертвы и требовал того же от народа.

В 983 г. после очередных воинских успехов князь Владимир со своею дружиной пожелал принести своим божествам человеческие жертвы. Был брошен жребий: кому из киевских отроков и девиц надлежит стать жертвой идолам. Жребий пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Отец не только не согласился выдать сына, но стал говорить о заблуждениях язычников, о безумии поклоняться деревянным истуканам вместо живого Бога. Поскольку христианство было уже довольно распространено, народ его терпел, но открытое хуление христианином языческой веры вызвало мятеж в городе. В ярости народ убил Феодора и Иоанна. После крещения русский народ станет почитать их как первых христиан-мучеников на Руси, Православной Церковью будет установлен день памяти их – 25 июля (12 июля – по старому стилю). Но это произойдет только после 988г., а в 983г., сразу после гонения на христиан, многим из них пришлось бежать или скрывать свою веру, храмы были разорены.

Однако Владимир долго размышлял над происшедшим и над услышанным. Заставляли задуматься над проблемой выбора новой религии и политические причины.

Летопись рассказывает, что к князю Владимиру приходили разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. Первыми прибыли послы от волжских, или камских, болгар, принявших, как говорили на Руси, магометанство (так на Руси называли ислам). Описание мусульманского рая с многочисленными женщинами пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание показалось ему отвратительным обрядом, а запрещение пить вино – безрассудным.

Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно; отцы наши не приняли веры от папы».

Иудеев он спросил, где их отечество. На что они ответили, что родина их Иерусалим, но Бог, разгневался на них, рассеял их по чужим землям. «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества», – сказал Владимир.

Наконец, безымянный греческий философ рассказал князю все содержание Ветхого и Нового Заветов и показал картину Страшного Суда. Владимир ужаснулся и, вздохнув, произнес: «Благо добродетельным и горе злым!». Отпустив философа с дарами и великою честью, князь собрал бояр и градских старцев и объявил им обо всех предложениях послов, прося совета. Бояре и старцы отвечали: «Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству». И отправил князь 10 благоразумных мужей в разные страны.

Послы, вернувшись, поведали, что скудные храмы, унылое моление и печальные лица магометян (мусульман) произвели на них впечатление плохое, обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты, а по поводу греческой веры говорили так: «всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру греков, не хотим иной». Но Владимир пожелал услышать ещё раз мнение бояр и старцев. «Когда бы Закон греческий, – сказали они, – не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его».

3 группа: О внутреннем преображении св. кн. Владимира (стр. 67).

Сам князь после крещения совершенно преобразился и внутренне, и внешне, в жизни бывшего буйного князя-язычника произошли глубокие перемены. Он не мог больше воевать, так как боялся причинить зло, поэтому за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе он стал устраивать по праздникам угощения для всего народа, а больным велел развозить хлеб, мясо, мёд и другие продукты по домам. По распоряжению Владимира трапезы для голодных стали устраивать не только в Киеве, но и в других городах и деревнях. Князь искренне и глубоко принял христианское учение, старался сделать свою жизнь достойной звания христианина и стал не только мудрым управителем государства, но и духовным авторитетом для своих подданных. Народ прозвал своего великого правителя Владимиром – Красное Солнышко. Церковь причислила Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 июля (по старому стилю – 15 июля).

Учитель: А теперь докладчики из каждой группы отвечают на поставленные вопросы (члены групп дополняют ответы).

5.    Первичное обобщение преподавателем изученного материала: – 7 мин.

Принятие христианства было прогрессивным явлением для молодого русского государства. Русь уравнивалась с христианскими государствами Европы, что было очень важно при дипломатических отношениях – теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом.

Христианство способствовало укреплению государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога»...» Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Новая религия проповедовала общечеловеческую мораль («не убий», «возлюби ближнего своего как самого себя»). Страх перед Божьим наказанием ограничивал эксплуататорские аппетиты верхушки общества. Христианство уравнивало всех людей перед Богом, учило богатых помогать бедным. Это примиряло противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию.

Класс прослушивает запись хора Московских Духовных Академии и Семинарии «Хвалите имя Господне» (Знаменный распев. Гармонизация П. Чеснокова). Учитель просит ребят высказать своё мнение: почему посланники князя Владимира, побывавшие в поисках веры в Византийском храме и услышавшие звуки духовной музыки, сказали, что побывали на небесах.

6.    Первичное закрепление изученного материала – 5 мин.

Учитель: Что же явилось положительным результатом крещения? Внимание на доску! Задание: определите, где результат, а где последствия принятия Русью христианства? Запишите выводы в тетрадь! (На раздаточном материале заранее записаны положительные результаты крещения Руси и дана таблица «Принятие Русью христианства» Обсуждение материала проходит в трёх группах).

 

Раздаточный материал

Последствия

Результат

1 ...

2 ...

...

1 ...

2 ...

...

 

  • широкое приобщение к греческой византийской культуре;
  • восприятие славянской письменности (Кирилл и Мефодий);
  • утверждение Православия после разделения христианской церкви;
  • появление школ при монастырях;
  • появление русских святых людей, прославившихся своими нравственными качествами и служащих образцом мирянам;
  • Государство Русь к рубежу 10-11 веков стало одним из крупнейших и могущественных в Европе. Киевские князья породнились с монархами христианских стран.

Учитель: Проверим теперь ваши записи в таблицах. Группы, обменяйтесь результатами и составьте своё мнение о работе другой. Уточнение и обсуждение идёт вместе с учителем.

7.   Проведение сравнения, аналогии изученного материала через наглядный пример проблемного характера – 3 мин.

Учитель: А теперь наглядный пример. Вот два яблока – зелёное и красное. Подберите эпитеты к ним. Зеленое – молодое, незрелое, жесткое, безвкусное. Красное – крепкое, вкусное, сочное, непобитое, свежее, спелое, без нитратов. Как вы думаете, на какое из двух яблок похожа наша отчизна до крещения и после него и почему? Учитель подводит итог: как это зеленое яблоко, была наша отчизна до того, как познала Слово Божие. После принятия его она стала подобно яблоку красному.

8.   Просмотр фрагмента видеофильма «Иисус», (фильм посвящен 2000-летию Рождества Христова.) 5 мин.

Напомню вам, что христианский праздник Крещения связан с крещением Иисуса Христа в водах Иордана. Крещение – радостный и светлый праздник для христиан, потому что он дает надежду на новую жизнь в Боге, на всеобщее воскрешение. Во время своего земного служения Христос своим примером учил людей тому, как они могут жить в мире со своими ближними, стараясь прощать обиды, любить своих врагов и бороться с искушением совершить грех.

9.    Закрепление – 5 мин.

Христиане верят, что Господь наш Иисус Христос не только учил людей тому, как можно жить в мире и согласии с окружающими, но и свидетельствовал о том, что Его смерть даст человечеству возможность освободиться от бремени греховности. Христиане также убеждены, что крещение – таинство, необходимое каждому человеку: оно позволяет ему вернуться к жизни в Боге и восстановить свои отношения с Ним. Так случилось и с кн. Владимиром. Христиане сказали бы, что отношения князя Владимира с Богом были восстановлены благодаря прощению его грехов. Свидетельством тому было изменившееся поведение Владимира.

Если бы вы могли поговорить с ним прямо сейчас, что бы вы хотели сказать ему, какие вопросы вы бы ему задали? А теперь запишите в своем личном дневнике ответы на следующие вопросы (они записаны на доске перед занятием и до поры зашторены):

  1. С кем я мог бы помириться и восстановить нормальные отношения?
  2. Чему научила меня история жизни св. кн. Владимира и как я могу использовать эти знания для восстановления отношений с другими людьми?

10.  Подведение итогов – 2 мин.

Одной фразой выразите свое понимание проблемы примирения и восстановления отношений с другими людьми.

11.   Домашнее задание – тема для размышления – 1 мин.

Подумайте, что заставило взрослого человека, Президента США Дж. Буша, просить прощения у людей иной веры за постыдные действия американских военнослужащих по отношению к пленным в Ираке? Это дипломатический ход, или?...

Если вы захотите расширить и углубить знания по теме сегодняшнего занятия, прочтите об этом в «Повести временных лет», Изборник, М., 1965г., стр. 62-75.

 

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone