Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Библейские мотивы в поэзии Иосифа Бродского
Литература

Библейские мотивы в поэзии Иосифа Бродского

Гребнякова Людмила Алексеевна
учитель русского языка и литературы
 г.Йошкар-Ола, п. Сурок

Цели урока:

а) Помочь учащимся приобщиться к миру философской поэзии Бродского, понять истоки его творчества;

б) Научить работать с лексическими пластами и структурой стихотворного текста;

в) Дать учащимся импульс к нравственному совершенствованию через приобщение к высоким идеям христианства, посредством любви к поэтическому слову.

Материалы: стихотворения «Рождественский романс», «Сретенье».

Оборудование:

  • репродукция полотна Рембрандта «Святое семейство»,
  • запись багателя для фортепиано №25 ре минор «К Элизе» Л. ван Бетховена.

Слово учителя о поэте

Иосиф Бродский – поэт, какого в русской литературе еще не было. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального противостояния лжи, культурной деградации. Бродский – поэт мысли, он – философ и может одновременно обращаться к религиозным мотивам и атеистическим. Читателя поражает талант Бродского. Безупречное чувство языка просто пленяет. «Быть может самое святое, что у нас есть – это наш язык... Поэт ... есть средство существования языка». Ритмика его стихотворений – замечательна, подвижна, утонченна. Бродский очень эрудирован. Читать его неподготовленному человеку очень сложно. Поэт, по сути, вернул нам «серебряный век». Он вырос на русской почве. Представитель петербургской школы, его судьба трагична, необычна, интересна. Он прожил 55 лет, 30 лет в СССР, остальные в эмиграции. О Бродском писали разное: его идеализировали и ненавидели, представляли чуть ли не Пушкиным. А надо было просто понять Бродского. Понять и многое ему простить. Иосиф Бродский писал: «В каждом из нас – Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово – понятие «душа» в отечественную поэзию и обратился к библейским ценностям.

С кратким сообщением о биографии поэта выступают двое учащихся.

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Родился в г. Ленинграде. C начала 1960х годов работает как переводчик. В 1964 г. по обвинению в тунеядстве арестован и выслан в Архангельскую область. Под давлением мировой общественности срок высылки сокращен решением Верховного Суда РСФСР до фактически отбытого. В 1974 г. эмиграция в США.. преподавал в университете. Сочинял стихи на русском и английском языках. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 г. Поэт – лауреат США 1992 г.

 

Анализ стихотворений

Выразительное чтение стихотворения. Далее класс делится на рабочие группы.

Аналитические вопросы к стихотворению «Рождественский романс» (1961):

  1. О посвящении
  2. Католическое рождество?
  3. О мелодичности стиха.
  4. Размер стихотворения.
  5. Композиция текста.
  6. Расшифруйте формулу иносказания.
  7. Каков мир? Опишите его иллюзорность.
  8. Жизнь-судьба-маятник. Как вы понимаете эти строки?
  9. Лексические пласты стихотворения: анафоры, эпифоры, метафоры, инверсия, олицетворение.
  10. Тема. Идея текста.
  11. Незнакомая лексика: архаизмы, слова иностранного происхождения.

 

Выразительное чтение стихотворения «Сретенье».

Один ученик заранее готовит небольшое сообщение о Сретенье и зачитывает фрагмент из Евангелия от Луки 2:21-35. Сретенье (Встреча) – один из широко известных христианских праздников, отмечаемый 15 февраля.

Демонстрация репродукции хранящегося в Эрмитаже полотна великого голландского художника Рембрандта «Святое семейство» (1645). Мария, Младенец Иисус и Иосиф воплотили по замыслу мастера самые обычные и в то же время прекрасные в своей искренности и чистоте человеческие чувства, во все времена понятные и дорогие всем людям.

Аналитические вопросы к «Сретенью» (1972):

  1. Определите рифму стихотворения?
  2. Дайте анализ церковной лексики.
  3. Солженицын о стихотворении.
  4. Сретенье, что это за праздник?
  5. Композиционное построение стихотворения.
  6. Дайте описание Иерусалимского храма.
  7. Особенности строения стиха. Перенос.
  8. Определите выразительность речи через различные эмоциональные оттенки.
  9. Живописные портреты стихотворения. Способы их создания.
  10. Другие лексические пласты поэтического произведения (инверсия, символ)
  11. Библейские образы. Характеристика.
  12. Идейно-тематическое своеобразие поэтического текста.

 

Итоги урока

Учитель предлагает обсудить, как отражается личное мироощущение Бродского в этих произведениях. Поэт с благодарностью принимает все жизненные перипетии. Основная идея его стихотворений – христианское всепрощение этого безумного мира.

В заключение урока прослушивание багателя для фортепиано №25 ре минор «К Элизе» Людвига ван Бетховена.

 

Иосиф Бродский

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС

Евгению Рейну, с любовью, 28 декабря 1961

 

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.

Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.

Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый Год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельникнад головою.

Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

 

Иосиф Бродский

СРЕТЕНЬЕ

Анне Ахматовой

Когда она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем". - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
Не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
Согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Март 1972 г.

 

Работает на Cornerstone