Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк»
Литература

Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк»

Федорова Галина Васильевна
Иркутская обл.

Урок начинаю с рассказа о том, как Пушкин, приехав в Святогорский монастырь служить панихиду, был приглашен служкой подождать в келье. Там на столе лежала открытая Библия, и он взглянул на страницу, – это была книга пророка Исайи. Он прочитал отрывок из 6-ой главы о видении Исаии в храме: о горящем угле с алтаря, о призыве Исайи говорить к народу.

Читаю из Библии: «И сказал я: горе мне! Погиб я! Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего, кого мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете. И очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и умом с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем. И не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Исайя 6:)

Отрывок внезапно поразил Пушкина, преследовал несколько дней, и раз ночью он написал свое стихотворение «Пророк». Исаию он читал и раньше, но этот текст показался ему дивно прекрасным, он думал, что лучше его понял. «Так всегда бывает со Священным Писанием: сколько его не перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется, – писал А. С. Пушкин. – «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь...».

В беседе с учащимися по библейскому тексту, мы приходим к выводу, что идея этого текста – беспощадное наказание народу, отступившему от добра. В стихотворении «Пророк» поэт у Пушкина преображается в «Пророка», освобождаясь от грешной человеческой природы страданием. Очищать мир от скверны невозможно без страданий.

И дальше предлагаю учащимся порассуждать о смысле и значении человеческого страдания. Я начинаю разговор: «Поистине, все великое входит в этот мир через врата страдания. Мы любуемся жемчужиной, ее нежным матово-радужным отливом. А как она рождается? В темных глубинах океана живет моллюск в своей створчатой раковине. В раковину попадает песчинка, которая раздражает тело моллюска. Последнее в целях защиты выделяет из себя перламутровую жидкость, которая обволакивает песчинку. Эта работа идет годами. Так рождается жемчуг, красота венцов и ожерелий. Так рождается всякая красота. Но не всякое страдание способно ее произвести.

Надо уметь отличать страдание за правду и страдание за нарушение правды, за грех. Страдания за нарушения правды вытекают из несоответствия действительности нашим дурным желаниям. Скупец сохнет от жадности. Душа завистника чернеет оттого, что его сосед имеет то, чего нет у него. Алкоголик изнывает, не находя возбуждающего напитка. Жестокий человек ночей не спит оттого, что ему не удается месть. «О, сколько их, этих мучеников во имя мучения мира сего», – говорит Лев Толстой в своей статье «В чем счастье?» Их гораздо больше, чем тех, кто страдал за учение Христа, и гораздо тяжелее эти страдания, потому что они бессмысленны. Они не могут иметь смысла, т. к. вытекают из нарушения смысла жизни, законов правды, любви и чистоты. Библия говорит о том, что страдание за правду дается человеку для того, чтобы очиститься, преобразиться. Так происходит в стихотворении Пушкина с человеком, преображающимся в пророка:

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнясь волею Моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

И дальше работаю с учениками по анализу стихотворения. Говорим о назначении поэта и поэзии в понимании А. С. Пушкина, о значении этого стихотворения в наши дни:

И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился

Почему серафим явился на развилке дорог. Как и где? В словаре Ожегова приводится выражение «на перепутье», обозначает переносное «в нерешительности перед выбором чего-либо». Значение путь как «жизненный путь» традиционно вошло в систему русского языка и систему русского поэтического мышления. В стихотворении имеется в виду перепутье жизненное. Это представление Пушкина о своей жизни в момент явления серафима, возможное отождествление себя с паломником, странником. Пушкин говорил о своих жизненных, мировоззренческих сомнениях.

«Подражание Корану» – тема пророка перекрещивается с темой путника, особенно в последнем стихотворении, где «путник усталый», ропщущий на Бога, обращается к Богу и совершается чудо – путник вновь молодеет.

Работает на Cornerstone