Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»«Маленький человек» в русской литературе в свете Евангелия
Литература

«Маленький человек» в русской литературе в свете Евангелия

по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Завгородняя Лариса Семеновна
учитель русского языка и литературы

Ленинградская обл.

Когда Господь вошёл в мою жизнь, понимание смысла моей профессиональной деятельности изменилось. Изменился и мой взгляд на литературу. Через призму Евангелия литературные тексты школьной программы стали открываться неожиданным образом. На уроках в обычной школе обращаться к Евангелию трудно, но иногда такая возможность возникает естественным образом. Вероятно то, что я представляю на этих страницах моим коллегам-христианам уже давно знакомо, тогда я просто делюсь радостью открытия, своей и моих учеников.

Протоирей Борис Ничипоров писал, что русская литература – это литература маленького, но абсолютно ценного маленького человека («Времена и сроки. Очерки онтологической психологии». Книга I). Это литература Гоголя, Островского, Достоевского, Чехова... В литературоведении эта тема освещена достаточно полно. Но у моих учеников и у меня отношение к Гоголю особое. И на «Шинель» мы посмотрели особо, сквозь Евангелие.

Всякому человеку, которому Бог дал право появиться на свет, дают имя, которое будет сопровождать человека всю жизнь. Акакий Акакиевич (имя «заикающееся», «спотыкающееся», «остановившееся») Башмачкин живёт в неразвитом, ограниченном мире, где высокие слова «жить», «любовь», «вдохновенно» являются зависимыми к словам «работа», «должность». Например, «жил в должности», «служил (в департаменте) с любовью», «работал вдохновенно». «Маленький человек» Гоголя незаметен для всех и сам не обращает внимания на то, что вокруг него. «Маленький» он потому, что не осознаёт своего положения. Об этом пишут литературоведы.

Но не будем ставить точку. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – говорит Башмачкин. В этих проникновенных словах звенели другие: «Я брат твой! ...как много в человеке бесчестья...». Чьи это слова? Что слышится в них? Брат во Христе. А если во Христе, тогда имеет ценность каждый человек. И человек имеет предназначение. Во Христе нет маленького предназначения. Нет маленьких душ. Маленький человек у Гоголя существует, не подозревая о величии Божьего замысла в отношении себя, о величии Божьего творения.

Акакий Акакиевич умер от того, что его очень обидели. А он был слаб, одинок и хрупок. «Исчезло и скрылось существо никак не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». «Значительное лицо», которое обидело и, по сути, убило Акакия Акакиевича, на поверку оказалось не столь значительным.

Посмертное явление в Петербурге чиновника, срывающего шубы с проезжих господ – это авторская фантасмагория. О чем она? О том, что совесть и глубина сердца знает все. И там, на глубине всякий из нас не столь значителен. Явившийся в ночи чиновник – это галлюцинация, обычный бред нераскаянной, больной и высящейся над людьми души.

В итоге урока появляется вывод:

«маленький человек» у Гоголя не сознаёт своего положения как творения Божьего.

мысль литературоведов                             христианская мысль

О христианском мировоззрении Достоевского в школе сейчас говорят открыто. В учебнике литературы для 10 класса, по которому мы работаем, предлагается прочитать притчу о воскресении Лазаря (Евангелие от Иоанна 11:1-45), и поразмышлять о «религиозной основе его (Достоевского) мировоззрения». И мы поразмышляли об этом на уроках. И вновь – открытие на традиционном уроке по образу Мармеладова, «маленького человека». Для Достоевского нищий – социальное понятие, бедный – психологическое. Мармеладов раздавлен социально и психологически (бедный = нищий = пьяница). Ученикам понятен образ Мармеладова, они довольно легко отвечают на вопросы, связанные с пониманием этого образа, и делают вывод, что он достоин сожаления. И вот тут пробуем взглянуть глубже, сквозь Евангелие.

Вчитываемся в слова Мармеладова:

«Меня распять надо, распять на кресте ... и, распяв, пожалей

      знает, что он          вспоминаем о Христе                      за что?
       преступник

Что стоит за восклицаниями Мармеладова? Как он понял строки Евангелия о блуднице? Сопоставляем слова Мармеладова с Евангелием от Луки 7:37-50.

Мармеладов Библейский текст

«Где дщерь, что мачехе злой и детям себя предала и  отца-пьяницу пожалела?

Прощаются же и теперь грехи твои многие, за то, что возлюбила много

«...прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила             много...» (Лк.7:47)

«...вера твоя спасла тебя...» (Лк.7:50)

Возлюбила мачеху, отца-пьяницу, детей

 

Возлюбила Господа.

Увидела во Христе Бога, Спасителя

«И скажет (Господь): «выходите, пьяненькие, выходите, слабенькие... Свиньи вы!.. Посему приемлю, что не считали себя достойными сего...»

«Благодатью вы спасены через веру, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9)

Спасение – награда за то, что не считали себя достойными

Спасение – Божий дар

 

Ребята сразу говорят, что Мармеладов неправильно понял Евангелие. Он знает о Боге, но не знает Бога. Потому он достоин сожаления.

Мармеладов взывает: «Господи, да придет Царствие Твоё!» Предлагаю ученикам стих из Евангелия от Матфея «Придите ко мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Идёт ли Мармеладов на Божий зов? Он говорит, что «человеку нужно, чтобы обязательно было куда пойти». Ему пойти некуда. Или есть куда, но он не идёт? Сначала ребята подумали, что «куда пойти» – это дом, семья. Но следующая фраза Мармеладова это отменяет: «Когда единородная дочь моя в первый раз по жёлтому билету пошла». О каком же пути идёт речь? «Я Есмь путь, истина и жизнь» (Ев. от Иоанна 14:6).

«Я есмь путь... » 

Достоевский писал в письме, что если бы он узнал, что истина вне Христа, то он остался бы со Христом. Об этом знает Соня.

«Я есмь... истина»

Ничто не заменит Благую Весть, любая теория вне Евангелия губительна. Так произошло с Раскольниковым

«Я есмь... жизнь»              

 Возрождение Раскольникова. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ев. от Иоанна 11:25)


Под этим углом зрения слова Раскольникова о Соне наполняются дополнительным смыслом. Чтобы ответить на вопрос, как ребята понимают слова «вечная Сонечка, пока мир стоит», я предложила ученикам записать ассоциации к словам персонажа:

Вечная                           Сонечка,                    пока мир стоит

постоянно, всегда            страдания                    этот мир зла


вечная жизнь                  грех                              стоять с Христом
спасение  

 

Что получилось?

Зло, страдание, постоянно | грех, Христос, спасение.

Для детей это не просто набор слов. Они делятся своими мыслями с другими учениками. В результате записываем: «Пока стоит мир, люди будут страдать, потому что «все согрешили, лишены славы Божией» (Рим.3:23). Пока стоит мир, есть только один путь, и путь этот – Иисус Христос. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Дн.4:12). Соня знает это, поэтому разврат не коснулся её сердца.

 

Работает на Cornerstone