Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Понятийный конструктор
Литература

Понятийный конструктор

Битюкова Галина Александровна
учитель высшей категории
Иркутская обл., г.Ангарск

 

«Понятийный конструктор» значительно облегчает учащимся понимание многих определений и понятий. Я использую «понятийный конструктор» на уроках духовности, литературы, чтения, географии, естествознания и истории.

Чтобы подвести детей к восприятию рассказа В. М. Гаршина «Медведи», заранее пишу на доске слово СТРАДАНИЕ. Школьники отвечают на вопрос: «Что может вызвать страдание?». На специально заготовленных стрелах дети записывают ответы: боль, болезнь, недуг, горе, слово, обида, неудача, поражение и т.д. Эти «ранящие стрелы» прикрепляются магнитом к доске.

Понятийный конструктор

Следующий вопрос: «Какое сердце у страдающего человека или животного?»

Детям предлагается целый набор сердец:

Понятийный конструктор

красное – мудрое,

черное – страдающее,

коричневое – злое, жестокое,

золотое – золотое,

желтое – доброе,

синее – целеустремленное и т. д.

 

Каждый ребенок выбирает сердце. Картинка заполняется далее.

Затем рядом со словом СТРАДАНИЕ появляется приставка СО. Что значит сострадать? Представим сострадание в виде лебедя.

Понятийный конструктор

Детям предлагается собрать фигуру разрезанного лебедя. Собрав лебедя, они узнают, какими качествами должен обладать человек, проявляющий сострадание. Ребята также подбирают сердца. И только после этого они с помощью учителя формулируют основной христианский принцип: «Сострадать значит заботиться, утешать, проявлять доброту, дарить душевное тепло, как друзьям и близким, так и незнакомым людям».

На уроке литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» по этому принципу разбиралось понятие греха. Задание звучало следующим образом: на птицах (орлах) написать свое определение греха. Далее необходимо разрезать фигурку и предложить собрать ее соседу по парте. Затем я предлагаю детям найти в Библии (Иак. 4:17 – «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех») другое определение греха, т. к. они определили грех как нарушение Закона Божьего.

 

Таким образом, «понятийный конструктор» развивает логическое мышление (анализ, синтез), способствует формированию лаконичной, связной речи, развивает зрительное восприятие и творческие способности школьников.

Понятийный конструктор я постепенно пополняю новыми разработками. Думаю, что любой творческий учитель может развить эту идею далее.

Работает на Cornerstone