Синицина Нина Сергеевна
Ставропольский край
г.Новоалександровск
Однажды Гусеница медленно ползла по садовой дорожке, ей встретился проворный и дерзкий Муравей. Завидев ее, Муравей презрительно покачал головой и промолвил: «Убирайся с моей дороги, ничтожное ползучее животное, и впредь не пересекай пути высших существ. Похоже, что природа, тебя создавая, не полюбила дело рук своих и отбросила тебя, не закончивши твой уродливый образ. Тебя стоило бы утешить словами, но разговаривать с тобою и подобными тебе недостойно моего положения. Так что прощай».
Гусеница, не найдя, что ответить на сию неуважительную речь, удалилась. Принялась за работу и вскоре окружила себя шелковым коконом. Спустя время, она явилась из кокона прекрасной Бабочкой. Подымаясь над землею в воздух, Бабочка заметила Муравья, суетливо спешащего по своим делам. И сказала ему: «Нельзя судить по внешности» (Муравей и Гусеница, басня Эзопа// Становление нравственной личности. Ч.1. – с. 275)
Задания:
- Определить тему текста.
- Доказать, что это текст.
- Определить основную мысль, идею текста.
- Определить стиль, тип текста.
- Выскажите свое мнение по данному тексту (элемент сочинения).
- Приведите пословицы, соответствующие данному тексту.
Примерно такие тексты я использую на уроках русского языка и литературы.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через развитие речевой культуры.
На преподавателя возложена огромная ответственность – использовать время урока таким образом, чтобы каждый урок вносил положительные перемены в жизнь учащихся. Ученики должны не только овладеть знаниями, они должны научиться применять эти знания на практике, их жизнь должна измениться в результате нашего преподавания, то есть воспитание духовно-нравственного человека.
Прекрасный материал находится в:
- «Введение в христианскую этику»
- «О добром и вечном» из сокровищницы русской литературы, М., 2001 г.
- «Азбука жизни» Ольга Мурга
- Сборник христианских рассказов русских писателей. М., 2002 г.
- «Прадедовские ветлы» В.И.Даль
- «Приемыш», «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк
- «Бедные люди» Л.Н.Толстой
Тексты диктантов и изложений рассчитываю на разные уровни общего, языкового и литературного развития школьников. Выбираю те, которые соответствуют возможностям данного класса. Отмечу и разнообразие текстов: среди них и повествование, и описание, и рассуждение.
Все виды работ в первую очередь должны выполнять функцию обучения и духовно-нравственного воспитания школьников.
Литературу преподаю по программе и учебникам А. Г. Кутузова. В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, воспитания духовно-нравственной личности.
Самым сложным в курсе литературы станет изучение раздела «Духовная литература». Она значительно отличается от всего, с чем знакомятся учащиеся 5-9 классов в данном разделе.
На чем же сосредоточиться при изучении такой своеобразной литературы, как духовная? Дети должны понять и усвоить, что без знания Библии нет полного знания об истории, о литературе и живописи. Нужно показать и донести до детей, что христианская литература, ее сюжеты, темы, образы – неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения. Можно привести крылатые выражения, пришедшие из библейских текстов, объяснить названия эпох – до нашей эры, после нашей эры, смысл названия дня недели – воскресенья, семи дней недели и многое другое. Библейские книги: 66 книг, 39 книг – на древнееврейском языке – Ветхий Завет, 27 книг – на греческом языке – Новый Завет.
Изучая духовную литературу, наша задача состоит в том, чтобы дать этот материал как часть человеческой культуры.
Ученый, философ и священник П. А. Флоренский писал: «Совершенно бесспорно, что духовная литература во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной пустыни, а сквозь нее, питаясь от нее...».
Главной целью духовно-нравственного обучения и воспитания должно стать привитие у ученику способности различать такие понятия, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «истина» и «ложь». Мы должны научить ребенка делать сознательный выбор в пользу добра и истины.
Уверена, что духовность – это мир высших ценностей и человека, и отечества.