Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Духовно-нравственное обучение и воспитание учащихся
Литература

Духовно-нравственное обучение и воспитание учащихся

через развитие речевой культуры на уроках русского языка и литературы

Синицина Нина Сергеевна
Ставропольский край
г.Новоалександровск

Однажды Гусеница медленно ползла по садовой дорожке, ей встретился проворный и дерзкий Муравей. Завидев ее, Муравей презрительно покачал головой и промолвил: «Убирайся с моей дороги, ничтожное ползучее животное, и впредь не пересекай пути высших существ. Похоже, что природа, тебя создавая, не полюбила дело рук своих и отбросила тебя, не закончивши твой уродливый образ. Тебя стоило бы утешить словами, но разговаривать с тобою и подобными тебе недостойно моего положения. Так что прощай».

Гусеница, не найдя, что ответить на сию неуважительную речь, удалилась. Принялась за работу и вскоре окружила себя шелковым коконом. Спустя время, она явилась из кокона прекрасной Бабочкой. Подымаясь над землею в воздух, Бабочка заметила Муравья, суетливо спешащего по своим делам. И сказала ему: «Нельзя судить по внешности» (Муравей и Гусеница, басня Эзопа// Становление нравственной личности. Ч.1. – с. 275)

Задания:

  1. Определить тему текста.
  2. Доказать, что это текст.
  3. Определить основную мысль, идею текста.
  4. Определить стиль, тип текста.
  5. Выскажите свое мнение по данному тексту (элемент сочинения).
  6. Приведите пословицы, соответствующие данному тексту.

Примерно такие тексты я использую на уроках русского языка и литературы.

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через развитие речевой культуры.

На преподавателя возложена огромная ответственность – использовать время урока таким образом, чтобы каждый урок вносил положительные перемены в жизнь учащихся. Ученики должны не только овладеть знаниями, они должны научиться применять эти знания на практике, их жизнь должна измениться в результате нашего преподавания, то есть воспитание духовно-нравственного человека.

Прекрасный материал находится в:

  1. «Введение в христианскую этику»
  2. «О добром и вечном» из сокровищницы русской литературы, М., 2001 г.
  3. «Азбука жизни» Ольга Мурга
  4. Сборник христианских рассказов русских писателей. М., 2002 г.
  5. «Прадедовские ветлы» В.И.Даль
  6. «Приемыш», «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк 
  7. «Бедные люди» Л.Н.Толстой 

 

Тексты диктантов и изложений рассчитываю на разные уровни общего, языкового и литературного развития школьников. Выбираю те, которые соответствуют возможностям данного класса. Отмечу и разнообразие текстов: среди них и повествование, и описание, и рассуждение.

Все виды работ в первую очередь должны выполнять функцию обучения и духовно-нравственного воспитания школьников.

Литературу преподаю по программе и учебникам А. Г. Кутузова. В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, воспитания духовно-нравственной личности.

Самым сложным в курсе литературы станет изучение раздела «Духовная литература». Она значительно отличается от всего, с чем знакомятся учащиеся 5-9 классов в данном разделе.

На чем же сосредоточиться при изучении такой своеобразной литературы, как духовная? Дети должны понять и усвоить, что без знания Библии нет полного знания об истории, о литературе и живописи. Нужно показать и донести до детей, что христианская литература, ее сюжеты, темы, образы – неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения. Можно привести крылатые выражения, пришедшие из библейских текстов, объяснить названия эпох – до нашей эры, после нашей эры, смысл названия дня недели – воскресенья, семи дней недели и многое другое. Библейские книги: 66 книг, 39 книг – на древнееврейском языке – Ветхий Завет, 27 книг – на греческом языке – Новый Завет.

Изучая духовную литературу, наша задача состоит в том, чтобы дать этот материал как часть человеческой культуры.
Ученый, философ и священник П. А. Флоренский писал: «Совершенно бесспорно, что духовная литература во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной пустыни, а сквозь нее, питаясь от нее...».

Главной целью духовно-нравственного обучения и воспитания должно стать привитие у ученику способности различать такие понятия, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «истина» и «ложь». Мы должны научить ребенка делать сознательный выбор в пользу добра и истины.

Уверена, что духовность – это мир высших ценностей и человека, и отечества. 

 

 

Работает на Cornerstone