Работа с дошкольниками

Так рождаются сказки


Кулешова Светлана Анатольевна
г.Краснодар

Пока Тучка летала, она узнала много интересных историй,
а потом, когда выросла, то пролилась на землю дождем...
Дождинки стекались в ручейки, ручейки – в реку, которая впадала в море,
и новая Волна
уносила много диковинных историй.
Иногда она их тихо-тихо нашептывает, но только тем, кто умеет слушать…

(Ольга Коношенко «Домашний психолог»)

 

Идет урок сказкотерапии. Тихий приятный голос учителя завораживает и увлекает в волшебный мир сказки. Пытаюсь вспомнить, где я уже ее слышала. В повествовании появляются новые оттенки. Все явственней звучат христианские мотивы. Нет, такую сказку я не слышала никогда. Неожиданно преподаватель прерывает рассказ и предлагает ученикам самим придумать конец сказки. Процесс творчества продолжается, но теперь уже творят дети.

Сказки Людмилы Сергеевны Гусейновой, талантливого психолога школы № 58, теперь знают не только в ее родном Краснодаре, но и в Петрозаводске, Нижнем Новгороде и других городах России и Украины. «Как Вы сочиняете сказки?» – спрашиваю я Людмилу Сергеевну. «Иногда это сюжет уже знакомой сказки или рассказа в новой интерпретации. Часто сама жизнь подсказывает новый сюжет. Но нет такой сказки, которая не несла бы в себе христианские ценности». Это звучит неожиданно. Я тут же делюсь этой мыслью с одной из коллег, но та возражает: «Неправда. Чему хорошему, например, может научить сказка «Колобок?».

Ответ приходит сам собой. Буквально через несколько дней мне звонит Жанна Касымовна Заярная, педагог школы № 77, человек необыкновенно творческий и одаренный. Она увлеченно рассказывает о том, как можно использовать сказку «Колобок», чтобы научить детей послушанию. Все мы знаем эту незатейливую сказку наизусть, но многие ли обратили внимание на то, как ласково просит старик старуху испечь ему колобок и как усердно старается старуха найти хотя бы пригоршню муки, чтобы угодить деду. Именно с этого начинает анализ сказки Жанна Касымовна. Ну, а каким непослушным оказался колобок, и чем это закончилось, надеюсь, помнят все.

Другая, не менее популярная сказка – «Три поросенка». На уроке костромского педагога Инны Афанасьевны Лукмановой, как говорится, учителя от Бога, эта сказка – только начало серьезного разговора о нравственности. На уроке ребята так увлечены разговором с учителем, что не замечают, как обсуждение знакомой сказки плавно переходит в обсуждение библейской «Притчи о двух строителях» (Мф. 7:24-27).

Наверняка вам знакома и эта сказка:

Белена: Ты уж лучше бы, Порей,
Гусениц позвал скорей,
В огород пусть приползут,
Репке листики сгрызут.
(Журнал «Воскресная школа», № 20,1999 г)

Узнали? Это «Репка». Но, как видите, в ней появились новые персонажи, которые к тому же говорят стихами. Новые герои сказки Белена, Порей, Осот, Лебеда – это наши грехи: злословие, осуждение, гордыня и тщеславие. Автор этой необычной интерпретации «Репки» – Людмила Семеновна Московских, преподаватель воскресной школы из Братска Иркутской области.

Творчество – это необычная комбинация нескольких уже известных идей, в результате которой рождается совершенно новая идея, и этот процесс можно развивать самостоятельно («Что такое творчество?», Вестник МШП, Осень 2003).

В статье «Развивая свои творческие способности» Рик Уоррен дает несколько практических советов, которые как последовательные этапы могут помочь вам творчески подойти к давно знакомому материалу:

  1. Четко определите проблему. Старайтесь быть предельно точными.
  2. Поставьте конкретную цель. Что вы в действительности хотите?
  3. Предложите как можно больше вариантов достижения поставленной цели. Забудьте о стандартах, бросьте вызов правилам и законам, тому, что нельзя или невозможно. Используйте интуицию. Задайте массу вопросов, пробуйте искать самые нелепые ассоциации. Запишите не менее 10 возможных вариантов решения поставленной задачи.
  4. Выберите из списка одно наилучшее решение.
  5. Действуйте. Прямо сейчас.

Просите мудрости у Бога! «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5).

 


Светлана Анатольевна Кулешова преподает английский язык в гимназии «Альтернатива» г.Краснодара. Ее общий педагогический стаж – 22 года. На протяжении ряда лет она успешно выступает с лекциями и семинарами на конференциях «МШП» в различных российских городах. Светлана Анатольевна также возглавляет краснодарскую группу педагогов-христиан.

 

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone