Главная»Обмен опытом»Уроки»Начальная школа»«Не все то золото, что блестит»
Начальная школа

«Не все то золото, что блестит»

по произведению К. Паустовского «Скрипучие половицы»

Смолина Алёна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
г.Кострома

Цель:  Сформировать у детей понятие о духовном богатстве

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить детей выражать свои чувства в устных высказываниях;
  • учить детей видеть характер героев произведения;
  • учить пользоваться уже знакомым текстом, ориентироваться в нем.

2. Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу, чувства детей;
  • развивать у детей наблюдательность, самостоятельность, память.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать духовность детей.

 Тема: Не всё то золото, что блестит

Структурные компоненты урока Содержание урока

Организационный момент урока

Дидактические задачи:

-настроить детей на предстоящий урок;

- собрать внимание детей.

- Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

- Начинаем урок литературного чтения.

Повторение пройденного материала

Дидактические задачи:

- воспроизвести в памяти детей структурное содержание изучаемого произведения

- На прошлом уроке мы знакомились с произведением замечательного писателя. 

Вспомните, пожалуйста, как называется это произведение и имя его автора.

+ На прошлом уроке мы знакомились с произведением К. Паустовского «Скрипучие половицы».

- Спасибо. Напомню, что текст этого произведения разбит на 5 частей. На доске написан один из вариантов названия этих частей, но эти названия написаны не по порядку. Прочитайте их и определите правильную последовательность частей текста. Кто желает пойти к доске?

К доске выходит один ученик и проставляет правильную нумерацию частей

  1. Чайковский наслаждается красотой Рудого Яра.
  2. Разговор Василия Ефимовича со слугой.
  3. Чайковский узнает о вырубке леса.
  4. Встреча Чайковского с купцом Трощенко.
  5. Вырубка леса началась
Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать это произведение. Попробуем заглянуть вглубь его содержания. Попытаемся понять, что хотел сказать автор через это произведение нам, читателям.

Тема сегодняшнего урока звучит словами одной пословицы. Она написана на доске. Прочитайте ее, пожалуйста.

 «Не все то золото, что блестит».

- Спасибо. К концу урока я попрошу вас объяснить, как вы понимаете эти строчки

Первичное восприятие произведения

 

Дидактические задачи:

- Сейчас я буду читать вслух этот текст, а вы следите по тексту.

Попробуйте определить жанр этого произведения.

- Учитель выразительно читает весь текст произведения.

- Как вы думаете, какой жанр у этого произведения? Почему?

- Это рассказ, т.к. здесь описываются реальные события.

Выполнение детьми заданий исследовательского характера в группах 

Дидактические задачи:

- вникание детей в содержание текста;

- анализ произведения

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием, которое вы должны будете выполнить и представить его всему классу. 

На работу в группах вам дается 10 минут.

Учитель делит класс на 4 рабочие группы по 5-7 человек. Далее идет самостоятельная работа детей в группах.

Карточки с заданиями:

I. Найдите в тексте описание Рудого Яра-любимого места композитора. Прочитайте этот отрывок. Ответьте на вопросы.

  1. Почему автор так тщательно описывает природу в этом отрывке?
  2. Найдите и зачитайте, как автор называет Рудой Яр? («наилучшее выражение русской природы»).
  3. Какие чувства вызывала красота описываемой природы у Чайковского?

II. Найдите в тексте отрывок, где описывается разговор лесника Василия Ефимыча со слугой композитора. Ответьте на вопросы и выполните задание:

  1. Какими показывает автор героев в этом отрывке? Дайте характеристику каждого: 
  • лесник Василий Ефимыч
  • слуга композитора
  • девочка Феня
  1. Подготовьте чтение этого отрывка по ролям.

III. Найдите в тексте отрывок, где описывается встреча Чайковского с купцом Трощенко.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую плату предложил Чайковский за лес?
  2. Что ответил на это купец Трощенко?
  3. Как вы считаете, является ли музыка богатством? Какое это богатство: материальное или духовное?
  4. Можно ли Чайковского назвать богатым человеком? Почему?
  5. Как вы думаете, что больше: материальное или духовное богатство?

IV. Прочитайте последнюю часть текста, где автор описывает начало вырубки леса и отношение Чайковского к происходящему. Ответьте на вопросы:

  1. Почему автор называет вырубку деревьев их смертью? Согласны ли вы с ним?
  2. Про какие вещи говорит Чайковский, «которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей»?
  3. Какое наставление дает нам автор в словах Чайковского?
  4. Что вы можете сказать о названии этого произведения? Как вы его понимаете?

Выступление учеников от каждой группы с подготовленными ответами и заданиями.

Беседа на понимание темы урока 

Дидактические задачи:

- оформить в сознании детей основные понятия урока;

- примерить полученные знания на себя, на реальную жизнья

- Теперь давайте обратимся к пословице, которая написана на доске. После всего, что было сказано на уроке, как вы можете объяснить эту пословицу?

+ Золото, т.е. богатство может быть материальным или духовным

+ Не все золото можно назвать богатством.

- Что же мы понимаем под словами нематериальное, духовное богатство?

+ богатство души: природа, красота, музыка

- Что значит быть человеком богатым духовно?

+ Иметь чистую, добрую душу, чувствовать красоту природы.

СЕЙЧАС МОЖЕТЕ НЕ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС ВСЛУХ. ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БОГАТСТВОМ ЛИЧНО ДЛЯ ВАС?

Каким человеком вы хотели бы быть: богатым материально или богатым духовно?

Прослушивание музыки 

Дидактические задачи:

- логическое эмоциональное завершение урока

А сейчас, слушая музыку Петра Ильича Чайковского, ещё раз попытайтесь насладиться духовным богатством, которое оставил нам этот замечательный композитор.

 

 

Спасибо. Урок окончен.

 

 

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone