Главная»Обмен опытом»Уроки»Начальная школа»Уроки духовно-нравственного воспитания
Начальная школа

Уроки духовно-нравственного воспитания

Примерное содержание

Воронова О.

Урок 1

Тема: Кто ты такой.

Цель: создать процесс открытия ребёнком самого себя, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение.

Задачи:

  • развитие самопознания, самосознания;
  • воспитание человеческого в человеке;
  • формирование адаптированного социального опыта ребёнка и целостного восприятия мира.

Ход урока:

1. Чтение сказки.    

«Дуб» Э. Шим

Посадил ты меня в землю. А теперь обижаешься – отчего, дескать, медленно Дуб растёт? Невдомёк тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз – становой корень уходит, землю буравит. А корень этот, куда длинней, чем ствол. И работа у него тяжёлая – землю раздвигать, до глубокой воды добираться... А вот как доберётся, укрепится, начнёт воду качать, – тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток – сотни, листьев – тыщи, желудей – тьма-тьмущая... И стоять буду крепко. Как дуб.

  • Что в дубе необыкновенного? Как он растёт?
  • Что у него самое важное?
  • Чем похож дуб на человека?

2. Время общения.  

«Дерево жизни»

Попросите детей нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

  • Корень – цель и смысл вашей жизни;
  • Ствол – ваше представление о себе;
  • Ветви – те качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания
  • Плоды – те качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания;

Обсудите вместе с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Хорошо, если дети сами придут к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы очень часто и её плоды.

3. Взрослые мысли.

Какой я? (квазиписьмо)

 



Урок 2

Тема: «Мой портрет».

Цель: развитие самооценки.

Задачи: развивать умение задумываться над своими качествами; исследовательская работа по диагностике самооценки.

Ход урока:

1. Духовное откровение в искусстве.

Портреты в живописи.

С привлечением высокохудожественного материала организуется беседа о проявлении человеческих качеств в портрете. В беседе сообщаются имена художников, но главное здесь свободное обсуждение, предположение о характерах людей.

2. Время общения:

а) «Мой портрет». Рисование автопортрета.

б) Таблица «Самооценки».

Работа над схемой «Какой я»?

Уроки духовно-нравственного воспитания

4. Взрослые мысли.

Кем я буду?

 



Урок 3

Тема:  Что я люблю.

Цель: воспитание толерантности.

Задачи: помочь детям лучше узнать друг друга; дать понятие индивидуальности, личности.

Ход урока:

1. Чтение рассказа.  

«Что лучше всего?» Пляцковский М.

Собрались возле сарая поросёнок, щенок и утёнок и стали выяснять: «Что лучше всего?»
– Лучше всего… Гав… Гавстроном! – сказал щенок Тявка. – Там столько вкусного!
– Нет, лучше всего танец кря-кряковяк! – возразил утёнок Крячик. – Мне нравится танцевать.
– Танцы - ерунда! – запротестовал поросёнок Кнопка. –  Самое прекрасное на свете – это… хрюсталь!  Если дотронуться копытом, он звенит!
– А мне нравится песенный фьюстеваль и… ещё… весёлый фьюмор! – пискнул в сарае цыплёнок Фью. Наверно, этот спор продолжался бы ещё очень долго. Но спорщиков услыхала корова Мурёнка.
– А почему-му-му  м-м-меня не спрашивают? – вмешалась она. – Лучше всего на свете – сено!
– А  по-моему, сметана! – облизнулся на заборе кот Чернобурчик.
В это время сверкнула  молния,  и  по  небу  прокатился  гром. Спорщики испугались – и разбежались в разные стороны. А под крыльцом облегчённо вздохнула наседка Соня, которой не давали спать. «Лучше всего… всё-таки… гром!» – подумала она и заснула.

Вопросы для обсуждения.

  • Что любит щенок Тявка? Утёнок Крячик? Поросёнок Кнопка? Цыплёнок Фью? Корова Мурёнка? Кот Чернобурчик? Наседка Соня?
  • Почему им нравятся  разные вещи? (Они все разные)
  • Можно это сказать о людях?
  • Почему мы любим разные вещи?

2. Рисование на тему «Что я люблю»

Предложить детям нарисовать то, что они больше всего любят.

3. Время общения.

Дети могут рассказать другим о себе. Пользуясь своим рисунком. Ещё интересней, попросить кого-то рассказать о другом, пользуясь его рисунком.

4. Понимание музыки сфер.

«Птичьи голоса». 

5. Итог урока.

Надо уважать интересы и увлечения любого человека, даже если они отличаются от твоих интересов. Мир прекрасен разнообразием. Терпимость в отношениях с окружающими тебя людьми.

6. Взрослые  мысли (квазиписьмо)

«Что я люблю».

 



Урок 4

Тема: Что я умею и не умею.

Цель: возможности познания безграничны.

Задачи: осознать круг своих умений; осознать возможность научиться чему-то; создать мотивацию к обучению, стремление к совершенству.

Ход урока:

1. Чтение рассказа.  

«Как щенок Тявка учился кукарекать»  Пляцковский М.

Услыхал Тявка, как петух Кукарекс поёт, и стало ему обидно: «А почему это мы, щенки, так не умеем?» Подошёл щенок к певцу и говорит:
– Научи меня, пожалуйста, кукарекать. Ты так замечательно делаешь это, что даже солнышко утром поднимается в небо под твою песенку!
– Что верно, то верно, – сказал петух. – Мой голос многим нравится. Меня даже на пластинку записали.
– На пластинку? Пр-р-равда? – взвизгнул от удивления Тявка.
– Даю честное петушиное! – гордо ответил Кукарекс. – Пластинка называется «Голоса птиц». Там ещё какой-то соловей поёт. И какая-то кукушка.
– Я тоже хочу на пластинку, – вздохнул Тявка.
– Ну, ладно, – пожалел щенка петух. – Я буду кукарекать, а ты повторяй за мной.
– Ой! Я согласен! – обрадовался щенок.
– Начали! – скомандовал учитель. – Ку-ка-ре-ку!
– Гав-гав-гав-гав! – повторил щенок.
– Что-то не получается вся песенка сразу, – заметил Кукарекс. – Давай по складам попробуем.
– Давай по складам, – не сдавался Тявка.
– Ку...
– Гав!
– Как...
– Тяв!
– Ре-ку!
– Гав-Тяв!
– Нет, – огорчился петух. – То ли плохой учитель, то ли ученик... сам понимаешь... не совсем понятливый.
– И вправду не получается у меня твоя песенка, – повесил голову Тявка. – А мне так хочется, чтобы мой голос тоже записали на пластинку.
– Ничего, – успокоил щенка Кукарекс. – Ты не умеешь петь по- петушиному, зато умеешь лаять по-щенячьи.И твою щенячью песенку обязательно должны записать на пластинку. Только на другую. И называться она будет «Голоса животных».
– Вот здорово! – рявкнул щенок и завилял хвостом от радости. – Ты очень умно всё придумал!
– Только надо каждый день репетировать песенку, – предупредил петух.
– Обязательно! Непррременно! Потрренирруюсь! – расхрабрился щенок.
И он стал, как заведённый, носиться по двору, напевая свою бесконечную щенячью песенку:
Гав-гав, гав-гав, гав-гав!
Тяв-тяв, тяв-тяв!
Гав-гав!
Тяв-тяв!
Гав!

Вопросы для обсуждения:

  • Что умел делать петух Кукарекс?
  • Почему у Тявки не получалась петушиная песенка?
  • Что умеет делать Тявка?
  • Чтобы научиться чему-нибудь, что для этого надо делать?
  • Нарисуйте Кукарекса и Тявку.

3. Время для общения.

• Игра «Что я умею».

Учитель перечисляет действия. Учащиеся слушают внимательно и если они это умеют, то хлопают в ладоши:

«Читать, писать, дружить, жалеть, плакать, драться, прыгать, лепить, рисовать...»

• Учимся обращаться друг r другу.

По цепочке называем друг друга ласковыми именами, например, Колюша – Оленька – Сашенька...

Беседа «Что умеют взрослые»

  • Как они научились этому?
  • Что для этого надо?

5. Взрослые мысли.

Чему я хочу научиться? (квазиписьмо)

 


 

Урок 5

Тема: Когда я был маленьким.

Цель: ощущение взрослости, важности школьной жизни.

Задачи: закрепить ощущения успешных жизненных ситуаций; сформировать положительную установку на школьную жизнь.

Ход урока:

1. Время общения

• Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Дети делятся на группы. Каждая группа получает карточку с каким-то изображением: зайчик, гора и т. д. Дети должны рассказать, что в детстве похоже на этот предмет, например: дождик, звезда, радуга, облако, солнечный дождик и т. д.

• «Когда я был маленьким»

Предложить детям вспомнить и нарисовать себя маленькими. Предложить им вспомнить самые хорошие моменты в своей жизни и нарисовать их. Затем предложите им вспомнить грустные моменты и тоже нарисовать их.

Спросить детей, что легче вспоминается: весёлое или грустное, плохое или хорошее. С какого возраста они помнят себя?

(Сделать акцент на хорошие воспоминания)

2. Релакционная пауза

Игра в «Смешинку», психогимнастика

Воспоминания несут с собой различные настроения.

– Можно ли передать друг другу настроение? Можно ли сказать, что настроением можно «заразиться»?

– Мы сейчас поиграем в игру «Смешинка». Она состоит в том, что у нас будет одна «Смешинка» (выбирается ребёнок на эту роль). Она будет «летать» по комнате, а это значит, что она может свободно перемещаться куда захочет. Как только она «подлетит» к какой-то группе детей и начнёт смотреть детям в глаза – это значит, что всем детям в этой группе станет очень-очень смешно, ну просто сдержаться невозможно, просто животы лопаются от смеха. Все дети этой группы будут громко хохотать. А когда «Смешинка» улетит, смеяться перестанут и сделают грустное лицо. Для победы в этой игре очень важно, чтобы вы сделали «правильное» лицо. Для этого вспомните, как выглядит лицо, когда человеку весело и когда грустно.

3. Чтение рассказа

«Букашка, которая хотела стать большой». Михаил Пляцковский

Не удивляйтесь, пожалуйста, что маленькой Букашке посвящена целая сказка. Да, Букашке. Самой обыкновенной. Такой крошечной, что ей даже имя забыли дать.
Чем же она прославилась?
Об этом – потом.
А сначала – о мечте. Ведь у каждого есть своя мечта. Не правда ли?
Например, тигрёнку Полосатику очень хочется летать. Но у него нет крыльев.
Зебре Тельняшке надоело быть полосатой, как матрац. Ночами ей снится, будто она стала коричневой, такой коричневой, что приятно в зеркало на себя посмотреть.
У Букашки тоже была мечта. Она мечтала вырасти, превратиться из маленькой-премаленькой в большую-пребольшую.
– Ты не знаешь, в аптеке продаются волшебные пилюли для роста? – спросила Букашка однажды улитку Неторопыжку.
– Не знаю, – ответила улитка. – А что, они тебе очень нужны?
– Очень, – вздохнула Букашка. – Вот бы мне стать... Пусть не такой огромной, как слонёнок Лус, но по крайней мере не меньше Топтопа...
– И какой толк тебе от этого?
– Что ты говоришь, Неторопыжка! Меня бы сразу начали замечать. Со мной здоровались бы при встрече!
– Разве в этом заключается счастье? – покачала рогатой головкой улитка Неторопыжка.
– А кто знает, в чём оно заключается? – задумчиво проговорила Букашка. – Но если тебе неизвестно, в какой аптеке продаются волшебные пилюли для роста, то нам не о чём больше разговаривать.
На том они и расстались.
А через некоторое время случилось вот что. Носорог Топтоп жарил глазунью из сорока яиц и забыл выключить электрическую плитку. Что бывает в таких случаях, все, конечно, знают. В таких случаях бывает пожар.
Испугался носорог Топтоп, стал на помощь звать. Прибежали звери: и крокодил Зубастик, и жираф Долговязик, и тигрёнок Полосатик, и ещё много других.
Прибежали – и стоят.
Смотрят – и смотрят.
Смотрят, а дом горит.
Дом горит – и никто огонь не гасит.
Никто огонь не гасит, потому что все растерялись. Одна Букашка не растерялась. Полетела за спасательной командой. Опустилась она на пожарную каланчу, видит: слоны-пожарники в медных своих касках в домино играют – и никто из них даже ухом не ведёт.
– Пожар! – запищала Букашка. – Спасите! Помогите!
– Где пожар? Что горит? – всполошились пожарники.
– У носорога Топтопа дом пылает! Не теряйте ни минутки! Мне его очень жалко! – со слезами на глазах кричала Букашка.
Взвалили слоны на спины бочки с водой – и помчались на выручку. Вытащили они из огня носорога Топтопа, а пожар водой из хоботов погасили. Ведь если у пожарников есть хоботы, то никакие шланги и брандспойты им совершенно не нужны!
Очень довольна была Букашка, что спасли пожарники носорога Топтопа, и от радости она в воздухе всякие там сальто-мортале выделывала.
Но её по-прежнему никто не замечал. И никто не догадывался, что это она, Букашка, пожарников позвала. Только улитка Неторопыжка знала об этом.
– Ты молодчина, Букашка! – похвалила она её. – Ты не растерялась в минуту опасности и спала жизнь носорогу Топтопу, который чуть не погиб из-за своей яичницы! И я сегодня же напишу заметку в нашу местную газету и попрошу, чтобы её на самом видном месте напечатали....
– А что я такого сделала? – удивилась Букашка. – Ничего особенного! Вот если бы достать волшебные пилюли для роста!...
– Зачем тебе какие-то пилюли? – сказала улитка Неторопыжка. – Ты маленькая-премаленькая, зато у тебя большое-пребольшое сердце. А это – самое главное!

  • Какой Букашка хотела стать?
  • Как это у неё получилось?
  • Что оказалось самое главное? (Иметь большое-пребольшое сердце)

4. Взрослые мысли

«Как стать взрослым?» (квазиписьмо)

 



Урок 6

Тема: Заветное желание. Урок-путешествие.

Цель: формирование положительной жизненной позиции.

Задачи:

  • Диагностический материал по исследованию жизненной позиции ребёнка на данный момент.
  • Учить ставить жизненные цели.
  • Развивать творческое воображение.

Ход урока:

1. Медитативный настрой

Когда я была маленькой девочкой, я мечтала попасть в волшебную Страну Чудес, встретиться с Королевой этой страны, попросить её исполнить три моих самых заветных желания. Когда я подросла, мне самой захотелось стать чудесной Королевой и творить маленькие чудеса для моих маленьких друзей. И вот однажды моя мечта исполнилась, потому что я поняла, что чудеса происходят каждый день, только мы их не замечаем, а заметить их очень просто... Прислушайтесь!... Слышите? (Играет тихая музыка)
Мы попали в Страну Чудес. В этой стране исполняются все желания. Самое главное условие – это, чтоб была мечта, а второе условие – в неё надо верить.

2. Чтение сказки

«Поющая корова». М. Скребцова

Жила-была пятнистая корова. Она была большой, неуклюжей и очень печальной. Её единственной радостью были пятна на туловище, которые она считала очень модными и привлекательными. Целыми днями корова могла любоваться ими. Но и они не развеивали её печали.
Одно страстное желание неумолимо мучило и жгло её душу. Больше всего на свете она мечтала научиться летать! Корова размышляла: «Летают те, кто гибкий и ловкий, лёгкий и быстрый. Если бы я стала такой, то непременно бы научилась летать...»
Но её никак не удавалось стать гибкой и ловкой, лёгкой и быстрой. Наоборот, ей казалось, что с каждым днём она всё тяжелеет. «Может быть, перестать есть? – спрашивала она себя. «Если я не буду есть, мои глаза поднимутся и будут смотреть в небо и, может быть, тогда я взлечу!?» И она переставала есть несколько минут, хотя эти минуты казались ей вечностью. Но эта жертва не помогала. «Надо увидеть сон, в котором я летаю. И остаться жить в нём навсегда», – предполагала корова. Но ей не снились подобные сны.
Хотя однажды, да, это случилось рано утром, ей что-то привиделось. Был ли это сон, или она уже не спала. Корова не помнила. Ей привиделось, что на неё села маленькая летающая коровка, гибкая и ловкая, лёгкая и быстрая. Она не мычала, не жевала, не шевелила хвостом, – ничего не делала, как другие коровы. Она.... Она.... Пела!!!
Видение быстро исчезло. Печальная корова очнулась. «Странно», – подумала она. «Разве коровы умеют петь, разве они должны петь?!» – спрашивала она себя. Как это ни странно. Больше всего её потрясло пение маленькой коровки, а не её маленькие крылышки, гибкие и ловкие, лёгкие и быстрые.
Печальная корова никогда не пела. Она умела только мычать. Когда же она не мычала, то вздыхала и молчала. «Может быть, если я научусь петь, то взлечу?» – предположила корова. И она решилась попробовать. Звук, который издала корова, был очень странным. Это было что-то среднее между мычанием, вздыханием и молчанием. Она ещё раз издала этот звук, но крылья так и не появились.
После этого корова опять загрустила о крыльях. И печаль её была безутешна.
И всё-таки она научилась летать! Как? Да очень просто! Так просто, как сама она и предположить не могла.
Однажды вечером выдался такой удивительный закат, что всё небо будто переливалось в разных цветах и оттенках. Оно обжигало своей красотой, очаровывало и звало. Волшебная картина неба была такой прекрасной и захватывающей, что у печальной коровы впервые в жизни не хватило мычания, вздохов и... даже молчания, чтобы выразить свои чувства!
И она запела.... Пока она пела, исчезла куда-то вся её тяжесть и неуклюжесть. Большая корова превращалась в маленькую крылатую коровку... Единственное, что осталось от прежней коровы, были пятна, те самые, которыми она гордилась.
Коровка расправила крылышки и, продолжая петь, взлетела ввысь, навстречу чудесному небу, которое подарило ей крылья, и, что самое удивительное, разбудило её душу – божью искорку, которая теперь пела.... Так и появилась на свет божья коровка.

Как вы думаете, если бы не удивительный закат, корова когда-нибудь научилась летать?
Почему сбылась мечта коровы?

3. Время общения

Игра «Волшебные камни»

Мы в Стране Чудес. На доске вы видите волшебные камни. Они разноцветные. У каждого камня своя мечта. Надо подойти к нему, дотронуться и тогда камень расскажет о своей мечте.

(Дети выходят по желанию к доске и придумывают, о чём мечтают камни. Идёт работа по развитию воображения, а также проговаривание вслух своих фантазий.)

4. Итог урока

Нарисуйте своё заветное желание.

(Диагностический материал для исследования внутреннего состояния ребёнка).

 



Урок 7

Тема: Мир внутри меня.

Цель: исследование своих качеств.

Задачи: определить положительные качества человека; определить отрицательные качества человека.

Ход урока:

1. Вхождение в урок.

Упражнение «Ледокол».
Совместное обсуждение положительных и отрицательных качеств человека.

2. Время для размышления.

Предложить детям нарисовать все свои плохие и хорошие качества в виде человечков или каких-нибудь существ. Пусть дети подумают, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных качеств. Задание это время от времени повторять.

3. Чтение сказки.

«Сердитый дог Буль». Михаил Пляцковский

Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит – сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утёнка Крячика:
– Иди сюда!
– А не укусишь? – спросил утёнок.
– Очень мне надо тебя кусать!
Остановился утёнок возле Буля. А тот и спрашивает.
– У тебя много др-р-рузей?
– Мно-го! Вот считай: цыплёнок Фью, корова Мурёнка, козлёнок Мармеладик, поросё....
– Хватит, – перебил дог Буль. – Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?
– Вот ещё! – замахал крылышками утёнок, – Кто же согласиться дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекря-крятишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!

Вопросы:

  • Каким дог Буль себя представлял?
  • А на самом деле, какой он?
  • Почему у утёнка Крячика много друзей?
  • Чтобы было у тебя много друзей, каким надо быть?

4. Взрослые мысли.

Что мне нравится в себе?

 



Урок 8 (обобщающий)

Тема: Я в будущем.

Цель: создать образ-идеал, каким ребёнок хочет видеть себя.

Задачи: обобщить положительные качества человека; отметить, от каких качеств надо избавиться; положительная установка.

Ход урока:

1. Вхождение в урок

Упражнение «Гроздь»

Детям даётся слово: «будущее». Учащиеся называют любые слова, которые у них возникают по ассоциации с этим словом.

Уроки духовно-нравственного воспитания

2. Время общения

Беседа о том, какими дети видят себя в будущем. Какие положительные качества они должны в себе развивать. От каких отрицательных качеств они должны постараться избавиться.

3. Время для размышления

Рисунок «Я в будущем»
Каждому предлагается нарисовать свои представления. Дети могут нарисовать свой портрет, своё занятие, свою семью, свой дом и т. д.

Из рисунков делается стенд «Мы в будущем» или «Наше будущее».

4. Итог урока

Выставка рисунков «Мы в будущем».

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone