Основы религии и светской этики

Предметные уроки аналогий

Лукманова И. А.
Ассоциация учителей-христиан
г. Кострома

I. Что такое предметные уроки?

На таких занятиях используются примеры из жизни для преподавания Библейских истин.

II. Почему мы используем примеры для преподавания Библейских истин?

A. Потому, что у нас есть замечательные примеры (из Библии).

1. Иисус – великий учитель использовал примеры и сравнения:

а) Он образно называет своих учеников «рыбой» – Лука 5:4-11
б) «монета» – Мф. 22:15-22
в) «смоковница» – Мф. 21:18-22

2. Бог, еще до сотворения Вифлеема, показал людям Христа, Мессию в образах:

а) бронзовой змеи (Числа 21:4-9)
б) непорочный Агнец (Иоанн 3:14-15, Исход 12:1-7, Евр. 9:14)

3. Пророк Иеремия использует сравнения для проповедования Истины Божьей:

а) глина на гончарный круг Иеремия 18:1-6
б) льняной пояс – Иеремия 13:1-11

Б. Аналогии и сравнения привлекают внимание занимающихся.

  1. Ведь мы не можем учить пока нет к нам внимания.
  2. Сравнения фокусирует внимание.

B. Чем больше значений слова, тем лучше оно запоминается.

Г. Аналогии развивают понятие абстрактности в конкретных случаях.

  1. Развиваясь, дети понимают внутреннюю часть сферы влияния конкретности.
  2. Внимание: часть детей воспринимает аналогию или образные формы библейских истин, как не настоящие истины, а только их подобие.

III. Как использовать образы и аналогии?

А. Приводите аналогии, которые сразу приходят в голову.

Б. Старайтесь использовать аналогии наиболее близкие детям.

  1. Дети быстро догадываются о значении аналогии.
  2. Причем внимание сконцентрировано не на запоминании новой аналогии или образной.

В. Посмотрите в Библии следующие повествования о:

  1. Давиде и Голиафе – камни, меч, праща.
  2. Мудром человеке – монеты, драгоценные камни, благоухание. И решите, употребляются ли эти слова в прямом или образном виде.

Г. Проиллюстрируйте следующие Библейские истины или же составьте и расскажите рассказ, опираясь на следующие аналогии.

  1. Доска и гвозди для пояснения ужаса греха.
  2. Для объяснения Духовный фрукт используйте настоящий фрукт.

Д. Изучайте только одну историю или рассказ за одно занятие.

  1. Владейте вниманием учеников.
  2. Не подавляйте их.

IV. Типы уроков

А. Объяснительный.

  1. Объяснение события или действия.
  2. Примеры: распятие - большой гвоздь или шип, кнут, - повязка на глаза, воскресение - пустой стакан или банка мытье ног - косрюлю с водой и полотенце.

Б. Предметный.

  1. Получает в практическом понимание.
  2. Например: хорошая почва плохая почва – вид сердца, свет мира

Примеры предметных уроков

Научно доказано, что чем больше органов чувств ученика участвуют в процессе изучения, тем больше он запомнит и выучит. Статистика говорит, что если мы используем только слух, ученик запомнит только 10% сказанного. Если же мы используем все органы чувств ученика, то он запомнит 90% преподанного материала.

У нас, как учителей воскресных школ высококачественное обучение детей очень важно. Наша цель и наше желание – изменить поведение и мышление детей, что часто может стать изменением направления жизни детей. Мы должны сделать все возможное, чтобы завладеть вниманием и энтузиазмом детей для изучения Слова Божия.

Преподавая детям Библейские истины с использованием всех органов чувств детей, мы можем применить эти истины в жизни детей сразу же, на уроке. Мы хотим предложить вам некоторые советы использования наглядных пособий, которые успешно проявили себя в наших уроках. Они не являются окончательным источником наглядных пособий, но скорее они откроют дверь вашего собственного воображения!

 

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Рассказ

  1. Сотворение мира
  2. Сотворение Евы
  3. Эдемский сад. Непослушание Адама и Евы
  4. Проклятие греха на земле.
  5. Вавилонская башня

Необходимые предметы:

  • Глобус
  • Листья
  • Глина
  • Фрукты
  • Нож для того, чтобы разделить фрукты
  • Фрукты
  • Роза и сорняки
  • Кирпичи (лучше сделать из картона)

Объяснение

Эту тему можно разделить на несколько уроков. Безформенный кусок глины представляет Землю до сотворения. Затем покажите глобус. Дети могут потрогать и то, и другое. Фонарь, который светит на глобус, представляет солнце. Листья и фрукты можно передать по кругу, когда говорится о днях творения. Во время перерыва детям можно еще раз напомнить о теме урока и разделить фрукты между детьми. В конце урока дети могут лепить из глины животных или Адама. Маленькие дети будут рады сделать глиняный мячик, который представляет Землю.

Принесите кость ребра в класс, и покажите ее детям, пустите ее по кругу. Объясните, что Бог создал Еву из подобной кости. После урока дети могут делать кости из глины.

Дети могут смотреть на фрукты, по мере того, как учитель будет рассказывать о том, как Ева была искушена. Учитель в это время может обратить внимание детей на красоту и запах фруктов. При помощи листьев можно показать, какими были первые одежды Адама и Евы. Во время перерыва дети могут съесть фрукты, а в конце урока они могут делать одежду из листьев.

Объясните, что после того, как Адам и Ева, согрешили, проклятие пало на землю. Поэтому на земле растут сорняки, на розах вырастают шипы. Дети могут понюхать розу и дотронуться до шипов и сорняков.
Показывайте строительство башни по мере того, как вы рассказываете рассказ. После урока дети сами могут построить башню.

Органы восприятия

  • Слух
  • Зрение
  • Осязание
  • Запах
  • Вкус

Иаков обидел своего брата и бежал от него. Он остановился на ночь в Вефиле. Иаков положил себе под голову большой камень и заснул.

Покажите детям камень и спросите, удобна ли такая «подушка». Затем покажите детям лестницу и расскажите о сне Иакова. После урока дети могут потрогать камень и лестницу.

Расскажите рассказ о слуге Авраама, который по повелению своего господина пошел искать невесту Исааку. Сделайте ударение на том, что слуга доверил свой выбор Богу. Покажите большой кувшин, когда вы рассказываете о Ревекке у колодца. Покажите браслеты и серьги, когда вы рассказываете о подарках слуги. Затем передайте все предметы детям и можете дать им возможность инсценировать этот рассказ.

Иаков и Посох.

Расскажите прекрасный рассказ любви Иакова к Рахили, и что ему пришлось работать четырнадцать лет у своего дяди. Говоря о работе, расскажите, что Иаков пас овец и покажите посох и сумку. После занятий каждый сможет нарисовать Иакова-пастуха и потрогать сумку и посох.

Расскажите о любви Иакова к сыну или Иосифу, и когда будете говорить, расскажите, что Иаков подарил ему новую разноцветную одежду. Также расскажите о ненависти братьев Иосифа, которые продали его, вымазали его одежду кровью и сказали отцу, что дикий зверь растерзал Иосифа.

Давид и Рогатка из кожи.

Покажите детям рогатку и скажите, что примерно из такой был убит Голиаф. Сделайте ударение, что Бог был с Давидом, и Он помог ему победить.

 

ИНСЦЕНИРОВКА

Почему именно инсценировка?

Ответ: Потому что это очень помогает на занятиях:

1) Важно повторить сцены и, когда ребенок включен в эту историю, он запомнит ее.

2) Инсценировка активизирует детей.

3) Помогает разобраться с абстрактными величинами, делая их более реальными.

а) Понимание.
б) Здесь сценка - мост между абстрактностью и реальностью.

4) Инсценировки и сценки помогают ребенку принимать их' мораль в жизни.

5) Инсценировки отождествляют Библейскую истину.

6) Инсценировка - это хорошая помощь в проповедовании Евангелия.

7) Дети учатся работать вместе и чувствуют согласие, когда работают вместе.

а) Каждый в группе старается работать лучше других.
б) Дети показывают работу всей группы.

8) Детям очень нравится сценки и инсценировки.

а) Интересно участвовать.
б) Интересно смотреть.

9) Инсценировки обычно используются на христианских праздниках.

а) Это дает возможность родителям видеть, как играют свои дети.
б) Возможность неверующим родителям прийти в церковь.
в) Возможность связи с неверующими.

Несколько пунктов для запоминания:

1) Постановки в театре также как и инсценировки, стараются достичь определенную цель, им нет конца.

а) Целью является смысл.
б) Пример история о цель - спасение.

2) Сцена не должна командовать вами, а наоборот.

3) Каждая сцена пьесы должна прославлять Христа.

а) Пример: Блудный сын - противоположность любящего отца.
б) Следите за тем, чтобы ударения стояли там, где должны.

4) Основной целью постановки является активизация деятельности детей. (Здесь дети играют, не взрослые)

5) Не проиграйте.

6) Чаще задавайтесь вопросом: «А помогает ли это в работе и интересует ли это детей?».

Цель – не просто игры и веселье, а изучение Библейских истин.

 

ТИПЫ ИНСЦЕНИРОВОК И ПОСТАНОВОК

Пантомима

  1. Не надо учить слова, поэтому легко использовать.
  2. Легко импровизировать.
  3. Приносит Библию в жизнь.
  4. Легко играть.
  5. Можно использовать для самопроверки и опроса.

Диалоги

  1. Оживают отрывки из Библии. Н-р, Пс. 23: Пять ребят одетые в овечьи шкурки декламируют по строчке (стиху)
  2. Декламирование уже заученных стихов. Н-р: в ответ на вопрос: «Что такое Слово Божье?», восемь или девять детей читают стихи: Евр. 4:12, Пс. 33:6, Лк. 21:31, Пс. 12:6, 119:9, Ин. 4:13, Иак. 1:23.

Сценки

  1. Длительная подготовка.
  2. Морали из Библии или отрывки.

Сценки с музыкой

  1. Для специальных встреч или на выезд.
  2. Можно подобрать песню, которая бы хорошо сочеталась с читаемым стихом. Например: история о десяти девах, 1 человек читает из Библии, остальные поют песню о возвращении Христа.
  3. Музыкальное сопровождение должно быть хорошо подготовлено.
  4. Репетиции можно проводить в течение занятий в Воскресной школе.
  5. Не заставляйте детей, их выбор должен быть добровольным. (Основная задача привести детей к вере и к Иисусу. Не отстраняйте их от этого).
  6. Слова песен сопровождения должны быть верными.
  7. И читаться не только верно, но и довольно громко.Так громко, как для полуглухого.
  8. Музыкальные инструменты не должны играть слишком громко.
  9. Основа здесь не музыка, основа здесь Иисус.

V. Основная информация о постановках

А. Репетиции.

  1. Репетируйте до тех пор, пока не увидите, что каждый ребенок понял свою роль.
  2. Репетируйте в костюмах
  3. Если вы используйте микрофоны, то будьте уверенны, что дети умеют ими пользоваться и не бояться их.

Б. Выступления.

  1. Перед началом выступления кратко расскажите о сценке или постановке.
  2. В конце напомните основные моменты.
  3. Назначьте звукорежиссера, который будет заботиться о микрофонах.
  4. Не волнуйтесь, не всегда выступление проходит гладко.
  5. Если вдруг кто-то забыл свои слова, не волнуйтесь.
  6. Когда дети волнуются, то обычно они начинают спешить или наоборот замедляют свою роль.
  7. Выступление должно проходить лицом к аудитории.

а) Не поворачивайтесь спиной к зрителям.
б) Не забывайте, что зрители ваши гости.
в) Выступайте по очереди.

В. Самое важное.

  1. Перед тем как начать работу над большой пьесой попробуйте с маленькой.
  2. Инсценировка должна быть не слишком трудной для детей.
  3. Постарайтесь занять всех, но не заставляйте стеснительных.
  4. Будьте мудры и просты, и откровенны в подготовке постановки.

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone