Главная»Обмен опытом»Внеклассная работа»Игры»Сплочение детской группы в работе педагога
Игры

Сплочение детской группы в работе педагога

Практическое занятие для педагогов

 

Составитель:
Багадаева Ольга Юрьевна
старший преподаватель кафедры Психологии
и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «ИГУ»
г.Иркутск 

Занятие 1

Цель: создание условий для освоения педагогами принципов и механизмов сплочения детской группы.

Задачи: 

  • Ознакомить с технологиями тимбилдинга, особенностями использования упражнений в работе со школьниками.
  • Предоставить возможность педагогам на себе опробовать упражнения. 
  • Формировать умение анализировать тренинговые упражнения.

Вступление: все хотят работать с дружными детьми, чтобы не было ссор, споров, чтобы дети поддерживали друг друга, оказывали помощь и внимательно относились к проблемам друг друга, чтобы в группе царили любовь и согласие. Но не всякий педагог в состоянии создать такую идиллию, тем не менее существует целое направление в психологических тренингах – «Тимбилдинг». Сегодня мы с вами освоим основные виды упражнений, которые можно и нужно использовать в вашей группе для ее сплочения, для профилактики конфликтов, для выявления лидерских качеств учащихся.

РазминкаЗнакомство группы можно организовать по разному: варианты игры Снежный ком,  построение по росту, цвету волос, дням рождения и алфавиту имен. Мы будем играть в игру «Я никогда».

 

Я никогда...

Неплохой способ узнать что-то новенькое, а иногда и весьма необычное о своих друзьях.
Игроки: 8 и более.
Место проведения: Где угодно.
Инвентарь: 20 коротких веревочек или подобных предметов на каждого участника
Игроки усаживаются в круг и выбирают ведущего. Ведущий произносит фразу, начинающуюся со слов «я никогда…» (не делал чего-то, не был где-то и т.п.). Каждый участник, который делал то, чего не делал ведущий, отдает ему одну из веревочек. Если никто в группе не делал того, что назвал ведущий, тогда уже сам ведущий отдает каждому игроку по веревочке. Цель игры – отыскать нечто общее для большинства участников, чтобы получить как можно больше веревочек. Например: лучше сказать: «Я никогда не ездил на поезде», чем «Я никогда не был в Германии»: очевидно, что на поезде ездило больше воспитанников, чем бывало в Германии. При этом следует помнить, что ложь недопустима ни для кого: ни для ведущего, ни для остальных игроков. Право начинать игру переходит по кругу от воспитанника к воспитаннику. После нескольких кругов или одного круга веревочки подсчитываются. Тот, у кого их окажется больше – победитель.

Американская путаница

Группа становится в круг. Участники протягивают вперед  левую руку и ищут партнера, им не должен быть сосед справа или слева, крепко берутся за руки; затем протягивают вперед правую руку и берут за руку другого человека, и тоже не соседа. После чего группа должна распутаться в кольцо или кольца.

Это первый вид упражнений тимбилдинга: телесно ориентированные, направленные на ломку тактильных барьеров.
Что можно выявить в этой игре?
Знание права и лева, настойчивость и терпение, лидерские качества.
Подобные упражнения: Перевернуть мешок, Бревно, Рулет, Носок – пятка.

Карета

Группе дается здание создать из участников карету (автомобиль, корабль, паровоз и т.д.) причем задействованы должны быть все члены группы.
Получилась ли карета, может ли она функционировать? Все ли довольны результатом, своей ролью?

Что можно узнать из этой игры педагогу?
Рассмотрев результат можно определить: лидера, принцессу, деятелей, созерцателей, покорных и тех, кто не удовлетворен своей ролью, кто способен подчиниться общей цели, кто способен убеждать и уговаривать, можно определить ботаников и генераторов идей.

Второй тип упражнений – Ролевые.
В этих упражнениях можно выявить структуру и функциональные роли группы.
К этому же типу упражнений относятся различные построения: Кто быстрее?, постройтесь по росту, Круг, квадрат, треугольник и т.д.
Большинство тимбилдинговых упражнений содержат проблемную ситуацию для решения которой группа должна сплотиться, т.к. сплочение – одно их условий выхода из ситуации. 

Обвал

Группа находится между 3-4 деревьями, между которыми по периметру на высоте около 130 см натянута лента. Группа получает задание: вы оказались после обвала в тесном помещении. Одна из стен имеет узкую щель на высоте 130 см, по краю ее идет электрический провод, касаться которого нельзя. Ваша задача решить, где щель и выбраться всем, не коснувшись провода. Если кто-то прикоснется один раз, то отнимется та часть тела, которой коснулись, если второй раз, то участник потеряет сознание, и не сможет двигаться, если в третий раз, то произойдет еще один обвал и группа погибнет.

Следующий тип упражнений направлен на согласованность действий группы:

Волейбольная мозаика

Участникам дается мяч. Они становятся в круг и протягивают руки. Ведущий кидает мяч первому игроку, тот бросает мяч второму и опускает руки. Второй игрок бросает третьему и опускает руки и так далее до тех пор, пока все игроки не опустят руки. Теперь последний игрок кидает мяч первому – мозаика закончена. Игроки могут еще раз повторить путь мяча и начинается игра. Ведущий постепенно вводит в игру дополнительные мячи их может быть на три меньше чем игроков команды. После того, как команда научится не терять все мячи, по сигналу ведущего они должны три раза поменять направления переброса мячей, не упуская ни одного мяча.

Подобные упражнения: Не отрывая ног, Карандашный каравай, Ты легкая пушинка, Карандаш в стакане, причем два последних выявляют степень доверия каждого группе и умение группы оправдывать это доверие
На следующем занятии мы рассмотрим следующие типы тимбилдинговых упражнений: Умение действовать в парах и тройках. Понимание  друг друга.
Персональная  ответственность за результат работы группы. Передвижение  в пространстве. Коллективный  мозг. Сплочение детской группы в работе педагога.

 

Занятие 2

Цель: ознакомить педагогов с технологиями тимбилдинга, особенностями использования упражнений в работе со школьниками, дать возможность педагогам на себе опробовать упражнения, формировать умение анализировать тренинговые ситуации.

Вступление: Кто из вас использовал изученные на занятии упражнения в своей работе? «Тимбилдинг» это, прежде всего, практико-ориентированная технология. Перечислите, пожалуйста, возможные последствия отсутствия у педагога владения педагогическими технологиями создания и сплочения детского коллектива.

Из возможных: стихийные объединения детей, большое количество отвергнутых и изолированных детей в группе, неразвитость взаимодействия и умения совместно решать задачи, конфликтность, непрочные товарищеские связи (мало взаимных выборов), игнорирование лидерских качеств других детей, усугубление проблем замкнутости, тревожности, социально неприемлемых способов взаимодействия.
Сегодня мы с вами продолжим освоение основных видов упражнений, которые можно и нужно использовать в вашей группе для ее сплочения, для профилактики конфликтов, для выявления лидерских качеств учащихся. 

  • Умение действовать в парах и тройках. (Властелин колец)
  • Понимание  друг друга. (Невербальное или рисование под диктовку)
  • Персональная  ответственность за результат работы группы. (Коллективный счет, карандашный каравай, нога к ноге)
  • Передвижение  в пространстве. (Айсберги) 
  • Коллективный  мозг. Кто я? (имя на спине и вопросы)

 

Разминка: 

Игра «Кто я?»

Цель: знакомство участников, развитие логики, сообразительности, речевой активности, умения вырабатывать тактику.
Участники пишут на карточках свое имя (можно использовать имена персонажей, названия животных или картинки), складывают их в коробку или шапку и ведущий в произвольном порядке приклеивает им на спины (на лоб, подбородок или в виде шапочки одевает)в произвольном порядке карточки так чтобы игрок не знал, что у него написано на карточке. Игра имеет три варианта:

1-й вариант: игроки поочереди выходят перед группой и, задавая вопросы пытаются предположить чье имя у них на карточке. В каждом туре по 2-3 вопроса, на которые можно ответить только «да» или «нет». Победителем считается тот, кто вышел из игры скорее всех.
2-й вариант: игроки хаотично перемещаются по группе и задают вопросы,  на которые можно ответить только «да» или «нет», по одному вопросу за раз.
3-й вариант: игра ведется по командам, каждая команда вырабатывает тактику задавания вопросов, так, чтобы выйти из игры как можно скорее. Вопросы, требующие однозначных ответов, по  очереди задаются любому игроку противоположной команды. Побеждает та команда, которая раньше раскрыла всех своих игроков.

Подобные игры, направленные на выработку коллективной стратегии взаимодействия – «Посчитай», «Веселый счет», «Построение по росту», «Кто быстрее» и т.д.
Понимание развивается в различных пантомимичных играх построенных по типу игры «Крокодил», «Есть контакт»

Мастера пантомимы

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.

Веселый счет

Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. 
После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. 
Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

12+16=28                34+15=49
28+8=36                  39+18=57 
72+19=91                92-29=63

Следующий тип игр – коллективное взаимодействие в парах или тройках:

Властелины кольца

Участвуют 3, 6 и затем 9 человек. Можно 4-8-12.
Группа из трех человек держит по веревочке с привязанным к ним кольцом. Они должны передвинуть кольцо ток, чтобы оно опустилось на мишень – монетку лежащую на полу.
После выполнения задания асы – участники выполнившие задание берут еще троих участников, те закрывают глаза и под руководством асов, стоящих за их спинами выполняют набрасывание кольца на мишень. Задание усложняется: следующие трое новеньких и предыдущие участники тоже закрывают глаза. Асы не могут говорить, но могут управлять с помощью действий своей руки руками вторых участников, а те могут говорить с непосредственными исполнителями. 

Подобные игры «Наручники – веревочки», «Рисование по инструкции»
Игры, направленные на преодоление препятствий, требуют обмена ресурсами игроков команды.

Айсберги (40 мин.)

Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления.
Материалы: листы белой плотной бумаги различной величины и формы, имитирующие айсберги (обычно подбираются так, чтобы на них смогли уместиться от 1 до 3 стопы среднего взрослого, но некоторые делаются размером поменьше для усложнения задания).
Участники команды должны перебраться с одного условно обозначенного берега на другой по айсбергам, которые ведущий раскладывает на определенном расстоянии друг от друга.
Тренер объясняет участникам правила:
Если участник команды наступает мимо айсберга (“падает в воду”), то он возвращается обратно на берег и начинает свой путь заново;
Участники команды начинают выходить на другой берег только когда все остальные члены команды покинули берег отправления и находятся “на айсбергах”;

Такие же игры в правила которой вводится персональная ответственность каждого за результат группы помогают команде вырабатывать ответственность и взаимовыручку:

Карандашный каравай

Всем участникам раздают по карандашу (фломастеру, ручке в колпачке).
На подготовительном этапе группа разбивается на пары. Участники зажимают карандаши между указательными пальцами и в этом положении делают несколько движений: передвигаются, приседают, поднимают руки вверх.
Затем вся группа становится в круг, зажимают карандаши между пальцами. В таком положении надо спеть «Каравай» и выполнить все движения хоровода, не потеряв ни одного карандаша.
Подобные игры: «Коллективный счет», «Нога к ноге».

Настойчиво рекомендую вам использовать эти игры в группе, они практически не требуют реквизита, проводятся весело и являются очень информативными для педагога в плане выявления лидерских качеств, проблем в общении, личностных свойств участников. Используйте их в совместных играх детей с родителями во время выходов на природу, всевозможных веселых стартов, командных соревнований.

Работает на Cornerstone