Главная»Обмен опытом»Внеклассная работа»Игры»Игры как средство формирования нравственных качеств
Игры

Игры как средство формирования нравственных качеств


Ванькова Н. А.
учитель русского языка и литературы

Трудно переоценить роль игры в нравственном воспитании. Игра – это творческая деятельность, отражающая реальность. Она способствует развитию таких качеств личности, как активность, принципиальность, дружелюбие, способность наслаждаться творчеством других. Игра помогает воспитанию нравственных чувств, воспитывает эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе.

Если детям школьного возраста только читать нотации, проповеди, проводить беседы, то, как показывает опыт, невозможно добиться эффективного результата в развитии личностных качеств, а скорее наоборот. Преимущество игры заключается в том, что своих целей она достигает незаметно для ребят.

«Духовная жизнь ребенка, – писал В.А. Сухомлинский, – полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он – засушенный цветок». Игры и творческие задания естественным образом входят в систему нравственного воспитания: оказывают помощь в формировании характера ребенка, учат понимать мир и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

1. Снежный ком комплиментов.

Задача игры: помочь каждому ребенку чувствовать себя в группе хорошо и уютно. Дети встают в круг и берутся за руки. Если детей в группе больше 8, то поделите их на команды. Скажите детям, чтобы они продумали комплимент для своего соседа слева. Пусть они подумают о каких-либо чертах характера или личности этого ребенка, но не его внешности. Это должен быть оправданный, заслуженный комплимент. Встаньте с детьми в круг и начните игру первыми. Повернитесь к ребенку, стоящему справа и скажите: «Ты очень веселый». Ребенок обращается к своему соседу, повторяет услышанный комплимент и говорит ему свой: «Ты очень веселый и ловкий». Сосед поворачивается к четвертому, повторяет эти два комплимента и добавляет свой. Игра продолжается до тех пор, пока последний ребенок в кругу не повторит все комплименты, которые услышал. Например: «Вы считаете меня веселой, ловкой, умной...».

2. Благодарное сердце.

Задача: развить позитивный взгляд на окружающих, умение замечать положительные черты характера окружающих людей.

Материалы: вырезанное из красного картона сердце, фломастеры, бумага. Предупредите детей, что плохие черты характера мешают увидеть хорошее. Нужно прикладывать усилия, чтобы увидеть хорошее в человеке. Прикрепите к стене заранее заготовленное сердце. По очереди все ученики подходят к сердцу и пишут положительную черту характера своего соседа, повторяя вслух написанное. Например, «Лена добрая», «Саша всегда поможет» и т. д. Оставьте сердце в классе на некоторое время. При удобном случае напоминайте о записях, пусть оно станет «благодарным сердцем» вашего класса.

3. Молчаливый рассказ.

Задача: развивать воображение детей и помочь не стесняться друг друга.

Материал: карточки с надписями для каждого ребенка. Подготовьте карточки с надписями, например, «Ты читаешь Библию», «Ты кушаешь бутерброд», «Ты ищешь что-то вкусненькое в холодильнике», «Ты ловишь бабочек», и т. д. Вытянув карточку, ребенок должен без слов и с помощью движений показать то, что на ней написано. Другие дети должны угадать, что показывает ребенок.

4. Угадай меня.

Задача: помочь детям больше узнать друг о друге.

Материалы: бумага и ручка для каждого ребенка, корзинка. Раздайте листы бумаги и ручки. Каждый ребенок должен написать о себе маленькое сочинение, например, где живет, что он любит, кто его друзья, какая у него семья и т. д. Попросите сложить листочки в четверо и соберите их в корзину. Затем корзинка проходит по кругу, каждый ребенок вытягивает один лист и зачитывает его. Если ему попадется собственное сочинение, ребенок должен поменять его на другой. Остальные дети стараются угадать, о ком идет речь. Когда дети угадают, сочинение зачитывает следующий ребенок.

5. Орешки.

Задача: повторить знания по теме «Рождество Иисуса».

Нарядим елочку орешками. На орешках написаны вопросы на тему «Рождество». Кто ответит на вопрос – тот съест орешек. Возможные вопросы:

  • Как звали земных родителей Иисуса?
  • Кто первым узнал о рождении Спасителя?
  • Сколько лет назад это произошло?
  • Что подарили мудрецы Иисусу?

6. Какая заповедь?

Задача: Повторение, чего требуют и что запрещают заповеди. Учитель зачитывает список запрещенных действий, просит определить, из какой заповеди взят запрет.

  1. Какая заповедь запрещает обманывать?
  2. Ругаться?
  3. Не повиноваться родителям?
  4. Намеренно причинять боль другому?
  5. Сплетничать?
  6. Заботиться о вещах больше, чем о ближних? и т. д.

7. Один человек упал в колодец.

Задача: помочь детям научиться проявлять милосердие в повседневной жизни. Любой человек может нуждаться в помощи так же, как и мы.

Пустыня. Старый колодец. Человек не заметил и упал в него. Кто поможет ему? Дети встают в круг, один сидит в центре круга.

Вопрос: «Один человек упал в колодец. Кто поможет ему?». Ребенок: «Мне помогут (например, «Кто получил «5»?» или «Кто помог маме утром?»). Т.е., к кому относится этот признак, помогают выбраться человеку из колодца.

8. Мое и наше.

Задача: дать детям задуматься над тем, как бы они отнеслись к человеку, который отказывается нести ответственность за какие-то вещи и предметы в классе, которыми пользуются все, включая его самого?

  1. Попросите учеников перечислить те вещи в классной комнате, которые они не имеют права трогать.
  2. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые они могут запретить трогать другим.
  3. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые принадлежат всем и за которые все несут ответственность.

9. Как поступить?

Задача: дать задуматься над вопросами: К кому обратиться за советом, если попал в трудную ситуацию? Какую роль ты сам играешь в этой ситуации?

Учитель предлагает сложную ситуацию. В игре участвуют трое детей: один дает хороший совет, второй плохой, третий – тот, кто оказался в конфликтной ситуации. Он пытается сделать правильный выбор.

10. Один на острове.

Задача: дать детям задуматься над тем, что жить среди людей непросто. Но можно ли быть счастливым, не общаясь с людьми?

Дети рисуют или воображают чудо-остров, на котором есть всё. Остров будет принадлежать ребенку, если он согласен жить на нем без людей. Если ребенок не согласен на такое условие, то он должен объяснить причины отказа.

11. Распредели слова.

Задача: распределить слова из списка в две колонки так, чтобы слова слева относились к человеку, который не хочет прощать, а справа – описывали человека, готового простить. Прощая других, мы разрываем порочный круг мщения, приобретаем новые, гораздо лучшие качества своего характера.

Разочарованный, веселый, подозрительный, мрачный, добрый, спокойный, сердитый, счастливый, озабоченный, несчастный, жизнерадостный, дружелюбный, подавленный, чуткий, довольный, свободный, любящий, угрюмый, мстительный, миролюбивый, злопамятный, отзывчивый.

12. Тайный друг.

Задача: научить детей делать приятное другим людям. Это меняет нашу жизнь, она становится ярче и интереснее. Не жди награды за свое хорошее дело, оно, прежде всего, тебя делает лучше.

Дети пишут на маленьких листочках свое имя. Листочки сворачиваются и помещаются в коробочку, перемешиваются, затем каждый ребенок достает листок. Человек, имя которого написано на этом листочке – «тайный друг». Можно играть 1 или 3 дня: тайно дарить маленькие подарки, писать стихи, тайно заботиться об этом человеке. Через 3 дня нужно подвести итог игры. Посадите детей в круг. Каждый пытается угадать, кто был его тайным другом.

 

Источники:

1. Игры и творческие задания как средство формирования нравственных качеств на уроках «Библия для детей и нравственность». Сост. Н. А. Ванькова.

2. Любимые игры в любое время. – Одесса: Богомыслие, 2004. – 85 с.

Работает на Cornerstone