Главная»Обмен опытом»Статьи»Педагогика и методика»Роль эмоционального компонента в работе учителя-3
Педагогика и методика

Роль эмоционального компонента в работе учителя-3


Алан Кент Скоулз

– Де-да! – наша внучка Алиша, которой всего полтора года, доверчиво тянется ко мне, и я беру ее на руки. Это наша первая внучка. Мы живем достаточно близко и, к счастью, можем часто навещать ее. На прошлой неделе я наблюдал за ней в магазине, пока жена и дочь занимались покупками. Одна приветливая продавщица улыбнулась ей и сказала: «Какая милая девочка! Как тебя зовут?» Алиша посмотрела на нее, покачала головой и ответила: «Нет, нет!»

Почему малышка доверяет мне, но сторонится вполне дружелюбной продавщицы? Меня всегда поражает то, как и почему дети познают мир, будь то усвоение информации, социальных навыков или нравственных ценностей.

В первой статье этой серии мы говорили о том, что Библия может не только подсказать нам, что преподавать, но и показать, как это нужно делать. Во второй статье мы размышляли об Иисусе Христе как примере великого учителя. Сегодня речь пойдет об эмоциональном компоненте в работе учителя, которому люди издавна придавали большое значение.

Последние исследования работы мозга показывают, что процесс перевода информации из краткосрочной памяти в долгосрочную память определяется двумя основными факторами. Первый из них – это наличие у человека четко структурированных воспоминаний, в которые может легко «вписаться» новая информация. Предположим, к примеру, что Катя обожает кино и помнит наизусть имена многих актеров. Если сообщить ей имя молодого актера, играющего главную роль в новом фильме, она запомнит его легче, чем, скажем, имя генерала, участвовавшего в Великой Отечественной войне. С другой стороны, Катин дедушка, ветеран войны и любитель военных мемуаров, гораздо легче запомнит имя военачальника, о котором он ни разу не слышал, чем имя актера.

Второй фактор, влияющий на занесение информации в постоянную память, – это ее эмоциональное значение для человека. Предположим, Елена не замужем, но мечтает завести семью. В гостях у друзей она знакомится с двумя мужчинами. Один из них – холостой и красивый ровесник. Второй женат, мало привлекателен и вдвое старше ее. Только один раз в течение вечера Елена слышит их имена. Чье имя она запомнит с большей вероятностью? Очевидно, что имя первого мужчины имело для нее большее эмоциональное значение и поэтому, при прочих равных условиях, она гораздо легче вспомнит именно его. Как раз на этом втором факторе, эмоциональном значении усваиваемой информации, я бы хотел остановиться подробнее.

Тысячи лет назад Бог включил этот принцип в Свои наставления тем, кто учит детей. И это неудивительно, ведь Бог создал наши умы и сердца, и никто не знает их лучше Него.

В одиннадцатой главе Второзакония Бог обращается к родителям Израиля: «Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу». Затем Он говорит: «И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь». На мой взгляд, это Божье наставление учит нас двум принципам преподавания. Во-первых, если вы хотите заинтересовать детей своим предметом, вы сами должны любить его! Какими были ваши собственные учителя, которые по-настоящему вдохновляли вас на изучение своего предмета? Они вели уроки скучно, и преподавание было для них всего лишь работой? Или они любили свой предмет и не скрывали свою любовь от учеников? Ваш предмет никогда не станет для детей эмоционально значимым, если они не ощутят ваших чувств по отношению к нему.

Второй принцип состоит в том, что образовательный процесс проходит наиболее эффективно, если он интегрирован в жизнь ученика. Бог говорит родителям, что они должны учить детей в самое разное время дня и в самой разной обстановке – сидя, лежа и даже в дороге. В предыдущих статьях я не раз говорил о том, как важно проводить с учениками время вне класса. Еще одним уроком, который мы можем извлечь из приведенного выше библейского отрывка, было бы вовлечение родителей или других членов семьи в обучение ваших учеников. Вот почему в свое учебное пособие «Как сбываются и разбиваются мечты» мы включили особую страничку, предназначенную для поддержания контакта между учителем и родителями учеников после каждого урока. Она содержит темы и вопросы для обсуждения в семье, с родителями и другими взрослыми. Такое обсуждение способно стать весьма эффективным дополнением к работе в классе, позволяя закрепить пройденный материал в другой обстановке (не в школе, а дома), в другое время (не в первой половине дня, а после обеда или вечером) и с другим человеком (не с учителем, а с членом семьи). Кроме того, на помощь учителю приходит эмоциональный фактор, роль которого для учеников при общении в кругу семьи гораздо выше.

Как учителю сохранить увлеченное отношение к работе, особенно если он долго работает в школе и преподает один и тот же материал на протяжении десяти и более лет? В моей преподавательской деятельности есть курс, который я веду с 1976 года от одного до трех раз в год. Я знаю его наизусть, и поэтому мог бы каждый раз монотонно и без всякого выражения повторять знакомые слова. Вместо этого, прежде чем войти в аудиторию, я провожу время в уединенной молитве. И вот о чем я молюсь: «Господи, ты призвал меня зажечь в учениках искру интереса к этому предмету. Не давай мне относиться к нему как к рутинной работе. Помоги мне увидеть сегодняшний материал заново, как видят его ученики. Наполни меня огнем Твоего Святого Духа». За тридцать лет не было ни одного случая, чтобы Бог не ответил на мою молитву.

 


Алан Кент Скоулзобладатель трех ученых степеней магистра, а также доктора богословия и педагогики. Д-р Скоулз преподавал в Международной школе богословия и Богословской семинарии им. Тэлбота. Он автор многочисленных статей и трех книг, в том числе книги «Радость богопознания», которая переведена на русский и румынский языки. Д-р Скоулз входил в группу авторов и редакторов таких учебных пособий, как «Введение в христианскую этику», «Жизнь на перепутье» и «Жизнь Иисуса Христа». Д-р Скоулз неоднократно выступал с лекциями по всему миру, в том числе в городах России и других республиках бывшего Советского Союза, а также в ряде стран Восточной Европы. Алан и его супруга Дженис живут неподалеку от города Сан-Диего в Калифорнии.

 

 

Работает на Cornerstone