Осовская Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы 1 категории
г. Таганрог
Тип урока: внеклассное чтение
Цели урока:
- расширить представление о творчестве А. П. Чехова; познакомить с содержанием рассказа; учить анализу текста художественного произведения;
- развивать познавательный интерес к творчеству писателя; развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- воспитывать неприязнь к алкоголю, уверенность в его вреде как здоровью человека, так и окружающим людям.
Форма работы: групповая.
Оборудование: презентация урока, карточки с афоризмами.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Всем вам хорошо известны ставшие уже хрестоматийными слова удивительного человека, писателя с мировым именем Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это высказывание мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризует творчество писателя. Тонкий наблюдатель, Антон Павлович не уставал находить в окружающей его действительности различные проявления пошлости, глупости, мещанства и беспощадно высмеивать их в своих рассказах. Он и сегодня заставляет нас не только от души смеяться над невежеством, чинопочитанием, стремлением к «футлярной» жизни и т.д., но и задумываться над тем, что все это актуально и в наши дни.
С одним из таких рассказов на вечную российскую тему вы познакомились дома, и я предлагаю вам обсудить его на нашем уроке.
II. Выявление уровня восприятия прочитанного.
1. Проведем акцию «флешмоб»: каким действием вы выразите свое отношение к прочитанному?
(обсуждение)
2. Запишите ряд ключевых слов, отражающих основную мысль рассказа (например: алкоголь, запой, блуждающий бессмысленный взгляд героя, душевные и физические страдания, потеря уважения окружающих, срыв спектакля, бессилие окружающих в оказании помощи и т.д.)
(обсуждение)
3. Краткое эссе на тему: «Какие чувства вызывает у вас главный герой?» (3-5 предложений).
(обсуждение)
III. Анализ содержания.
1. Какие приемы использует А.П.Чехов в создании образа главного героя?
- говорящая фамилия Фениксов-Дикобразов 2-й ассоциируется с аристократической фамилией, добавление к ней «второй» напоминает имена монархов (Петр I, Николай II и т.д.). По отношению к чеховскому герою это звучит комически;
- такое средство создания комического, как несоответствие: «билет первого класса был куплен «для фарса» лишь на предпоследней станции, а до сих пор знаменитость ехала в третьем», несмотря на холодное время года, знаменитость была одета «только в летнюю крылатку да ветхую котиковую шапочку»;
- эмоционально-оценочная лексика (на протяжении рассказа герой именуется «знаменитость», хотя его образ уже снижен; «физиономия» и т.д.)
2. Как вы объясните финал рассказа: почему г.Фениксов-Дикобразов 2-й «благодарит этого черта Федьку, в Москву с собой хочет взять»?
(алкоголизм – это страшная зависимость, человек страдает от нее, но сам ничего не может сделать).
У вас на столах карточки с высказываниями великих мыслителей древности и известных людей современности об алкоголизме. Какой из афоризмов соответствует основной мысли чеховского рассказа?
3. Какую важную проблему поднимает А.П.Чехов в этом рассказе?(проблему алкоголизма).
Сформулируйте проблему в виде вопросов, используя при необходимости карточки с афоризмами. (Как алкоголь действует на человека? Как алкоголь влияет на сознание людей и их умственные способности? Влияет ли продолжительное употребление алкоголя на физическое и умственное состояние потомства? и т.д.)
IV. Ролевая игра.
Группы получают задание: оценить ситуацию, изображенную в рассказе, с позиций
- Чехова-врача;
- Чехова-писателя (общественного деятеля);
- члена семьи;
- коллеги.
(обсуждение)
V. Подведение итогов.
На примере рассказа А.П.Чехова, высказываний известных людей мы сегодня затронули очень важную проблему – алкоголизма. Подводя итог, хочется обратиться к еще одному источнику мудрости: Книге книг - Библии.
Давайте послушаем, что она говорит об этом:
«Дела плоти известны: они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера...»
(Гал.5:19-22). (Комментарий непонятных слов)
Задание: Проанализируйте данный отрывок и скажите:
- От чего предостерегает нас Библия?
- Какие выводы о том, как следует поступать, мы можем сделать, опираясь на данный текст?
VI. Домашнее задание: (по выбору учащегося)
- Подобрать афоризмы по теме урока, кратко прокомментировать (3-5 предложений).
- Выучить понравившееся высказывание наизусть.
- Написать статью в школьную газету «Тинейджер» о вреде алкоголя.
- Провести в школе (классе) акцию «флешмоб» как протест против алкоголизма.
Приложение к уроку:
Карточки с афоризмами:
«Алкоголизм – это визитная карточка безволия». Д.Волкогонов;
«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума и война». У.Гладстон;
«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». И.Мержевский;
«Алкоголь – вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума». В.Данилевский;
«Нет лучшего средства для создания идиотов, чем алкоголь при его продолжительном употреблении». Э.Крепелин;
«Алкоголь – самый заклятый враг будущности человеческого рода». О.Форель.
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Библия. Послание Ефесянам 5, 18;
«Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими» Библия. Евангелие от Луки 21, 34.