Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Рассказ А. П. Чехова «Средство от запоя»
Литература

Рассказ А. П. Чехова «Средство от запоя»

Осовская Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы 1 категории
 г. Таганрог

Тип урока: внеклассное чтение

Цели урока:

  • расширить представление о творчестве А. П. Чехова; познакомить с содержанием рассказа; учить анализу текста художественного произведения;
  • развивать познавательный интерес к творчеству писателя; развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать неприязнь к алкоголю, уверенность в его вреде как здоровью человека, так и окружающим людям.

Форма работы: групповая.

Оборудование: презентация урока, карточки с афоризмами.

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Всем вам хорошо известны ставшие уже хрестоматийными слова удивительного человека, писателя с мировым именем Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это высказывание мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризует творчество писателя. Тонкий наблюдатель, Антон Павлович не уставал находить в окружающей его действительности различные проявления пошлости, глупости, мещанства и беспощадно высмеивать их в своих рассказах. Он и сегодня заставляет нас не только от души смеяться над невежеством, чинопочитанием, стремлением к «футлярной» жизни и т.д., но и задумываться над тем, что все это актуально и в наши дни.

С одним из таких рассказов на вечную российскую тему вы познакомились дома, и я предлагаю вам обсудить его на нашем уроке.

 

II. Выявление уровня восприятия прочитанного.

1. Проведем акцию «флешмоб»: каким действием вы выразите свое отношение к прочитанному?

(обсуждение)

2. Запишите ряд ключевых слов, отражающих основную мысль рассказа (например: алкоголь, запой, блуждающий бессмысленный взгляд героя, душевные и физические страдания, потеря уважения окружающих, срыв спектакля, бессилие окружающих в оказании помощи и т.д.)

(обсуждение)

3. Краткое эссе на тему: «Какие чувства вызывает у вас главный герой?» (3-5 предложений).

(обсуждение)

 

III. Анализ содержания.

1. Какие приемы использует А.П.Чехов в создании образа главного героя?

  • говорящая фамилия Фениксов-Дикобразов 2-й ассоциируется с аристократической фамилией, добавление к ней «второй» напоминает имена монархов (Петр I, Николай II и т.д.). По отношению к чеховскому герою это звучит комически;
  • такое средство создания комического, как несоответствие: «билет первого класса был куплен «для фарса» лишь на предпоследней станции, а до сих пор знаменитость ехала в третьем», несмотря на холодное время года, знаменитость была одета «только в летнюю крылатку да ветхую котиковую шапочку»;
  • эмоционально-оценочная лексика (на протяжении рассказа герой именуется «знаменитость», хотя его образ уже снижен; «физиономия» и т.д.)

2. Как вы объясните финал рассказа: почему г.Фениксов-Дикобразов 2-й «благодарит этого черта Федьку, в Москву с собой хочет взять»?

(алкоголизм – это страшная зависимость, человек страдает от нее, но сам ничего не может сделать).

У вас на столах карточки с высказываниями великих мыслителей древности и известных людей современности об алкоголизме. Какой из афоризмов соответствует основной мысли чеховского рассказа?

3. Какую важную проблему поднимает А.П.Чехов в этом рассказе?(проблему алкоголизма).

Сформулируйте проблему в виде вопросов, используя при необходимости карточки с афоризмами. (Как алкоголь действует на человека? Как алкоголь влияет на сознание людей и их умственные способности? Влияет ли продолжительное употребление алкоголя на физическое и умственное состояние потомства? и т.д.)

 

IV. Ролевая игра.

Группы получают задание: оценить ситуацию, изображенную в рассказе, с позиций

  • Чехова-врача;
  • Чехова-писателя (общественного деятеля);
  • члена семьи;
  • коллеги.

(обсуждение)

 

V. Подведение итогов.

На примере рассказа А.П.Чехова, высказываний известных людей мы сегодня затронули очень важную проблему – алкоголизма. Подводя итог, хочется обратиться к еще одному источнику мудрости: Книге книг - Библии.

Давайте послушаем, что она говорит об этом:

«Дела плоти известны: они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера...»

(Гал.5:19-22). (Комментарий непонятных слов)

Задание: Проанализируйте данный отрывок и скажите:

  • От чего предостерегает нас Библия?
  • Какие выводы о том, как следует поступать, мы можем сделать, опираясь на данный текст?

 

VI. Домашнее задание: (по выбору учащегося)

  1. Подобрать афоризмы по теме урока, кратко прокомментировать (3-5 предложений).
  2. Выучить понравившееся высказывание наизусть.
  3. Написать статью в школьную газету «Тинейджер» о вреде алкоголя.
  4. Провести в школе (классе) акцию «флешмоб» как протест против алкоголизма.

 

Приложение к уроку:

Карточки с афоризмами:

«Алкоголизм – это визитная карточка безволия». Д.Волкогонов;

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума и война». У.Гладстон;

«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». И.Мержевский;

«Алкоголь – вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума». В.Данилевский;

«Нет лучшего средства для создания идиотов, чем алкоголь при его продолжительном употреблении». Э.Крепелин;

«Алкоголь – самый заклятый враг будущности человеческого рода». О.Форель.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Библия. Послание Ефесянам 5, 18;

«Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими» Библия. Евангелие от Луки 21, 34.

Работает на Cornerstone