Главная»Обмен опытом»Уроки»Начальная школа»«Ёж-спаситель». Виталий Бианки
Начальная школа

«Ёж-спаситель». Виталий Бианки

Смолина Алёна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
г. Кострома 

Цель: Комплексная работа с рассказом В.Бианки «Ёж-спаситель»

Задачи:

I. Образовательные:

  • учить детей слушать произведение;
  • расширить представления детей о еже, гадюке;
  • учить детей понятно и последовательно строить свою речь;
  • учить детей работать с текстом произведения.

II. Развивающие:

  • развивать воображение детей;
  • развивать наблюдательность, внимание учеников;
  • расширить словарный запас детей;
  • развивать умение высказывать свое мнение.

III. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • воспитывать способность сопереживать героям произведения;
  • воспитывать культуру речи учащихся.

 Тема: Виталий Бианки. Рассказ «Ёж-спаситель»

Структурные компоненты урока

Содержание урока

Организационный момент урока

- Встаньте. Успокойтесь. Садитесь, пожалуйста.

Итак, начинаем урок литературного чтения.

Проверка домашнего задания

Проверяем домашнее задание

Проверка задания в тетрадях по чтению.

- Хорошо. Тетради отложите. Теперь проверяем устное задание. Вам нужно было составить текст-описание какого-либо животного, выполняя условие, что ваш текст должен быть понятным и похожим на сказку.

5 учеников рассказывают рассказы на оценку

- Спасибо. Достаточно.

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами работаем над произведением В.Бианки. Как мы уже знаем, он пишет о природе, и чаще всего о животных. Открываем учебник. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа.

+ «Ёж-спаситель»

Первичное восприятие произведения

- Сейчас я буду читать вслух этот текст, а вы следите по тексту.  

Попробуйте определить жанр этого произведения.

- Учитель выразительно читает весь текст произведения.

- Как вы думаете, какой жанр у этого произведения? Почему?

- Это рассказ, т.к. здесь описываются реальные события.

Беседа на эмоциональное восприятие

- Понравился ли вам этот рассказ? 

+ Да

- Чем вам понравился этот рассказ? Что особенно запомнилось?

+ Как ёж сцепился с гадюкой и спас девочку.

Вторичное восприятие произведения

- Сейчас мы ещё раз прочитаем это произведение. Будем читать по цепочке. 

Ученики читают текст по цепочке по одному предложению.

Беседа по содержанию произведения 

По ходу беседы ведется словарная работа

- Теперь давайте попробуем разобраться с тем, что прочитали. Куда направилась Маша?   

- Она отправилась в лес за земляникой.

- Как вы поняли слова – пригорок, босая?

+ Пригорок – небольшой холм; босая, т.е. босиком, без обуви.

- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где описывается, как повёл себя ёж, когда его нашла Маша?

+ .....

- Как вы поняли слово «зафуфыкал»?

+ т.е. зафырчал

- Как вы думаете, почему он повел себя так?

+ Ему было больно, неприятно.

- Найдите и прочитайте отрывок, где говорится, какая опасность подстерегала Машу?

+ .....

- А почему гадюка опасна для человека?

+ Она ядовитая

- Как вы поняли выражение «от страха руки и ноги отнялись»?

+ Маша не могла пошевелиться.

- Кто пришел на помощь Маше?

+ Ёж

- Найдите и прочитайте, как описывает автор схватку между гадюкой и ежом.

+ ...

- Как вы поняли выражение «ёж засеменил»?

+ Пошел мелкими шагами.

- Кто-нибудь сможет это показать?

Ученик изображает семенящую походку.

- Спасибо. Подумайте, что могло произойти дальше?

Ребята предлагают несколько вариантов продолжения рассказа.

Домашнее задание

- Дома вы должны будете подготовить подробный пересказ этого рассказа.

Итог урока

- Что мы сегодня узнали нового на уроке литературного чтения? 

+ Мы познакомились с рассказом В.Бианки «Ёж-спаситель»

- Спасибо. Урок окончен

 

 

АНАЛИЗ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Организация учителем работы над произведением соответствует общим требованиям.

Учитель достаточно глубоко разбирается в особенностях изучаемого текста. Простой по своему сюжету рассказ решает задачу – приобщение школьников к животному миру. Отсюда соответствующая работа учителя.

  • Первый раз текст читается учителем динамично, с интонацией и выражением, вызывая интерес у слушающих и ощущение реальности событий, которые описываются в тексте.
  • При анализе текста учитель делает акцент на то, что события рассказа вполне реальны, подробно разбирается поведение каждого из героев произведения.
  • Работа по подготовке учащихся к восприятию произведения практически отсутствует. Это объясняется тем, что данное произведение – не первое из творчества В.Бианки, с которым встречаются учащиеся. Этот момент учитель проговаривает на этапе сообщения темы и цели урока.

Организация многочтения на уроке проходит в следующих видах:

  • После того, как учитель прочитала текст сама, она предлагает это проделать детям самостоятельно. Первое прочтение было эмоциональным и ярким, это явилось мотивом для прочтения текста детьми во второй раз.
  • При анализе произведения учитель задает три вопроса, которые обращают учеников к тексту для выборочного чтения.

Система вопросов и заданий на уроке позволяет детям хорошо понять фактическое содержание произведения, оценить его художественные достоинства: последовательность вопросов соответствует развитию сюжета, отрывки с художественным описанием (животных) учитель просит детей зачитать вслух.

При проверке домашнего задания анализируется читательский опыт учащихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью (в частности, за каким-либо животным)

В процессе урока расширяются и углубляются знания детей о животных.

Работы учителя с иллюстрациями на уроке не было. Также отсутствовало использование различных видов наглядности, фонетики, диапозитивов, картин и т.п. Тем самым, средства обучения, которые могли быть использованы на уроке, были ограничены.

Поставленные образовательные задачи на уроке были реализованы в полной мере. В меньшей степени удалось реализовать развивающие и воспитательные задачи.

В содержании урока присутствует небольшое по объему домашнее задание репродуктивного характера. Домашнее задание такого типа логично вписывается в общий контекст работы над произведением.

В целом урок прост и понятен по содержанию. Организация урока высокого уровня. В качестве предложений можно выделить следующее моменты:

  • Включение в урок творческой работы учащихся
  • Добавление в структуру урока этапа подготовки детей к восприятию произведения. 

Обратная связь


АНО «Международные образовательные программы»   |   117420 Москва, ул.Намёткина, 15    |   е-mail: ispletter@gmail.com

Powered by Cornerstone