Смолина Алёна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
г. Кострома
Цель: Комплексная работа с рассказом В.Бианки «Ёж-спаситель»
Задачи:
I. Образовательные:
- учить детей слушать произведение;
- расширить представления детей о еже, гадюке;
- учить детей понятно и последовательно строить свою речь;
- учить детей работать с текстом произведения.
II. Развивающие:
- развивать воображение детей;
- развивать наблюдательность, внимание учеников;
- расширить словарный запас детей;
- развивать умение высказывать свое мнение.
III. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать способность сопереживать героям произведения;
- воспитывать культуру речи учащихся.
Тема: Виталий Бианки. Рассказ «Ёж-спаситель»
Структурные компоненты урока |
Содержание урока |
Организационный момент урока |
- Встаньте. Успокойтесь. Садитесь, пожалуйста. Итак, начинаем урок литературного чтения. |
Проверка домашнего задания |
Проверяем домашнее задание Проверка задания в тетрадях по чтению. - Хорошо. Тетради отложите. Теперь проверяем устное задание. Вам нужно было составить текст-описание какого-либо животного, выполняя условие, что ваш текст должен быть понятным и похожим на сказку. 5 учеников рассказывают рассказы на оценку - Спасибо. Достаточно. |
Сообщение темы и цели урока |
- Сегодня мы с вами работаем над произведением В.Бианки. Как мы уже знаем, он пишет о природе, и чаще всего о животных. Открываем учебник. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа. + «Ёж-спаситель» |
Первичное восприятие произведения |
- Сейчас я буду читать вслух этот текст, а вы следите по тексту. Попробуйте определить жанр этого произведения. - Учитель выразительно читает весь текст произведения. - Как вы думаете, какой жанр у этого произведения? Почему? - Это рассказ, т.к. здесь описываются реальные события. |
Беседа на эмоциональное восприятие |
- Понравился ли вам этот рассказ? + Да - Чем вам понравился этот рассказ? Что особенно запомнилось? + Как ёж сцепился с гадюкой и спас девочку. |
Вторичное восприятие произведения |
- Сейчас мы ещё раз прочитаем это произведение. Будем читать по цепочке. Ученики читают текст по цепочке по одному предложению. |
Беседа по содержанию произведения По ходу беседы ведется словарная работа |
- Теперь давайте попробуем разобраться с тем, что прочитали. Куда направилась Маша? - Она отправилась в лес за земляникой. - Как вы поняли слова – пригорок, босая? + Пригорок – небольшой холм; босая, т.е. босиком, без обуви. - Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где описывается, как повёл себя ёж, когда его нашла Маша? + ..... - Как вы поняли слово «зафуфыкал»? + т.е. зафырчал - Как вы думаете, почему он повел себя так? + Ему было больно, неприятно. - Найдите и прочитайте отрывок, где говорится, какая опасность подстерегала Машу? + ..... - А почему гадюка опасна для человека? + Она ядовитая - Как вы поняли выражение «от страха руки и ноги отнялись»? + Маша не могла пошевелиться. - Кто пришел на помощь Маше? + Ёж - Найдите и прочитайте, как описывает автор схватку между гадюкой и ежом. + ... - Как вы поняли выражение «ёж засеменил»? + Пошел мелкими шагами. - Кто-нибудь сможет это показать? Ученик изображает семенящую походку. - Спасибо. Подумайте, что могло произойти дальше? Ребята предлагают несколько вариантов продолжения рассказа. |
Домашнее задание |
- Дома вы должны будете подготовить подробный пересказ этого рассказа. |
Итог урока |
- Что мы сегодня узнали нового на уроке литературного чтения? + Мы познакомились с рассказом В.Бианки «Ёж-спаситель» - Спасибо. Урок окончен |
АНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Организация учителем работы над произведением соответствует общим требованиям.
Учитель достаточно глубоко разбирается в особенностях изучаемого текста. Простой по своему сюжету рассказ решает задачу – приобщение школьников к животному миру. Отсюда соответствующая работа учителя.
- Первый раз текст читается учителем динамично, с интонацией и выражением, вызывая интерес у слушающих и ощущение реальности событий, которые описываются в тексте.
- При анализе текста учитель делает акцент на то, что события рассказа вполне реальны, подробно разбирается поведение каждого из героев произведения.
- Работа по подготовке учащихся к восприятию произведения практически отсутствует. Это объясняется тем, что данное произведение – не первое из творчества В.Бианки, с которым встречаются учащиеся. Этот момент учитель проговаривает на этапе сообщения темы и цели урока.
Организация многочтения на уроке проходит в следующих видах:
- После того, как учитель прочитала текст сама, она предлагает это проделать детям самостоятельно. Первое прочтение было эмоциональным и ярким, это явилось мотивом для прочтения текста детьми во второй раз.
- При анализе произведения учитель задает три вопроса, которые обращают учеников к тексту для выборочного чтения.
Система вопросов и заданий на уроке позволяет детям хорошо понять фактическое содержание произведения, оценить его художественные достоинства: последовательность вопросов соответствует развитию сюжета, отрывки с художественным описанием (животных) учитель просит детей зачитать вслух.
При проверке домашнего задания анализируется читательский опыт учащихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью (в частности, за каким-либо животным)
В процессе урока расширяются и углубляются знания детей о животных.
Работы учителя с иллюстрациями на уроке не было. Также отсутствовало использование различных видов наглядности, фонетики, диапозитивов, картин и т.п. Тем самым, средства обучения, которые могли быть использованы на уроке, были ограничены.
Поставленные образовательные задачи на уроке были реализованы в полной мере. В меньшей степени удалось реализовать развивающие и воспитательные задачи.
В содержании урока присутствует небольшое по объему домашнее задание репродуктивного характера. Домашнее задание такого типа логично вписывается в общий контекст работы над произведением.
В целом урок прост и понятен по содержанию. Организация урока высокого уровня. В качестве предложений можно выделить следующее моменты:
- Включение в урок творческой работы учащихся
- Добавление в структуру урока этапа подготовки детей к восприятию произведения.