Рецензия

Рецензия на материалы курса 
«Как сбываются и разбиваются мечты»

В.В. Рыжов,
доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии
Нижегородского госуниверситета

Сентябрь 2004 года

В качестве общей характеристики материалов можно отметить глубоко продуманную целостную структуру курса, включая обстоятельное «Введение», логичное распределение тематики уроков по разделам, обширный заключительный раздел.

Общее построение курса, логика разделов и отдельных уроков характеризуется:

  • наличием интересных, интригующих, привлекающих внимание подходов;
  • широким использованием игровых форм работы;
  • использованием способов активизации всех участников процесса: уч-ся, их товарищей и друзей, родителей, самого учителя;
  • разнообразием форм работы;
  • четким распределением времени;
  • обилием интересных и важных материалов и информации для учителя, учащихся, родителей и т.п.
  • определенностью основных терминов и понятий, используемых в материалах.

Очень важно, что в названиях разделов, в тематике уроков, в формулировке основных идей каждого занятия, в организации практических действий учащихся во время занятий - много нетривиальных, творческих находок разработчиков, которые, несомненно, сделают уроки интересными, запоминающимися, высоко воздействующими. Психологические особенности подростков, на которых рассчитаны эти занятия, хорошо учтены в анализируемых разработках.

Важными и интересными представляются материалы первого раздела «Введение». Пять уроков «Введения» хорошо продуманы, и, на наш взгляд, эффективно достигают основной цели - подготовить подростков к глубокому, серьезному и ответственному размышлению о себе, своей жизни, ее смысле, лежащих в ее основании ценностей и стоящих на жизненном пути преградах и трудностях.

На первом уроке «Введения» подростки практически осознают (хотя и в игровой форме), какие и как преодолевать препятствия, а на втором практически выделяют главную цель жизни.

Очень ярко представлена главная идея третьего урока «Введения» о взаимной связанности свободы и ответственности в виде двух крыл самолета. А внедряется эта идея в сознание подростков просто блистательно: оторвите одно крыло и снова запустите свой самолет!

Не менее яркий образ порабощающей силы вредных привычек представлен в разработке четвертого урока «Введения»: нитку, которая обвила тебя 1-2 раза легко порвать. А попробуй-ка порвать нитку, обернувшую тебя 21 раз!

В пятом уроке «Введения» закладываются основы учебного сотрудничества и взаимодействия, необходимые для успешного прохождения всего курса, а также идеи общения, необходимые для жизни. Использованный здесь образ лука представляется интересной, запоминающейся находкой разработчиков.

По материалам уроков основных разделов, в частности о наркотиках (уроки 6,7) можно заключить, что принципы построения занятий реализуются во всей программе, и для каждой темы найдены яркие, сильные образы, отражающие основную идею каждою занятия. Например, образ мышеловки с зафиксированной боевой пружиной очень точно выражает суть скрытой опасности наркотиков.

Однако, в некоторых примерах и ситуациях, используемых в материалах уроков, чувствуется несоответствие содержания условиям российской действительности и ментальности. Например, ситуация урока 3 «Анализ свободы» , с. 3-6.

В целом материалы курса впечатляют продуманностью, содержательностью, выдумкой, соответствием целям курса и психологическим особенностям учащихся.

 

Работает на Cornerstone