Главная»Обмен опытом»Статьи»Педагогика и методика»Организация работы с родителями младших школьников
Педагогика и методика

Организация работы с родителями младших школьников

Ольга Алексеевна Масько
учитель начальных классов 
г. Волгоград

В современном обществе сложилась ситуация, при которой многие родители не уверены в своих силах и считают учителей экспертами в вопросах воспитания. Воспитание в семье – сложный и многогранный процесс. В нем задействованы многие люди, окружающие ребенка: бабушки, дедушки, братья, сестры, но главная роль отводится родителям. Все хотят быть хорошими родителями, но не имеют представления как ими стать. Во многих семьях воспитание детей происходит стихийно, другие родители интуитивно опираются на опыт старшего поколения. Родителям не хватает знаний и опыта, от этого возникает неуверенность в своих силах. В сложившейся ситуации существует необходимость обучать не только учеников, но и их родителей, сопровождая воспитательный процесс в семье. Право родителей на помощь со стороны образовательной организации закреплены законом «Об образовании» в статье 44, пункт 2 [2, с. 77]. 

В работе с родителями младших школьников можно использовать идеи программы «Будущее вашего ребенка», разработанной коллективом авторов Международной школьной программы под руководством доктора педагогических наук Блэра Кука. Авторы этого пособия считают, что воспитание включает в себя интеллектуальное, социальное, эмоциональное, нравственное и духовное становление личности ребенка. Невозможно воспитать в детях зрелость и ответственность, просто предоставив им информацию, а академическое образование само по себе не способно сформировать целостную личность. Также нельзя стать хорошим родителем только получив информацию о процессе воспитания. Характер формируется под влиянием нравственных примеров и духовных убеждений. Недостаточно просто снабдить ребенка набором каких-то физических или интеллектуальных навыков. Дети должны знать, что такое ответственность, именно это поможет им сделать правильный выбор в жизни. Ребенку нужно научиться сострадать и сочувствовать, только тогда он сможет построить здоровые отношения в своей личной и профессиональной жизни. Но важно не только знать, что такое ответственность и сострадание. Представление о неотъемлемой ценности каждого конкретного человека, понимание природы добра и зла, созидания и разрушения – это все элементы мировоззрения. 

На встречах с родителями, которые можно проводить раз в месяц, к рассмотрению предлагаются следующие темы «Каков ваш стиль воспитания?», «В чем больше всего нуждается ребенок?», «Разве можно научить моего ребенка слушать?», «Как мне воспитать зрелого человека?», «В чем разница между наказанием и дисциплиной?», «Родительский гнев – это хорошо или плохо?».

Каждая встреча может начинаться с краткого обзора ранее пройденного материала, за исключением первой, акцент в которой делается на знакомство. Учитель озвучивает тему нового урока и задает общий тон. В ходе встречи изучается конкретная тема, проводятся интерактивные упражнения, чтобы закрепить новую информацию. Кроме того, родители могут рассказать, как они практически применяли материалы, полученные на предыдущем занятии. В заключительной части занятия обозначается тема следующей встречи. Итогом каждой встречи с родителями становятся знания, пути и способы решения проблем, которые родители смогут применить в воспитательном процессе в семье. Каждому родителю желательно вести Родительский дневник. Дневники могут понадобиться для конспектов и выполнения заданий в классе. Личные записи в дневниках показывать никому не придется. В конце каждого урока родителям дается домашнее задание («Применяем в семье»). 

Основные идеи первого занятия «Каков Ваш стиль воспитания?»:

  1. Родительское влияние должно быть положительным.
  2. Существует четыре основных стиля воспитания. 
  3. Стили воспитания различаются степенью родительской поддержки и родительского контроля.
  4. Для того, чтобы изменить свой метод воспитания, нужны время, усилия и мотивация.

Планируемые результаты:

  1. Определять стили воспитания по основным характеристикам.

  2. Анализировать конкретные проблемы воспитания и находить соответствующие решения в направляющем стиле.

  3. Применять изученное на практике, обозначив в своем методе воспитания аспекты, нуждающиеся в корректировке.

  4. Отслеживать свой прогресс по записям в Родительском дневнике.

В ходе занятия проводится тестирование на определение своего стиля воспитания. Это список из двадцати утверждений. Родители должны оценить каждое утверждение по пятибалльной шкале. Когда тест пройден – оцениваются результаты по приложению к тесту. Результат позволяет определить один из четырех стилей воспитания. Направляющий стиль – гармоничное сочетание любви и твердости. Потакающий стиль – много поддержки, но мало контроля. Отстраненный стиль – здесь мало поддержки и мало контроля. Доминирующий стиль – много контроля, мало поддержки. 

Проанализировав свои результаты, родители смогут понять, в каком направлении им двигаться, развивая свои родительские способности.
Родители, прошедшие курс «Будущее Вашего ребенка», затратившие время и приложившие усилия, будут способны оказывать важное влияние на жизни собственных детей и людей вокруг.

 

Список использованной литературы:

  1. Будущее Вашего ребенка.  Пособие для учителя // М. – МШП, - 2016
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.
Работает на Cornerstone