Елена Николаевна Голоднова
учитель математики
г.Новосибирск
Если сегодня охарактеризовать десятью словами общество, в котором мы хотели бы жить, то нравственных качеств среди этих характеристик окажется больше, чем интеллектуальных. Это подтверждает и наша практика проведения семинаров для учителей, которых очень интересуют вопросы основ воспитания современных детей.
Кто же может создать такое общество, о котором мы мечтаем? Именно у педагогов есть уникальная возможность влиять на убеждения детей, их родителей и коллег. Именно учителя призваны быть людьми влияния в современном обществе!
Каждое утро учитель спешит в школу на встречу с ребятами. Многие считают, что процесс воспитания происходит на классных часах или воспитательных мероприятиях. И ответственность воспитывать детей в школе лежит на классных руководителях. Однако большую часть времени на работе педагоги проводят на уроках. А уроки ведут не только классные руководители, но и учителя-предметники. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли обучать ребёнка и не воспитывать? Скажем, передать ученику определённую сумму знаний и этим ограничиться? Конечно, нет! Даже если мы не классные руководители, хотим мы или нет, ставили мы перед собой цель или нет, но как только мы вошли в класс мы воспитываем! Мы воспитываем, как минимум, своим внешним видом, манерой говорить, своим отношением к нашим воспитанникам, подготовкой к урокам…
В наше непростое время, эпоху «быстрорастворимого кофе», когда события в нашей жизни развиваются очень стремительно, и информации с каждым днём становиться всё больше и больше, важно понять, что же важнее: передать ученику определённую сумму знаний или заложить в сердце ребёнка истинные ценности? Какие это ценности и где их взять? Важно не только научить сдавать ЕГЭ на 100 баллов, но и заложить в ребёнка основания для его счастливого будущего, научить его противостоять негативным явлениям в обществе. Если речь идёт о нашем соседе, что для нас важнее: какая у него оценка по математике или какими качествами он обладает? Хочется напомнить, что ещё Дмитрий Иванович Менделеев заметил, что обучение без воспитания – это меч в руках сумасшедшего [2, с. 83].
В своё время Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Можно построить множество школ, но ничего не дать народу» [5, с. 284]. Есть слова, которые часто употребляются, но плохо понимаются. К числу таких слов принадлежит образование. Под этим словом чаще подразумевают сумму знаний. Но эти знания мыслятся отдельно, без отношения к воспитанию: знание, как приобретение ума и воспитание сердца и воли стоят особняком.
И к этому обособлению привыкли. «На самом деле образование и воспитание должны стоять в неразрывной связи и только в таком случае они оправдывают свои названия» [5, с. 330]. Это Константин Дмитриевич сказал ещё в середине 19 века, но насколько актуальна эта мысль сегодня в 21 веке!
В наших современных условиях, как и много лет назад, нам необходимо задуматься и чётко определиться: почему и воспитание личности тоже должно быть целью образования.
Интересно заметить, что наш президент Владимир Владимирович Путин в ежегодном послании Федеральному собранию обратил внимание на то, что наши дети должны быть успешными не только в обучении, но и прежде всего, стать порядочными людьми с прочной духовной опорой. «Ребята должны быть готовы стать первыми. Не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми, с прочной духовной опорой» [3].
Закон «Об образовании» в Российской Федерации диктует нам, что новая цель образования – это воспитание! (статья 2, пункт 3) [6, с. 4].
Размышляя о воспитании детей, для наглядности представим себе айсберг. Видимая часть – это только четверть айсберга, а его основание ¾ сокрыто от наших глаз, находится под водой (рис. 1).
рис.1 |
рис.2 |
Наблюдая за поведением ребёнка, мы видим его поступки, но мы не видим его внутренний мир. От чего зависят поступки? От убеждений, которые на данный момент сформированы в нём. Давайте поразмышляем: чаще всего в школе, а может и дома, воспитывая детей, на что мы воздействуем на поступки или на убеждения? Часто, к сожалению, мы из-за своей занятости или непонимания важности этого вопроса, или неумения мы воздействуем только на поступки. Например: Петя обижает Машу. Мы, отчитывая Петю, говорим, что нельзя так поступать, угрожая ему последствиями. В данном случае мы не формируем ценности и убеждения. Мы говорим: «нельзя!», но мы не говорим о ценности каждого человека и как следствии необходимости проявлять уважение ко всем людям. Если мы будем воздействовать только на поступки, получим ли мы хороший результат? Нет! Необходимо влиять на ценности и убеждения! Какова цена вопроса? Это время, усилия, профессионализм и, конечно, желание общаться с детьми!
Ещё в 19 веке учёные провели интересный эксперимент. Посадили лягушку на разогретую сковороду, и лягушка мгновенно выпрыгнула. Затем посадили лягушку на холодную сковороду и стали медленно её нагревать. В этом случае лягушка не среагировала на высокую температуру, и, к сожалению, погибла.
Ответ на вопрос, почему в первый раз лягушка выпрыгнула из сковороды, а во второй раз нет – лежит на поверхности! В первый раз опасность была очевидна и лягушка среагировала. Во второй раз опасность не была очевидной, температура изменялась постепенно, лягушка привыкала, и не заметила опасности, а когда стало очень горячо, у неё уже произошли повреждения, и она уже не смогла среагировать. Эта история часто используется, как метафорическое отображение неспособности людей реагировать на значительные изменения, которые происходят постепенно.
Размышляя о воспитании, нельзя не заметить, что в современном мире границы нравственности очень размыты. На ребёнка оказывают влияние СМИ. Некоторые подростки много времени проводят в виртуальном мире, пренебрегая живым общением, из-за дефицита времени у родителей и педагогов в детей не всегда заложены здравые ценности, иногда не выстроены доверительные отношения между детьми и взрослыми. Оставшись наедине с агрессивной средой нашего общества, дети, как наша лягушка, не замечают опасности, попадают в ловушки и не могут порой самостоятельно найти выход. Но выход есть! И это наша ответственность защищать детей от влияния негативной среды, формируя у них духовные ценности и убеждения.
Подводя итог размышления о ценностях и убеждениях, напрашивается цитата известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» [4, с. 44].
Существуют программы классных часов, разработанные учителями–профессионалами, имеющими большой педагогический опыт, которые помогают преподавателям грамотно, последовательно и профессионально проводить интерактивные беседы с подростками. Учить ребят ставить перед собой достойные цели, и анализировать, что помогает им достигать поставленные цели, а что мешает. По ходу занятий ребята учатся принимать обдуманные решения и предвидеть последствия своих поступков. Среди таких немногих программ – программа классных часов «Как сбываются и разбиваются мечты» [1]. Эта программа отвечает требованиям ФГОС. Важно заметить, что каждый урок легко адаптировать для ребят разных возрастных категорий и согласно тем условиям, в которых обучаются ребята.
Список использованной литературы:
- Как сбываются и разбиваются мечты. – Пособие для учителя / Под ред. Б.Кука. – МШП. – 2013. – 518 с.
- Менделеев Д.И. Заметки о народном просвещении России [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://coollib.com/b/319507/read, свободный (Дата обращения 01.09.2016).
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 [Электронный ресурс]/ Послание Президента Российской Федерации/ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/, свободный (Дата обращения: 01.09.2016).
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с. – (Б-ка учителя).
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. В 2-х т. Т.1. – М: Педагогика, 1974. – 584 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.