Одной из проблем, осложняющих образовательный процесс и зачастую снижающих мотивацию педагога, является плохое поведение обучающихся. Неприемлемое поведение ребенка может выражаться агрессией, проявляемой к педагогу или сверстникам, попытками привлечь внимание, нарушением границ и порядка, отказом выполнять учебные задания и прочее. Для того, чтобы научиться правильно реагировать на подобное поведение, педагогу необходимо осознавать, что за плохим поведением ребенка, как правило, стоит какой-то мотив.
В нашей статье мы не рассматриваем нарушения поведения у детей с ограничениями возможностей здоровья, так как причина их плохого поведения может быть обусловлена их не нормативным физическим или психологическим развитием. В этой статье речь пойдет о нормотипичных детях, у которых проблемы поведения чаще всего связаны с личностным ростом и качеством взаимодействия. В своей книге «Учитель и проблемы дисциплины» С.В. Кривцова пишет: «Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Если они научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы». Вот почему так важно выяснить причину асоциального или деструктивного поведения ученика и выстраивать с ним конструктивное взаимодействие. Основной причиной поведенческих проблем нормотипичных детей является нарушение самости. Под самостью понимается представление ребенка о себе, его самооценка и самоценность. Самость ребенка формируется в течение всей жизни и нарушается, когда ребенком пренебрегают, не ценят результаты его труда, когда его обманывают и не реагируют на его потребности и желания. Если самость ребенка отсутствует, размыта/противоречива или имеет негативный оттенок, то в попытках избежать боли ребенок начинает плохо себя вести. Поскольку он не может в полной мере охарактеризовать себя сам, своим поведением он как бы бросает вызов окружающим, чтобы получить от них отклик и оценку себя. Подобное поведение является очевидным сигналом для взрослых, что у ребенка не все благополучно и он нуждается в помощи.
Следует отметить, что дети с нарушением самости могут реагировать на проблему активно или пассивно. Активная форма реагирования при отрицательной оценке себя выражается в попытках разрушить систему, переделать ее под себя и установить свои правила. Пассивная выражается в попытках «уйти» от системы, избегать каких-то действий или взаимодействия, что зачастую приводит ребенка к социальной «смерти» – отказу или купированию социальных взаимодействий.
Данный материал призван помочь педагогам, которые в своей профессиональной деятельности сталкиваются с властолюбивыми и мстительными детьми. Дети с таким поведением могут пытаться установить главенство, оспаривать власть, подвергать сомнению авторитет взрослого, а если не могут делать это открыто, начинают мстить самому взрослому или нанося вред окружающим людям, предметам, которые посчитают ценными для этого взрослого. Властолюбивые и мстительные дети задевают других, бросают вызов и атакуют с помощью слов и действий. Такие дети могут устраивать сцены, проявляя медлительность, шум, ругаясь и ворча. Они не считаются с требованиями педагога и провоцируют его или сверстников на публичную схватку.
Каким же должно быть поведение и реакции взрослого при взаимодействии с властолюбивыми и мстительными детьми?
Как считают авторы программы «Будущее вашего ребенка», каждый воспитывающий взрослый, будь то воспитатель, учитель, преподаватель или родитель, должен в общении с ребенком сохранять баланс между уровнем контроля и поддержки, которую он оказывает ребенку. Взрослый, который устанавливает четкие границы, но в то же время дает ребенку должную поддержку в их следовании, чуткий эмоциональный отклик, способен выстроить направляющий сбалансированный стиль, не впадая в доминирование или потакание. Задача педагога – помочь властному и мстительному ребенку сформировать положительное представление о себе, чтобы он перестал воевать с ним и системой в целом. Для выполнения этой задачи рекомендуется создать воспитательный план действий. Данный план предполагает выполнение следующих шагов:
- распознавание истинной цели поступка ребенка (определение мотивации плохого поведения);
- выбор способа экстренного реагирования (чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку);
- разработка стратегии для снижения числа таких поступков у ребенка в будущем;
- определение социальных навыков, которые не сформированы у ребенка, и решения о шагах развития этих навыков;
- включение родителей и коллег в реализацию воспитательного плана.
Для того, чтобы распознать цель поступка ребенка, необходимо провести тщательную диагностику, то есть наблюдение за поведением ребенка. Наблюдая за ребенком, следует собирать факты, касающиеся его поведения, и четко формулировать (описывать), что произошло, избегая при этом субъективной оценки и составляя конкретное описание того, что, когда, как и как часто делал ребенок, а не обобщенные суждения типа «не слушался», «был неуправляемым», «вел себя демонстративно, нагло неподобающе».
Рекомендуется в течение недели фиксировать каждый случай плохого поведения, указывая точное время произошедшего и дословно фиксируя слова ребенка. Например, «На уроке математики, после того как учитель сказала: «Максим, раздай, пожалуйста, листочки для математического диктанта», ответил: «Я что вам шестерка, что ли, вам надо, сами и раздавайте, нашли лоха». Лег на парту, положив голову на сложенные руки. Диктант писать не стал».
Наблюдение позволит понять, что побудило ребенка к такому поведению. Это может быть желание привлечь внимание, власть, месть или избегание неудачи. Если за поступком ребенка стоит желание привлечь внимание, ребенок будет провоцировать педагога, чтобы получить от него особое внимание. Позиция властолюбивого ребенка – доказать взрослому, что он не сможет с ним справиться и заставить его хорошо себя вести или делать, что сказали. Мстительный ребенок мстит за свою обиду. К сожалению, далеко не всегда для взрослого представляется возможным выяснить, на что обиделся ребенок, и когда это было. Ребенок, избегающий неудачи, может отказываться выполнять инструкции, задания, участвовать в какой-либо деятельности. Основанием его действий служит низкая самооценка, главный мотив его поведения «не буду пробовать, все равно у меня не получится».
Следующий шаг – это выбор техники экстренного вмешательства. Важно понимать, что вмешательство не имеет ничего общего с наказанием. Его цель состоит в том, чтобы остановить неправильное поведение, и чтобы ребенок осознал, что он и его поведение не остаются незамеченными. Воздействие педагога при этом должно быть быстрым, обязательным и неизбежным.
Психологи выделяют три стадии проявления деструктивного поведения властных и мстительных детей. «Стадия глухих раскатов», когда ребенок проявляет недовольство, ворчит и возмущается, «стадия извержения», когда ребенок начинает буянить и проявляет речевую или физическую агрессию, сопротивляться или наносить вред, и «стадия остывания», когда ребенок начинает успокаиваться и подводить итоги.
Таким образом, и экстренное реагирование на нарушение поведения включает в себя несколько возможных реакций в соответствии со стадией, на которой вы обнаружили подобное поведение. В каждой конкретной ситуации в зависимости от особенностей ребенка, обстановки, в которой происходит данная ситуация, и прочих условий педагог сам определяет, какие действия ему необходимо выполнить и как себя повести в ответ на действия ребенка. В данной статье мы предлагаем ряд мер, которые можно предпринять, реагируя на властолюбивое или мстительное поведение.
На первой стадии («стадии глухих раскатов») педагогу может быть достаточно признать силу (или правоту) ребенка (часто дети с властолюбивым поведением дают нам знать об устаревших правилах или чрезмерных требованиях, о некоторой несправедливости). Для обсуждения возникшей ситуации нужно постараться избавиться от зрителей, не стоит устраивать прилюдную перепалку или спор с ребенком, для этого или разговаривайте, подойдя очень близко к ребенку, так чтобы слышал только он, или отвлеките других детей чем-то интересным, требующим большого внимания. Взрослый может озадачить ребенка каким-то вопросом или поручением, особенно таким, которое поднимет самоуважение ребенка, даст ему возможность проявить компетентность или самостоятельность. Педагог может временно согласиться с ребенком, приняв его позицию (дети часто предлагают приемлемые варианты). Можете сменить тему разговора или перенести время разговора с ребенком, если решение требует обсуждения и более подробного рассмотрения.
Реагирование на второй стадии (если взрыв все-таки происходит, т.е. стадии «извержения») – это изоляция ребенка. Место изоляции нужно продумать заранее, исходя из ваших конкретных условий (в уголок уединения, за ширму, в медицинский кабинет, в другое помещение). Возможно, стоит заранее договориться с кем-либо из взрослых или администрации, что вы воспользуетесь их помощью в подобной ситуации. Человек, помогающий вам, не должен читать нотации ребенку, воспитывать его или развлекать, он просто следит за тем, чтобы ребенок остыл и смог вернуться назад уже после «извержения».
На третьей стадии («стадии остывания») производится оценка последствий и выбор санкций к нарушителю поведения, на ребенка накладываются определенные ограничения (например, он какое-то время не может пользоваться чем-то или взаимодействовать с кем-то.) В ситуации, когда причинен физический ущерб людям или собственности, правомерно требование встречи с родителями и возмещение ущерба. Часто ребенка стоит привлечь к самостоятельному восстановлению имущества, он должен понимать, что если он в порыве сломает что-то, то чинить это придется ему самому. Последствия поступка должны быть тесно связаны с нарушениями. Например, если ребенок разрисовал парту, он должен будет вымыть ее, а не все парты в классе, разорвал учебный материал – привести его в порядок. Так или иначе, последствия должны быть созидательными, т.е. в ответ на разрушительные действия ребенок теперь создает что-то, меняет к лучшему. То же касается и причинения морального ущерба, но это не могут быть формальные извинения, необходимо объяснить, что именно стало ошибочным действием и как это нужно исправить. И конечно, формулируя свои требования к ребенку, взрослый должен быть вежлив и уважителен.
После этого воспитывающему взрослому потребуется определить стратегию поддержки ребенка для «лечения» его самости. Ребенку необходимо приобрести ощущение причастности, принадлежности к группе сверстников, ощущение своей интеллектуальной, деятельностной и коммуникативной состоятельности. Он должен почувствовать принятие и уважение к себе как к личности со стороны других детей и взрослых. Ребенок должен понять, что он ценен, даже если его поступок является неприемлемым (это принятие). Учитель может демонстрировать поддержку, принимая личностные особенности ребенка, выслушивая его. Для того, чтобы ребенок чувствовал наше принятие даже тогда, когда делаем замечания, мы можем использовать «Я-высказывания». Замечания, сделанные в этой форме, не заставляют ребенка защищаться, содержат четкую формулировку правила или нравственной нормы, которая действует на всех одинаково, а не является претензией исключительно к этому ребенку. Мы кратко описываем конкретную ситуацию нарушения нормы, говорим о том, что мы чувствуем, когда сталкиваемся с таким неподобающим действием, объясняем, какая норма или правило нарушены и уважительно просим ребенка выполнить правильное действие, максимально конкретно его называя. Например, когда мне отвечают «вам надо, сами и раздавайте», я недоумеваю, потому что уважительное отношение друг ко другу должно быть между нами, прошу тебя в будущем, отказывая, просто скажи: «извините, я не хочу это делать».
Проявление уважения к ребенку возможно тогда, когда вы признаете то, что он сделал, его достижения, успехи, когда выражаете признательность за конкретные действия и поступки: «Ты помог раздать листочки, это сэкономило мне время, чтобы написать примеры на доске, спасибо тебе за отзывчивость».
Для того, чтобы развивать в учениках необходимые навыки, нужно не только иметь представления о причинах нарушения поведения, но и осознавать положительные качества властолюбивых и мстительных детей. Так, властолюбивые дети самостоятельны, мыслят неординарно, способны к самоконтролю, активны и настойчивы в достижении целей. С этими детьми нельзя конфликтовать открыто. Полезно давать им возможность руководить проектами и выполнением задач, можно делегировать им свою ответственность, брать их в помощники для выполнения определенных заданий или даже на постоянной основе поручать организовывать что-то. При этом педагог сам должен быть примером милосердной и справедливой власти, которая слышит других и действует в соответствии с этим. Таким поведением взрослый демонстрирует властолюбивому ребенку, что человек, имеющий власть, прежде всего несет ответственность за других людей, проявляет к ним уважение и заботу.
Проявление заботы является также ключевым фактором поддержки мстительных детей. Даже если поступок ребенка вызывает у нас осуждение и негативные эмоции, важно показать, что мы не перестанем заботиться о нем. Очень важно научить таких детей правильно выражать свою боль, выслушивать их, задавать вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Почему?». И, конечно, надо учить их прощению. В качестве примера учитель может привести личность Христа, который ради прощения людей принял страдания и смерть. Ребенку следует объяснить, почему важно прощать обидчика и как это можно сделать. Основанием для прощения является золотое правило поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Это же правило звучит в знаменитой молитве «Отче наш»: «Прости нам долги наши, как прощаем мы должникам нашим».
Заключительный шаг воспитательного плана – работа с партнерами. Это прежде всего индивидуальная работа с родителями, а также с другими педагогами, взаимодействующими с ребенком.
Каждому педагогу необходимо помнить, что обучающиеся, нарушающие дисциплину – это та категория детей, которая особенно нуждается в нашей поддержке. Существует три пути познания: ребенок – объект познания, ребенок – взрослый-источник знания, ребенок – сверстник-партнер по познанию. Отсутствие позитивной социализации лишает ребенка двух из этих трех путей познания, каким бы сложным нам не казалось взаимодействие с такими детьми, способность выявлять причину нарушения поведения, правильное реагирование на ситуацию и оказание поддержки этим детям позволит не только наладить с ними доверительные отношения, устранить ряд проблем с дисциплиной для построения нормального образовательного процесса, но и будет способствовать личностному росту и развитию обучающихся.
Багадаева Ольга Юрьевна, старший преподаватель Педагогического института Иркутского государственного университета (по материалам книги С.В. Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины»)