Педагогика и методика

Школа – территория радости

Многочисленные изменения, которые происходят в системе образования в последние десятилетия, неизменно приводят к тому, что участники образовательного процесса сталкиваются с множеством сложностей и проблем, а это, в свою очередь, способствует повышению уровня тревожности и стресса. Учителя в школах имеют чрезмерно высокую нагрузку, часто не оставляющую места для отдыха и творчества. Вынужденные периоды дистанционного обучения в школах, колледжах и ВУЗах способствуют тому, что учебный процесс становится формализованным, так как ограничивают личное взаимодействие учителей и учащихся. Дети не всегда справляются с напряжением из-за высоких академических требований, многочисленных проверочных работ, завышенных ожиданий учителей и родителей, сложностей в отношениях с одноклассниками. Родители учащихся, озабоченные высокими ожиданиями со стороны школы, не понимая, как они могут помочь своим детям, вместо поддержки часто оказывают на своих детей дополнительное давление. Мы перечислили лишь некоторые причины, которые приводят к высокому уровню тревожности у участников образовательного процесса. Таких причин значительно больше, однако, наша задача состоит в том, чтобы понять, как эту ситуацию можно изменить.

Группа заинтересованных педагогов и представителей администрации школ попыталась разобраться, что может быть сделано для создания в школе атмосферы доверия и спокойствия, такой атмосферы, в которой уровень тревожности всех участников педагогического процесса будет существенно снижен. В данной статье мы постараемся обобщить результаты их работы.

Одним из важнейших заключений, к которому пришли педагоги в результате анализа, оказалось понимание, что для снятия тревожности недостаточно выполнять ряд каких-то определенных действий. Необходимо изменить саму парадигму мышления учителей, учеников и родителей. Другими словами, у всех участников образовательного процесса должны произойти изменения в восприятии школы и учебной деятельности. А для этого мы должны создать атмосферу, в которой все будут чувствовать себя защищенными. Состояние защищенности позволит им с радостью взаимодействовать друг с другом для достижения общих целей. В данной статье мы представим некоторые идеи, которые могут быть полезны учителям, представителям школьной администрации, а также заинтересованным родителям. 

Рассмотрим для начала, что могут сделать учителя и представители школьной администрации для создания комфортной и безопасной среды для педагогов.
Работа учителя не огранивается трансляцией некого объема информации. Роль учителя намного шире и многограннее. Самая важная задача учителя состоит в том, чтобы передать детям правильные ценности и убеждения, научить их принимать правильные жизненные решения, подготовить к взрослой самостоятельной жизни. Таким образом учительство – это прежде всего призвание. Именно поэтому каждый учитель должен осознать, что он оказался в школе не случайно. Когда учитель понимает, что он выполняет одну из самых важных и наиболее ответственных задач на земле – воспитание человека, его работа приобретает для него более глубокий смысл, и он перестает воспринимать ее как череду рутинных дел. 

Вместе с тем, для того чтобы учителя могли эффективно выполнять свои задачи и черпать радость в своей работе, администрация школ, а также сами педагоги должны поддерживать друг друга, создавая в коллективе благоприятный рабочий климат. Ведь учитель, как и любой человек, нуждается в понимании, заботе, отдыхе и поддержке. В рамках школы можно сделать целый ряд вещей, которые помогут членам коллектива почувствовать себя более комфортно. Можно постараться создать возможности для неформального общения, встречи, где коллеги увидят друг в друге людей, с которыми им приятно и интересно находиться рядом. Это могут быть выездные мероприятия, совместные праздники, тренинги. В учительской можно подготовить стенд с ободряющими цитатами, организовать чайный столик и периодически устраивать общение за чашечкой чая. Можно организовать учительский чат, в котором учителя будут обмениваться интересными находками, «изюминками», поздравлять друг друга с днем рождения. А еще так легко порадовать коллег маленьким сюрпризом, конфетой или открыткой с добрым пожеланием. Проявление подобных знаков внимания не отнимет много времени, но привнесет в рабочий день педагогов приятные эмоции. Также важно быть готовыми поддержать коллегу, когда у него возникла сложная ситуация или конфликт в семье или в школе.

Важно, чтобы учителя перестали относиться друг к другу с настороженностью, бояться, что их будут критиковать, но научились воспринимать замечания как возможность для роста. Для этого нужно научиться относиться к своим коллегам ни как к соперникам, но как к партнерам, вместе с которыми они достигают общих целей. Когда в коллективе царит атмосфера сотрудничества, рабочий процесс перестает быть рутинным и начинает доставлять большое удовольствие. 
В то же время и сам учитель должен приложить усилия к тому, чтобы работа не превратилась в рутину. Вот несколько простых практических советов, призванных помочь учителю восполнить свои ресурсы:

  • Начинать день с времени тишины. Вместо того, чтобы начинать день с мысленного погружения в суету, составляя список срочных дел и рассчитывая время, можно спокойно посидеть несколько минут с чашкой чая или кофе, погрузившись в приятные размышления. 
  • Отказаться от лишних дел, которые не очень важны, но отнимают много времени. 
  • Не забывать про прогулки на свежем воздухе. Утром перед работой или вечером перед сном полезно совершить пешую прогулку, ведь работа учителя предполагает большое количество времени, проводимого в закрытом помещении. 
  • Почти каждого учителя порадует красивая канцелярия. Можно баловать себя и коллег необычными ручками, карандашами, блокнотами и другими элементами школьной канцелярии. 
  • Хорошо, если у вас есть человек, которому вы доверяете и с которым вы можете поделиться своей радостью или болью. Как и для любого человека, для учителя важно, чтобы его выслушали и разделили с ним его переживания. 
  • Не стоит бояться воплощения новых идей и экспериментов. Они дают импульс к дальнейшему развитию и превращают педагогическую деятельность в творческий процесс.
  • И, конечно, необходимо постараться, чтобы у каждого учителя оставалось время на общение с семьей, на хобби, на интересный отдых. 
  • Наконец, нельзя лишать себя права на ошибку. Учителю важно помнить, что каждый человек может ошибиться. Важно простить себе ошибку, сделать необходимые выводы и двигаться дальше. 

Когда учитель оказывается в коллективе, где он получает поддержку, он может реализовывать свой творческий и педагогический потенциал и способствовать созданию благоприятной атмосферы для комфортного обучения учащихся.


Родитель является партнером учителя в процессе обучения. Родитель – это человек, который доверил учителю самое дорогое, что у него есть, – своего ребенка. Важно, чтобы родитель чувствовал, что ребенок, его отношения в классном коллективе, его достижения и успехи, важны не только для него, но и для учителя.  Для того, чтобы выстроить отношения доверия и поддержки с родителями, учитель может выяснить у самих родителей, что является для них особенно важным в обучении их детей. 

Зачастую родители сетуют, что школа – это закрытое пространство, и учителя идут на контакт исключительно для того, чтобы пожаловаться на ребенка. Такая форма взаимодействия лишь отдаляет родителей от учителей. Она ни раз доказала свою неэффективность. Если между родителями и учителем существует конфликт, то вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват, кто одерживает победу, а кто проигрывает, страдает всегда ребенок.  Именно он всегда является проигравшей стороной. Вот почему учителю так важно приложить максимальные усилия, чтобы сформировать доверительные отношения с родителями учащихся. 

Основное, что должны понять родители, взаимодействуя с учителями – это то, что учитель заинтересован максимально помочь их ребенку и сделать его обучение эффективным и комфортным. Поэтому учителю стоит взять за правило взаимодействовать с родителями не только в ситуациях, требующих экстренного реагирования в связи с нарушением поведения или низкой успеваемостью, но прежде всего для оказания поддержки и ободрения. Родители будут стремиться к плодотворному общению, если учитель будет сообщать им о прогрессе ребенка, говорить о его положительных качествах и достижениях. 

Учитель может выяснить у родителей, какой способ взаимодействия им наиболее удобен. Кто-то предпочитает получать сообщения по электронной почте, кто-то отдаст предпочтение телефонным звонкам, а кому-то удобнее общаться в What’s App. Очень важно, чтобы первый контакт с родителями произошел в самом начале учебного года не только для того, чтобы сформировать взаимопонимание, но и для того, чтобы задать определенный ритм взаимодействию и впоследствии придерживаться его.  

Может оказаться полезным сообщать родителям о прогрессе детей, используя письма ободрения. Периодические сообщения со словами поддержки и ободрения просты и эффективны. Они свидетельствуют о том, что учителю важен прогресс учеников. Можно, например, отправить родителям сообщение, если во время последнего тестирования ученик показал значительно более высокий результат, чем в своей предыдущей работе, или если ребенок, который ранее относился к домашним заданиям легкомысленно, в этот раз выполнил его прилежно. Нет необходимости писать о каждом достижении ребенка, но лучше если будет чуть больше коммуникации, чем если ее будет недостаточно. Родители непременно оценят такое внимание. Подобные сообщения будут также способствовать общению родителей с детьми на школьные темы дома. Один из педагогов поделился, что звонит родителям ученика, если ребенок хорошо проявил себя во время школьного или классного мероприятия, во время квеста или игры. Такие звонки от учителя формируют положительный имидж педагога и школы, разрушают стену недоверия и отчуждения.

Одна из традиционных форм взаимодействия учителей и родителей – это родительские собрания. Они могут проходить по-разному. Мы хотим привести вам несколько идей по организации родительских собраний, которые предложили наши коллеги: 

  • Собрание можно провести в виде неформального общения учителей с родителями за чаем, своего рода учительско-родительские «посиделки». 
  • Это могут быть праздничные встречи, которые требуют определенной подготовки. Подготовить такие встречи помогут сами дети. Вместе с учителем они могут сделать для родителей красивые пригласительные и небольшие сюрпризы. Можно даже сделать пригласительные в шуточной форме. 
  • Для каждого родителя можно приготовить конверт, в котором будет зафиксирована информация с достижениями ребенка. 
  • Полезно сообщать родителям о повестке родительского собрания, чтобы родители понимали, о чем будет идти речь и насколько продолжительной будет встреча. Можно попросить родителей заранее прислать вопросы учителю, чтобы учитель мог подготовить ответы.
  • Можно провести два отдельных собрания. Одно – для родителей девочек, другое – для родителей мальчиков. 
  • Возможно также проведение коротких собраний-семинаров, где учитель или один из родителей коротко делится интересной и важной информацией по какой-то теме. 
  • А можно провести родительское собрание с участием детей и вместе отметить их прогресс, организовав чаепитие. 

Любому родителю будет приятно побывать на одной из таких встреч. Более того, дети будут часто напоминать родителям о таких собраниях, так как они воспринимают их как небольшой праздник, в подготовке которого они также принимают участие. Такие встречи помогают сплотить учителей и родителей, укрепить родительское сообщество. Родители и дети перестают бояться родительских собраний, с радостью идут в школу и на контакт с учителем. Важно, чтобы собрания перестали ассоциироваться у родителей со скучными затянувшимися встречами, на которых обсуждается низкая успеваемость и плохое поведение детей.

Когда достигается взаимопонимание между учителем и родителями, авторитет учителя в глазах ребенка растет, ребенок начинает относиться к педагогу с большим уважением и доверием, а родители становятся полноценными партнерами учителя в образовательном процессе. 

 

Хороший учитель всегда желает лучшего своим ученикам. Именно ребенок является центром его устремлений и забот. Любой посвященный своему делу учитель хочет, чтобы его ученики стали достойными людьми и добились успеха. В современной педагогике есть множество прогрессивных методов взаимодействия с детьми в классе. Наши коллеги высоко ценят идеи гуманной педагогики, которая строится на аксиоме: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством. Это значит, что для того, чтобы воспитать благородного, доброго, любящего и успешного человека, учителю самому необходимо демонстрировать эти качества. Один из современных приверженцев гуманной педагогики Шалва Амонашвили считает, что четвертым измерением в педагогическом мышлении является духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть. Именно принятие ребенка, дружба с ним – залог успеха в педагогической деятельности. 

Зачастую взрослые, в том числе учителя, забывают, что когда-то сами были детьми, забывают, как остро дети чувствуют боль, как они ранимы и как легко оставить неизгладимую рану в их неокрепших душах. Ребенку всегда труднее, чем взрослому, ведь у него нет опыта, он очень нуждается в помощи и поддержке учителя и родителей. Вот почему учитель должен прежде всего являть собой пример принятия, сострадания, милосердия и справедливости. Кроме того, ребенок ощущает на себе давление сразу с двух сторон: со стороны учителей и со стороны родителей. Естественно, что в условиях давления, высоких требований, а в некоторых случаях отсутствия взаимопонимания со взрослыми, ребенок теряет желание учиться, становится закрытым, а иногда и агрессивным. Наша задача – вернуть детям интерес к школе, сделать все, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса обучения и взаимодействия в школе. Другими словами, школа должна стать для детей территорией радости

По результатам анкетирования школьников педагоги пришли к выводу, что большинство детей идет в школу прежде всего, чтобы общаться. Почему бы не создать такую атмосферу, в которой дети смогут иметь позитивное общение друг с другом и с учителями? Если между учителем и учениками установлены доверительные отношения, если в классе царит атмосфера принятия и взаимоуважения, то ученики будут раскрывать свой потенциал и максимально реализовывать свои способности. 
О чем следует помнить учителю, если он хочет создать такую атмосферу и поменять парадигму мышления учеников?

  • Относиться к каждому ребенку с уважением
  • Дать ребенку понять, что он имеет право на ошибку
  • Хвалить его за правильные ответы, выполненные задания
  • Не критиковать при других
  • Придумывать интересные формы работы
  • Быть готовым объяснить материал еще раз, если ребенок чего-то не понял
  • Воспринимать детей, с которыми учителю трудно, не как тех, кто осложняет ему жизнь, но как «точилку», которая помогает ему совершенствоваться
  • Шутить на уроках
  • Не акцентировать внимание на ошибках
  • Не делать обидных оценочных высказываний
  • Использовать игровую деятельность

Поскольку дети так любят общение и игры, можно применять на уроке интересные методики, которых, к счастью, сегодня достаточно много. Среди наиболее популярных выделяют сингапурскую методику, игровую методику, использование метода Шести шляп, различные цифровые ресурсы и т.д. 

В начальной школе особой популярностью пользуются аукционы. Один из учителей начальных классов рассказала нам, как организация аукционов стала инструментом, помогающим учителю развивать в детях сразу ряд положительных качеств и делать процесс обучения более эффективным. За хорошие ответы и поступки ребята получают аналог денежных единиц, а потом на аукционе приобретают полезные для семьи товары. Это могут быть прихватки, чай, сахар и т.д. Подобные мероприятия позволяют достигнуть сразу несколько целей: развивать такие качества как забота о ближних и щедрость (дети покупают подарки родным, друзьям, уступают понравившуюся вещь одноклассникам), развивать навыки правильного распоряжения средствами, формировать умения делать правильный выбор, развивать математические навыки.

В старших классах можно использовать сертификаты «+балл». Ученик получает такой сертификат за какое-то достижение или помощь и может использовать его, чтобы на 1 балл повысить свою оценку за самостоятельную или контрольную работу. 

Такие и подобные этим методы привносят радость и разнообразие в учебный процесс, оживляют его, делают более интересным, разряжают обстановку в классе, снимают излишнее напряжение. Какие бы методы работы и ресурсы вы ни использовали, главное –помнить, что ваша личность и ваше отношение к детям имеют решающее значение в создание атмосферы радости в классе. 

И, конечно, полезно создавать для учащихся больше ситуаций успеха. Тогда желание ребенка достигать новых вершин и развиваться будет крепнуть. Если ребенок получает поддержку не только от учителей, но и от родителей, он чувствует себя защищенным и может полностью раскрыть свой потенциал. В любых обстоятельствах и учитель, и родитель должны помнить, что в образовательном процессе важно не только помочь ребенку получить знания и сформировать полезные навыки, но взрастить его душу, помочь стать достойным и счастливым человеком. Как сказал Шалва Амонашвили: «Пришел к тебе ребенок, верни его крылатым».

Мы надеемся, что мысли и идеи, изложенные в этой статье, окажутся полезными для вас. Мы убеждены, что каждый учитель, любящий свою работу и воспринимающий свой труд в школе как призвание и жизненную миссию, может сделать многое, чтобы его коллеги, ученики и их родители испытывали радость от взаимодействия друг с другом.


Статья подготовлена Ольгой Дмитриевной Скоробогатько по материалам вебинара «Как построить атмосферу доверия и спокойствия в школьном коллективе». Ведущие вебинара: Никулина Ирина Анатольевна, педагог-воспитатель (Новокузнецк), Голоднова Елена Николаевна, учитель математики, завуч (Новосибирск), Пашинян Нелли Григорьевна, учитель начальной школы (Заокский), Матвеева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы (Заокский).

Работает на Cornerstone