Главная»Обмен опытом»Статьи»Педагогика и методика»Медиация как способ урегулирования конфликтов в учебном заведении
Педагогика и методика

Медиация как способ урегулирования конфликтов в учебном заведении

Елена Николаевна Голоднова
учитель математики, 
заместитель директора по воспитательной работе,
г.Новосибирск

Любое учебное заведение — это место, в котором достаточно часто возникают разногласия и конфликты. Его участниками могут быть учителя, ученики и родители. Конфликты между людьми происходят с древних времен. Библия повествует о многочисленных конфликтах между библейскими персонажами (Каин и Авель, Лия и Рахиль, Исав и Иаков, Давид и Саул, апостолы и т.д.). В Писании Бог дал Своему народу четкое руководство по разрешению конфликтов. Посмотрим, как принципы Божьего Слова могут применяться в светском учебном заведении. Как педагог может помочь в разрешении возникающих споров? 

Безусловно, основной задачей администрации школы и учителей является формирование в школе атмосферы любви и принятия, в которой вероятность возникновения сложных конфликтов будет значительно ниже, а каждый участник конфликта будет стремиться к его мирному разрешению. Но поскольку полностью избежать конфликтов невозможно, в качестве инструмента для их разрешения можно использовать процесс медиации. В его основе лежит библейский принцип из Евангелия от Матфея 18:15-17. Медиация предполагает участие социального педагога, психолога или учителя в урегулировании спора в качестве третьей стороны (медиатора). Ниже представлены этапы взаимодействия медиатора с конфликтующими сторонами. 


ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для медиации:

  • стороны конфликта известны;
  • в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.

2. Связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. 


ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной: представиться, озвучить цель встречи и правила.

Пример: Добрый день! Меня зовут (…). Я пригласил вас по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я не представляю ни одну из сторон, у нас нет цели кого-то наказывать, мы хотим помочь вам разобраться в сложившейся ситуации и самим найти выход из конфликта. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию без вашего разрешения.

2 фаза. Понимание ситуации:

  • помочь человеку (вопросами, уточнением, активным слушанием и пр.) рассказать о том, что произошло и что его беспокоит;
  • обсудить, к каким последствиям привела (или может привести) данная ситуация.

3 фаза. Поиск вариантов выхода:

  • как можно выйти из создавшейся ситуации и к каким последствиям это может привести;
  • рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
  • обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации;
  • предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсудить на встрече (сформировать повестку дня).

4 фаза. Подготовка к встрече сторон:

  • рассказать о формате примирительной встречи; 
  • обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
  • поблагодарить за беседу.

Правила встречи:

  1. Не перебивать, чтобы у каждого была возможность быть выслушанным до конца.
  2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
  3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат).
  4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами:

  • заранее подготовить место для встречи сторон;
  • поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли; 
  • объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
  • объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога между сторонами:

  • предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
  • предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному.

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон:

  • подвести стороны к пониманию и признанию последствий ситуации;
  • поблагодарить стороны за готовность принести извинения и простить;
  • инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
  • обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации.

4 фаза. Обсуждение будущего:

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось.

5 фаза. Рефлексия встречи:

  • обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное;
  • спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи; 
  • назначить заключительную встречу, если есть необходимость.

Надеемся, данный алгоритм действий при разрешении конфликтов будет полезен вам и вашим коллегам и поможет не только прийти к согласию, но и выстраивать дальнейшие отношения на основе взаимного уважения и с лучшим пониманием позиции каждого участника.

 


Составлено по материалам семинара «Библейское разрешение конфликтов». 
Ведущая семинара: Голоднова Елена Николаевна, учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе (г.Новосибирск).


 

 

 

 

Работает на Cornerstone