Главная»Обмен опытом»Статьи»Педагогика и методика»Информационная этика и репутация в социальных сетях
Педагогика и методика

Информационная этика и репутация в социальных сетях

Елена Викторовна Антоненко, 
ведущий специалист сектора по молодёжной политике 
администрации Верхнебуреинского 
муниципального района Хабаровского края

Интерне́т (от англ. Internet) — это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. С 1969 г. мир поделился на два понятия: онлайн (Интернет) и офлайн (обычная, традиционная жизнь). Практически все, что есть в офлайне, уже присутствует и в онлайне. 

Сеть Интернет даёт нам такие возможности как электронная почта, общение, поиск информации и людей, развлечение, обмен файлами, обучение, совершение покупок, просмотр видеоконтента, дополнительный или основной заработок. Важно отметить, что наряду с возможностями интернет-пространство таит массу опасностей, например: вредоносные программы, мошенничество, интернет-зависимость и пренебрежение к учёбе, доступ к сайтам с опасной информацией, виртуальное общение и интернет-хулиганство (троллинг).
Рост интернет-аудитории в России ежегодно растет и в связи с массовой популярностью сети Интернет важной проблемой сегодня является безопасность в глобальной Сети.  Касается данная проблема абсолютно всех, начиная с детей и заканчивая пенсионерами. 

В рамках Школы лидера-2024, которая проходила с 14 по 16 ноября, мы с участниками поговорили о такой опасности, как испорченная репутация в социальных сетях и информационная этика. Для таких ребят, как участники Школы, которые претендуют на участие в таких значимых мероприятиях, как краевые и всероссийские форумы, конференции, съезды, данный вопрос крайне актуален. Для ребят такое понятие, как «Нетикет» (сетевой этикет), стало открытием. А между тем в это понятие входят следующие правила:

  1. Помните, что вы говорите с человеком.
  2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
  3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве.
  4. Уважайте время и возможности других.
  5. Сохраняйте лицо.
  6. Помогайте другим там, где можете.
  7. Не ввязывайтесь в конфликты.
  8. Уважайте право на частную переписку.
  9. Не злоупотребляйте своими возможностями.
  10. Учитесь прощать другим их ошибки.

Человек, который регистрируется в любом сообществе в социальной сети, должен помнить, что вся информация о человеке или организации, которая доступна в Интернете, формирует его образ в глазах других пользователей Сети.  В современном обществе умение управлять своей репутацией на просторах Интернета становится необходимым навыком для успешной самореализации в различных сферах, для формирования положительного образа для предполагаемых нанимателей или специалистов, осуществляющих отбор кандидатур для участия в значимых событиях страны.

Ребятам было дано задание, в котором они должны были написать, какие приёмы, на их взгляд, помогут человеку сохранить свою репутацию в Сети. 
Общими усилиями мы утвердили список основных правил поведения в социальных сетях:

  • Не стоит публиковать сомнительный или провокационный контент. Мало кому нравятся явные бунтари.
  • Необходимо определить пользу публикуемого контента. Помните, любая информация должна говорить о вас правду.
  • Не нужно выкладывать в социальных сетях откровенные фотографии.
  • Не используйте чужие данные и изображения при регистрации, не теряйте «своё лицо».
  • Не участвуйте в сомнительных акциях.
  • Соблюдайте культуру общения в сети.
  • Не пишите в ленте о своих сомнительных с точки зрения закона «подвигах».
  • Не добавляйте в друзья всех подряд.
  • Не вступайте в сомнительные сообщества, куда вас приглашают малознакомые люди.
  • Важно помнить, что любая информация, даже удалённая пользователем, сохранится в Сети навсегда. 

Важный акцент был сделан на ответственность за информационные правонарушения и экстремистские действия в Сети, такие как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, распространение личной или семейной тайны человека, реабилитация нацизма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности нашей страны. За все виды подобных правонарушений предусмотрены меры наказания, которые могут включать штраф или реальное лишение свободы сроком до 5 лет (в зависимости от статьи).
Тема очень откликнулась участникам Школы, многие сменили в своих социальных сетях свои аватары на реальные фотографии, никнеймы на настоящие имена и фамилии. А подвести итог образовательной лекции можно следующими словами: «Соблюдение простых правил поведения в Сети и сохранение «своего лица» позволит вам избежать многих проблем в будущем!»

В продолжение информационной этики сектором по молодёжной политике запущен цикл семинаров «На грани культуры. Цифровая репутация». Первый из серии семинаров на тему цифровой и речевой культуры прошёл в администрации Верхнебуреинского района.  
Обучающиеся техникума и школ п. Чегдомын и п. Новый Ургал приняли участие в обсуждении вопросов о сохранении репутации и этики общения в социальных сетях, прошли опрос в режиме реального времени на тему: «Нецензурная речь в моей жизни» и, заслушав запись выступления президента на заседании Совета по поддержке русского языка и языков народов России, высказали своё мнение по поводу употребления бранных слов и мата в речи современного человека. 
Также участникам семинара посчастливилось окунуться в мир возможностей молодёжи России вместе с кратким обзором реальных историй участия в краевых, всероссийских и международных форумах. 
Совместно с участниками мы поразмышляли на тему распущенного поведения в социальных сетях и реальной жизни, обсудили, как отсутствие манер, несдержанность и неуважение к окружающим может лишить человека многих социальных возможностей. 

Культура речи = цифровая репутация = возможности молодёжи России.

Ребята положительно отозвались о мероприятии. Следующая встреча состоится в новом году!

Ссылки:
https://t.me/lider_2024_vbr/46 
https://vk.com/wall-226222308_139 
 

 

Работает на Cornerstone