Главная»Обмен опытом»Статьи»Личностный рост»Педагог: профессия и убеждения
Личностный рост

Педагог: профессия и убеждения

Абыдёнова Надежда Александровна
психолог-консультант
г. Москва 

Дорогие коллеги, мне бы хотелось, чтобы эти строки стали для вас ободрением. Конец третьей четверти всегда был для меня тяжелым периодом: четверть длинная, дети устали, зима никак не закончится, и конец учебного года еще не виден. Самое время для того, чтобы поговорить о наших детях и школах, помолиться о проблемах, поделиться заботами и мыслями.

Я работаю в Русско-американском христианском институте, читаю курс педагогики. Сложность этого курса заключается в том, что мне тут же приходится демонстрировать теорию на практике. У студентов всегда есть возможность проанализировать мое преподавание с точки зрения педагогики, и это обязывает держать себя в форме.

Часто наваливается уныние от того, что результаты работы учителя видны не сразу; часто они проявляются через очень длительное время. Мне кажется, в этом есть некий Божий замысел: если бы мы видели, насколько сильно влияем на жизнь детей, то непременно бы возгордились и приписали результат себе. Это, на мой взгляд, может полностью осознать и оценить только педагог-христианин и, поняв, отдать всю славу Богу.

Несколько лет назад я работала в фонде, оказывавшем помощь незащищенным слоям населения. Я была добровольцем и помогала пожилым людям сориентироваться в их желаниях и нуждах. Однажды я сопровождала женщину и, беседуя с ней, отвечала на вопросы о себе. Когда она спросила, кем я работаю, я ответила, что учителем. «О, – сказала она, – как чудесно! Есть три самых уважаемых профессии: учитель, священник и врач». Эти слова запали мне в душу, и с тех пор я много раз мысленно возвращалась к ним. К сожалению, статистика нашего времени говорит об обратном. Согласно данным опроса, две трети россиян считают работу учителя непривлекательной, и только 22 % – привлекательной. Причем каждый третий полагает, что и большинству самих учителей их профессия не нравится.

Думаю, всем очевидно, что процесс обучения и процесс воспитания нельзя отделить друг от друга. Воспитывая, мы учим детей чему-то новому, передаем свои знания о жизни. Обучая, мы обязательно влияем на личность ребенка. Вот только вопрос, каким образом мы на нее влияем, задается не всеми и не часто. В одном из исследований среди семей, где есть школьники, на вопрос о том, нравятся ли им взгляды, которые формируют учителя у их ребенка, 29 % респондентов ответили положительно, 9 % – отрицательно. При этом 29 % от общего числа заявили, что ничего не знают об этих взглядах, и 18 % затруднились с ответом. Иначе говоря, большая часть взрослых не вникает в то, как воспитывают их детей в школе, какое влияние оказывают учителя на мировоззрение учащихся.

Стоя у классной доски, мы должны помнить, что передаем детям не только академические знания, но закладываем в них основы для будущей жизни среди людей. Давайте посмотрим, как влияют убеждения учителя-христианина на его повседневный труд.

Педагог-христианин – это Божий служитель, призванный Богом. Вы видели когда-нибудь учителя, работающего с детьми без призвания? Для него весь процесс как крест, который он обречен нести изо дня в день. Я далека от мысли, что работа педагога – это вечный праздник. Но христианское мировоззрение меняет мой взгляд на преподавание. Работа учителя приносит мне радость.

Если мы посмотрим на себя со стороны, то увидим удивительную вещь, парадокс: учитель – это лидер, и одновременно учитель – это слуга. Учитель – главный в классе, ему подчинен процесс обучения. Но мы говорим, что делаем все это для детей. Это маленькое слово «для» ко многому обязывает. Христос – образец учителя и лидера – омывал ноги своим ученикам. Так и мы, учителя, должны руководить детьми, «омывая их ноги».

Педагог-христианин – это посвященный служитель. Его труд не ограничивается рамками рабочего дня с 8 до 17. Наши помыслы и заботы об учениках не заканчиваются в конце урока.

Педагог-христианин всегда безупречен в поступках и является примером для детей. Несколько пар глаз постоянно следят за вами – глаза детей и их родителей. Как сказано в Библии, «не многие делайтесь учителями». Мы, учителя, должны вести безукоризненный образ жизни.

Педагог-христианин уважает детей. Странно, но нам часто приходится напоминать об этом. В каждом ребенке заложена великая ценность. Ребенок создан по образу Божьему. Это не недоделанный взрослый, которого надо «докроить», «дошить» по своему усмотрению. Мир часто чужд ребенку: все, что в нем есть, принадлежит взрослым, они владеют и распоряжаются всем. Однако Золотое правило Библии относится к детям в той же степени, что и ко взрослым.

Наконец, педагог-христианин должен уметь вести за собой. С одной стороны, мы говорим ребенку, как правильно поступать. Приятно иногда идти за лидером, который несет всю ответственность, знает, как правильно поступить в любой ситуации. С другой стороны, мы поощряем детей мыслить критически, оценивать поступки других людей и свои собственные. Раньше чтение критических рецензий перед написанием сочинений являлось для меня не столько анализом произведения, сколько возможностью получить готовый ответ: кто прав, а кто неправ с точки зрения господствующей идеологии. Мы же учим детей смотреть на поступки глазами Бога – с точки зрения вечности.

 


Надежда Александровна Абыдёнова – дипломированный психолог-консультант, профессор Русско-американского христианского института (РАХИ), преподает дисциплины педагогического и психологического характера. Надежда Александровна – автор-составитель сборников «Праздник Рождества» (1999), «Охота на взрослых» (2001) и «Нарушители границ» (2003). Недавно вышли ее аудиокниги «Что за люди – эти дети», «Детские неожиданности» и др. Надежда Александровна является координатором Национальной сети христианских организаций по работе с детьми группы риска.

 

Работает на Cornerstone