Главная»Обмен опытом»Статьи»Личностный рост»Образование и образ Божий в человеке
Личностный рост

Образование и образ Божий в человеке

В. В. Рыжов
доктор психологических наук
профессор, ректор СПбХУ

 

«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так,
как должно знать, но кто любит Бога, тому дано знание от Него»

(1 Кор. 8:2-3).

 

Эти слова апостола как нельзя лучше выражают суть образования. Оно, по сути своей, как и слово, обозначающее его, начинается с образа. Образа Божия. Образование начинается, и совершается, и завершается им, потому что конечная цель образования – восстановление образа Божия в человеке. Это относится к любому образованию, не только богословскому. И если мы христовы, то «…в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филиппийцам 2:5).

В основании нашего отношения к миру должно лежать, прежде всего, полное понимание Бога. 1) Бог не только Бог религии, но и Бог мироздания; 2) Он Бог как священного, церковного, так и мирского; 3) живой Бог – это не только Бог Израиля, но и Бог всех народов; 4) Живой Бог – это Бог как оправдывающий, так и справедливый. Псалом 32:13-15: «С небес призирает Господь. Видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их». Здесь многократно повторено слова «все», «всех». Нам с вами эти слова напоминают, что Бог заботится обо всем человечестве, о каждой человеческой жизни во всех ее превратностях и видах.

Бог Библии – не только Бог религии, но и Бог мирского, Он Бог священного и Бог обыденного. Мы, однако, часто представляем Бога слишком маленьким и слишком религиозным.

Мы часто полагаем, что Бог интересуется только религией:

  • религиозными зданиями (церкви, храмы, часовни, монастыри),
  • религиозными книгами (библии, словари, календари, симфонии),
  • религиозной деятельностью (службы, обряды, похороны, свадьбы),
  • религиозной музыкой (псалмы, гимны),
  • религиозным образованием (семинарии, библейские институты, духовные академии, библейские колледжи, христианские воскресные и субботние школы).

Полагают, что Бог пребывает, главным образом, в храме и с верующими. Конечно, Бог всем этим интересуется. Но заметим, что только в том случае, если это связано с целостной жизнью всего мира. «С престола, на котором восседает, Он призирает на всех живущих на земле и вникает во все дела их», что это значит?

Интересуется ли Бог только тем, что и как преподается в церковной школе, богословской семинарии или академии, или Он в не меньшей степени озабочен тем, как преподается биология в средней общеобразовательной школе, или что вкладывается в юные души об устройстве мироздания и исторического процесса в школе или университете? Важно понять и твердо иметь в виду, что Его интересуют не только Библии, симфонии, библейские календари и религиозные издания, но и все книги вообще, и далеко не все из них Он одобряет. Многие писатели, возможно, будут в свое время осуждены за деяния свои, как это видим в известной басне И. А. Крылова «Сочинитель и разбойник» (приведена ниже по изданию: «Поэзия небес»).

И. А. Крылов. Сочинитель и разбойник

В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адский камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонек;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часу на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,

Из адских трех сестер явилася одна
«Несчастный! – говорит она, –
Ты ль провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был, пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.
Смотри (тут свет узреть она ему дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вот дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальство, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? – ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный
Вид облек и страсти и порок?
И вон, опоена твоим ученьем,
Там целая страна полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови – ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!» –
Сказала гневная Мегера
И крышкою захлопнула котел. 

  1816

Конечно, Бог очень озабочен всем происходящим в мире, и даже больше, чем тем, что происходит в церкви и в религии. Живой Бог является Богом мироздания и всех людей. Он создал физическую вселенную, Он питает и содержит ее.


Полное понимание человека как основа образования и служения в мире

Наше видение образования и наше служение в мире будет тем глубже, чем полнее мы поймем значимость человека в глазах Бога. Наша любовь к людям вдохновляется нашим пониманием достоинства человека. Библия говорит нам, что ангелов падших Бог не пощадил, но связал узами адского мрака, хотя они более достойны. Разве человек сравнится с ними по уму, силе, возможностям? Нет, в сравнении с ними человек слаб и бессилен. Но Бог прошел мимо них, а благоволил к падшему человеку.

Служение христиан людям и образование в понимании христианина – это служение не ради того, кем люди станут благодаря предположительному развитию расы или нации, а ради того, кем люди уже являются благодаря божественному сотворению. «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» Рим. 5:8

Божественный образ в человеке, конечно, исказился через грехопадение, но не был уничтожен. Слово Божие будет преображать и возрождать человека. Любовь Божия творит и будет творить чудеса. И ее надо нести людям. Движимые любовью к находящимся в нужде людям, христиане всех времен шли «учить все народы», проповедовать слово Божие, нести Евангелие. А затем уже и с хлебом для голодных, с приютами для бездомных, с лечебницами для больных. Сначала Евангелие, Слово, а затем хлеб. Как сказал Иисус: «Не хлебом одним будет жить человек». А ведь Ему, Иисусу, в самом начале Его служения, помните, предлагали: «Вели, чтобы камни сии сделались хлебами, если ты Сын Божий». Именно христиане положили конец работорговле, именно христиане способствовали улучшению условий содержания узников, именно благодаря христианству и в недрах христианства родилась современная наука, именно христианством дано начало системе образования и т. п. Сегодня христиане несут страдающим от проказы или СПИДа не только сочувствие Иисуса, но и современные методы лечения и реабилитации. А помните, некогда моравские братья оставили мир и вошли в лепрозорий, чтобы свидетельствовать прокаженным об Иисусе и умереть с ними ради Него. Почему христиане это делали, делают и будут делать? Потому что человек очень значим для Бога, создан по образу и подобию Его, и будем считать привилегией служить человеку ради Христа. Ибо как иначе возлюбить Бога, кроме как возлюбив ближнего своего?

Когда Мать Терезу, спустя много лет от начала ее служения, один журналист, напоминая об этом сказал, что он никогда и за миллион долларов не смог бы этого сделать (а начало ее сужения было так: сын привез умирающую больную мать к воротам больницы, но ее, полусгнившую телом, не приняли. Он оставил ее на тележке и ушел. Агнес Боярджиу (имя Матери Терезы) решила взять умирающую в свой приют, но не смогла даже подойти к ее разлагающемуся телу. Тогда она опустилась на колени: «Иисус, помоги мне, укрепи меня». И тогда взяла ее, привезла в свой подвал, убрала и сопроводила с молитвой. Больная умерла с улыбкой). Отвечая журналисту, Мать Тереза сказала: «За миллион долларов и я бы не смогла. Только ради Иисуса Христа».

Только благодаря правильному, духовному взгляду на человека и полному пониманию его достоинства, с одной стороны, его падшего состояния, с другой, и Христовой любви и милосердия к нему, с третьей, возможен правильный христианский подход к образованию.

Сегодняшний мир в ужасном духовном состоянии и нуждается в образовании, нуждается во Христе, хотя и отвергает Его. Вот, например Россия. Сегодняшнее состояние России, и об этом открыто говорят ученые, даже неверующие, обусловлено духовным состоянием людей. Из немногим более 100 млн. человек в России 10 млн. наркоманов, 2 млн. ВИЧ инфицированных, 1,5 млн. заключенных, 11 млн. инвалидов, 37 млн. пенсионеров, 4 млн. беспризорных детей, 10 млн. матерей-одиночек, 40% всех мужчин и 17% всех женщин – алкогольно зависимые, на 3 брака – 2 развода, на 1 рождение – 2 аборта. В России сосредоточен 41% всех мировых запасов сырья, а производится этим ресурсом едва ли 1% валового продукта. Поистине пророческие слова Писания: «И в царстве своем, при великом добре Твоем, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не отвращались от злых дел своих» Неемия 9:35.

Где бы мы ни трудились на ниве образования, мы должны быть христианами, то есть всюду способствовать восстановлению образа Божия в человеке.

Да благословит нас Господь дерзать на Его ниве!

Работает на Cornerstone