Психология

Искусство похвалы

Автор: Джоан Рэй Миллз

 

Маленькими постоянными шагами можно быстрее достичь цели, чем большими, но редкими прыжками. Это верно и по отношению к похвале. Если вы будете постоянно хвалить людей, вы можете изменить их жизнь. Попробуйте и увидите!

Когда мой преподаватель литературы вернул написанное мной стихотворение, и я увидел внизу слова: «У тебя получились хорошие стихи», я был на седьмом небе от радости. Чтобы написать это, ему потребовалось меньше десяти секунд, а я даже через десять лет черпал силу из этих слов. Он даже не подозревал о том, какое влияние он оказал на меня. И он не предполагал, что зерно, посеянное им, взойдет и я, став учителем, буду стараться ободрить своих учеников таким же образом.

Похвала необходима всем. Это действительно «пища для души». Ни один взрослый человек не может обойтись без нее. И у кого еще есть такие возможности использовать похвалу, как у учителя? Наши ученики нуждаются в поддержке и одобрении.

Может показаться, что это займет много времени, но если подготовиться, то это будет для нас легко и естественно и станет неотъемлемой частью наших ежедневных контактов с детьми. Вы можете похвалить ребенка даже проходя мимо него по коридору. Вы можете написать ученику записку с похвалой и в подходящий момент вручить ему. Специальная запись или замечание, сделанное прямо в блокноте или домашней тетради, особенно подходят ученикам, которых может смутить публичная похвала, и дают им возможность немного продлить момент похвалы.

А как быть с непослушными или некоммуникабельными учениками? Найдите что-нибудь, что у них хорошо получается, даже если это является обычным для всех. Я вспоминаю одного подростка, который был очень непоседлив. Он не просто входил, он вбегал в класс, едва успевая затормозить. Расценивая этот ежедневный ритуал как «жажду внимания», я стал размышлять, за что его можно похвалить. И вот я обратил внимание на то, что он пришел вовремя. В конце дня, хотя он вел себя как обычно, я сказал ему: «Мне нравится, что ты не опаздываешь». На следующий день юноша пришел еще раньше, а главное – он спокойно вошел в класс и сел на свое место.

Одного ученика можно похвалить за аккуратное письмо, другого – за то, что он всегда хорошо готовит уроки, третьего – за то, что он дружелюбен с новеньким. Можно самому создать благоприятную ситуацию, дав ребенку поручение и похвалив его затем за то, что он хорошо его выполнил. Когда дети знают, что кто-то замечает их хорошие дела, они получают поддержку и надежду большую, чем мы предполагаем.

Польза похвалы очевидна. Есть такая поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь». Я испытал недавно огромную радость, когда один из школьников передал мне записку, в которой он похвалил меня.

Знает ли он, что он сделал для меня своей похвалой?

Материал взят из газеты «Христианский учитель» №5 1995 г.

Работает на Cornerstone