Главная»Обмен опытом»Тематические курсы»Профилактика»Программа профилактики курения, алкоголизма и наркомании среди школьников
Профилактика

Программа профилактики курения, алкоголизма и наркомании среди школьников

Волкова Ольга Николаевна 
Городское управление образования,
Научно-методический центр 
г. Улан-Удэ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы в России резко обострилась ситуация по наркозависимости. По данным Минообразования России, наркотики потребляют 4 млн. подростков, из них 1 млн. – наркозависимые. Наркомания в России продолжает «молодеть». Почти 20% наркозависимых составляют школьники. Информация Минздрава показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет, а также детьми 6-7 лет. 

Такими образом, первичная профилактика наркомании среди подростков является ключевым социальным заказом для системы образования. Естественно, что усилиями одного учебного заведения проблему не решить. Только опираясь на идеи социального партнерства всех заинтересованных организаций и средств массовой информации, можно переломить наркотическую ситуацию. 

В процессе реализации курса используются разнообразные подходы к организации занятий такие как: академические мини-лекции, проектная деятельность, видеосессия, психологический тренинг, дискуссия, игры, спортивные игры.  

II. Цели и задачи курса:

  • повысить уровень социально-психологической компетенции учащихся
  • снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками
  • способствовать формированию умения преодолевать кризисные ситуации и противостоять давлению социального окружения 
  • подготовить лекторов из самих учащихся по профилактике алкогольной и наркотической зависимости и табакокурения. 

Поскольку подросткам и педагогам общеобразовательной школы часто одинаково трудно преодолеть устоявшийся стереотип отношений «учитель – ученик» и давно сложившиеся личные отношения, нередко окрашенные теми или иными негативными чувствами, участие в проведении профилактического курса приглашенных (психологи, врачи, служители церкви и т. д.) может существенно повысить эффективность работы. Главное, чтобы подростки могли полюбить ведущих своего курса. 

Подростки учатся на примерах. Поэтому в курсе существенными факторами воздействия являются:

  • твердое и ясное личное отношение ведущего к здоровому и безопасному образу жизни
  • твердое и ясное личное отношение ведущего к употреблению психоактивных веществ
  • состояние личного физического и психологического здоровья ведущего 

Наличие собственного опыта ведущего в работе с наркоманами позволяет ему более уверенно чувствовать себя при обсуждении вопросов, связанных с наркотиками; кроме того, подростки больше доверяют тем людям, которые знают вопрос не только теоретически. 

III. Учебно-тематический план: 

Тема Виды деятельности Библейский стих Оснащение
1. Знакомство с группой Представление ведущего;
Психологический тренинг знакомства: «Меня зовут… ,
в данный момент я чувствую …»; «Мои характеристики»,
«Фруктовый салат»;
Ценность человека в свете Библии;
Дискуссия «Что может препятствовать осуществлению моей мечты?»
Бытие 1: 26, 27 Ручки, клейкие листочки для бейджиков, Библия, раздаточн. листочки
2. О влиянии на организм курения, алкоголя и наркотиков Курение: за и против (мини-тест);
Мини-лекции 1,2;
Иллюстрация «Бревно»;
Свидетельство бывшего наркозависимого;
Подготовка к игре «Что? Где? Когда?»
Притчи 23:29-32: «У кого вой?» Библия, бейджики, экземпляры анкеты, разрезной конспект игры; рисунки «страшный рот», «легкое»; 2 бревна, 4-5 гвоздей, молоток, гвоздодер
3. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Проведение игры по профилактике курения   Конспект игры, волчок, конверты с заданиями, аудиозаписи, призы
4. Из жизни наркозависимых Видеосессия «Дорога жизни»   Видеофильм «Дорога жизни», ТВ, видеомагнитофон
5. Проект: «Пить или не пить?» – О влиянии алкоголя, курения и токсических веществ на организм Библейские стихи о вреде пьянства.
Проект: выпуск проф. бюллетеней;
Защита проектов
«Не упивайтесь вином…»(Еф.5:18), «Горе тем, кто с раннего утра ищет сикеры…» (Ис. 5:11), Горе тем, которые храбры пить вино» (Ис. 5:22). Библия; образцы проф. бюллетеней, листы ватмана, маркеры, карандаши, ластики, призы
6. Противостояние групповому давлению Психологический тренинг «Формирование навыков противостояния групповому давлению» (игра «разожми кулак», обсуждения, дискуссии, ролевые игры);
Чтение библейских стихов
«Не будь побежден злом…» (Рим.12:21), «Господь за меня – не устрашусь…» (Пс. 117:6,7) Библия, слайд «Виды групп. давления»
7. Как отказаться от предложенных наркотиков Игра «Золотая коробка»
Быстрый круг, дискуссия, ролевые игры
«Сын мой, если будут склонять тебя…» (Пр. 1:10) Слайды «Выбор решения», «Приемы отказа…»; золотая коробочка с вклеенным внутрь зеркалом
8. Способы преодоления стресса Психологический тренинг;
Чтение библейского стиха
«Мир Мой даю вам …» (Ин.14:27) Библия, картинки «Стресс кролика – стресс льва», плакат «Способы преодоления стресса»
9 Пропаганда здорового образа жизни Чтение библейского стиха;
Спортивная игра фризби-футбол
«Он дает утомленному силу …» (Ис. 40:29-31) Библия, тарелка-фризби
10. Зачетный урок Зачет по библейским стихам (в форме игры);
Выступление учащихся с мини-лекциями в классе;
Заключительная оценка курса, награждение
  Разрезные стихи из Библии;
экземпляры анкеты, призы, грамоты
11. Прохождение практики Выступление учащихся с мини-лекциями в другом классе (школе и т. п.)   Конспекты лекций, плакаты

Примечание:

Ко 2-му занятию заготовить на каждого учащегося именные бейджики, собрав листочки с их именами... В качестве индивидуального задания учащимся можно дать почитать газетную статью «Золотая жвачка» //Правда Бурятии, 2003. – 1 октября. 

Почти на каждом уроке задается домашнее задание – выучить библейский стих, в начале каждого урока проверяется знание стиха. Для записи библейских стихов, необходимой информации и домашнего задания учащимся необходимы тетрадки.

 

ЗАНЯТИЕ 1

(35 минут, в группе 16 чел.) 

1. Представление ведущего 

Здравствуйте, меня зовут ...

Я буду вести у вас занятия, на которых мы будем говорить об опасности употребления алкоголя, наркотиков и табачных изделий, а также о тех преимуществах, которые нам дает здоровый образ жизни. Не думайте, что это будут какие-то скучные утомительные лекции – формы работы будут разнообразными: видеосессии (просмотр видеофильмов), интеллектуальные и спортивные игры, выезд на природу. Мы проведем 11 занятий, предпоследнее занятие – зачетное – когда вы подготовите собственные мини-лекции по теме и будете выступать с ними в других классах. Оценок мы выставлять не будем, а вручим сертификаты о прохождении курса, а наиболее отличившиеся получат призы и грамоты.

По специальности я – ...

Почему я решила заниматься этим вопросом? Дело в том, что я знаю нескольких молодых людей, с которыми я вместе росла в детстве, и которые уже умерли, не дожив до 30 лет из-за того, что впали в наркотическую зависимость. А пришли они к этой зависимости, начав с выпивки и курения. 

2. Игра в кругу «Знакомство» (парты сдвинуты к стенам, учащиеся сидят на стульях по кругу). 

Для начала я хотела бы с вами познакомиться. Напишите, пожалуйста, свое имя крупными буквами на клейких листочках, которые я вам раздам. Каждый по очереди называет свое имя и говорит, что он в данный момент чувствует, затем передает слово рядом сидящему, слегка дотронувшись до него.

- Меня зовут Ольга и я чувствую себя немного взволнованной... 

3. Ценность каждого человека 

А сейчас давайте подумаем над происхождением человека на Земле. Откуда появился человек? (Выслушать ответы учащихся)

Помню, как учитель биологии нашей школы объяснила ученикам теорию эволюции и теорию сотворения мира Богом, а потом сказала: «А теперь, ребята, решайте сами – кто же мы такие – Божьи творения или обезьяньи отродья?

Посмотрим, что говорит нам о происхождении человека Библия. Бытие 1: 26, 27 (кто-либо зачитывает вслух)

Итак, теперь нам ясно, что человек сотворен Богом. И тот факт, что человек создан по образу Божьему говорит о том, что всякий человек является ценным для Бога, какой бы ни была его внешность, его одежда, его способности, каким бы плохим он не казался на первый взгляд. Бог любит любого человека, и желает, чтоб человек также любил Его, а также самого себя и окружающих его людей. Я думаю, вы согласитесь, что в каждом человеке всегда есть что-то хорошее. 

4. Игра «Мои характеристики» 

Раздать чистые листочки, в центре которых учащиеся рисуют круг и вписывают туда свое имя. От круга отходят лучи как от солнца и на этих лучах дети пишут свои хорошие качества (по одному на каждом луче). Количество лучей зависит от того, сколько хороших качеств они смогли в себе найти. Затем по кругу зачитывают свои качества. 

5. Дискуссия «Препятствия на пути осуществления моей мечты» 

Когда Бог создал нас, Он вложил в нас способность и желание мечтать. Скажите, какие мечты есть у вас, что нужно для того, чтобы они осуществились, и что может помешать их осуществлению.

(Учащиеся говорят о своих мечтах в группах по 3-4 человека, а так же делают выводы о том, что может помешать осуществлению их мечтаний. Затем 1 представитель от группы говорит, какие препятствия выявила их группа. Основной вывод – необходимо хорошее здоровье, т.е. «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным»).

О том, как сохранить хорошее здоровье мы поговорим подробно на следующем занятии, а сейчас поиграем в игру «Фруктовый салат». Кстати, фрукты тоже полезны для здоровья. 

6. Игра «Фруктовый салат» 

Ведущий стоит в центре, остальные участники сидят на стульях в кругу. Ведущий дает одно из названий каждому участнику – банан, апельсин, лимон, банан, апельсин, лимон и т. д. Затем ведущий выкрикивает какое-либо название фрукта, например, банан – тогда все кто назван бананом, должны вскочить и пересесть на другой стул, а ведущий в это время тоже старается сесть на стул, и если сядет – называется тем фруктом, который он перед этим называл. Тот, кто не успел сесть – становится ведущим. Если ведущий выкрикивает «фруктовый салат», то вскакивают одновременно все и меняются местами. 

7. Создание творческих групп: (с целью разработки профилактической программы) 

4 группы по интересам:

  • лектора
  • журналисты/социологи (анкетирование, интервью о ситуации с зависимостью в школе) (Текст анкеты см. Приложение 1)
  • художники (стенгазеты, проф. бюллетени)
  • музыканты/актеры (песни, сценки) 

В конце урока учитель собирает карточки с именами детей, для того, чтобы к следующему занятию изготовить бейджики. 

 

ЗАНЯТИЕ 2

Перед началом раздать бейджики с именами. 

Эпиграф: «Люди, совершая обратное тому, что следует, и следуя своим страстям, становятся предателями своего здоровья». (Демокрит).

(Спросить, кто такой Демокрит – философ, открыл, что все тела состоят и атомов). 

1. Мини-тест «Курение: за и против»

Ведущий рисует на доске следующую таблицу: 

Если я брошу курить, то ... 

Я приобрету:

Я потеряю:

Примерные ответы детей:

  • белые зубы
  • больше карманных денег
  • больше свободного времени и т. д. 

Примерные ответы:

  • курящих друзей
  • и т. д.

Дети называют плюсы и минусы, ведущий записывает.  

Мини-лекция «О вреде курения»

Почему многие молодые люди и подростки начинают курить? (Выслушать ответы детей) 

Одной из причин является то, что подростки считают это крутым занятием. Другая причина заключается в том, что огромные суммы денег расходуются на табачную рекламу. Табачные компании тратят целые миллионы для того чтобы молодежь закурила или продолжала курить. «Мальборо Мэн» и «Джо Кэмел» во время рекламы сигарет ведут себя очень круто и совершают значительные поступки с сигаретой в зубах, чтобы вы подумали, что если будете курить, тоже сможете сделать то же самое. На самом деле это не так. Самый знаменитый курильщик в мире Вейн Мак-Ларен – ковбой с рекламы сигарет Мальборо – умер от рака легких. Такая же судьба постигла Харри Хоканссона, рекламировавшего сигареты «Принц». 

Для табачных компаний сигареты означают денежную прибыль. Для нас же они несут множество болезней и даже смерть. (Рассказать о выступлении перед учителями ОБЖ, когда 1 преподаватель рассказывал о том, что видел по телевизору бабушку 108 лет с сигаретой в зубах. Где гарантия, что ей не заплатили большие деньги за рекламу? Или, может, она начала курить только в 107 лет? Рассказать о двоюродной сестре, у которой 8-летняя дочь страдает язвой желудка из-за того, что мать курит). 

Табачные изделия содержат наркотическое вещество под названием никотин. Никотин – это вещество, вызывающее зависимость, причем зависимость такую же сильную как у наркотика. Кроме никотина в сигаретах содержится еще более 4000 вредных химических веществ. Многие люди говорят, что избавиться от никотиновой зависимости очень сложно: 7 из 10 курильщиков, желающих бросить курить не в состоянии избавиться от этой привычки. Кроме того, курение часто ведет к употреблению других наркотиков. 

Вот лишь некоторые последствия курения:

– Желтые, гнилые зубы, сухая кожа и преждевременные морщины (продемонстрировать картинку «Страшный рот»).

– Дурной запах изо рта и запах от одежды.

– Бронхит, астма и эмфизема (продемонстрировать картинку «Здоровое легкое – легкое курильщика»)

– Заболевания сердца – табак является главной причиной сердечно-сосудистых заболеваний как у мужчин, так и у женщин.

– Рак легких – Исследования показывают, что рак легких – самая распространенная причина смерти во все мире.

– Гибель клеток мозга и отупение

– Курение также опасно для нерожденных детей. Младенцы курящих родителей обычно рождаются недоношенными, нередко умственно отсталыми и на протяжении всей жизни страдают заболеванием легких и дыхательных путей.

(Продемонстрировать картинки «Страшный рот», «Здоровое легкое – легкое курильщика») 

Курение, однако, имеет и свои «преимущества».

– Ваше зловонное дыхание держит мух и комаров на расстоянии.

– Руки часто заняты, что препятствут ковырянию в носу.

– Женщины обычно восхищатся мужчиной, который смотрит смерти в глаза.

– Маленький объем легких не отбирает воздух у других. 

Мы уже говорили о тех болезнях, которыми вы имеете честь болеть. Этим самым я хочу сказать, что преимущества весьма смешные. 

Итак, сто раз подумай, прежде чем закурить! 

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ 

Эпиграф: «Цена за удовольствие очень жестокая. В этом можно убедиться, но лучше в это поверить». 

Мини-лекция «О вреде алкоголизма и токсических веществ»

Привычка к пиву – первый шаг к пьянству. Глядя на нашу рекламу по телевизору – не захочешь – запьешь. Успешные, благополучные дяди под пивко небрежно бросают фразы типа: «Жизнь удалась!» Нам же не показывают спившихся, в том числе и от пива, синеносых бомжей. 

Краткосрочные эффекты появляются через 5-20 минут и исчезают через несколько часов. В это время вы чувствуете себя успокоенным, веселым и популярным. Кажется, что ваших проблем как ни бывало. 

Долгосрочные эффекты, возникающие при длительном употреблении алкоголя:

– Разрушается мозг, ухудшается память. Провалы в памяти могут быть первым признаком разрушения мозга.

– Возникают проблемы с желудком, может развиться гастрит и язва, разрушается печень.

– Кости становятся более хрупкими.

– Поражается нервная система, вызывая боль. Иногда может наступить паралич. Сердечные приступ и т. д. Список можно продолжить.

– Психологические эффекты: зависимость, тревога, депрессия, агрессия, потеря контроля над своим поведением, болтливость. 

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ

Вдыхание токсичных веществ (аэрозоля, бутана, бензина, нефти, клея, растворителей и т. п.) очень опасно и может вызвать необратимые нарушения в организме даже при однократном употреблении. 

Краткосрочные эффекты. Появляются очень быстро и исчезают через несколько часов или дней. Эффекты примерно такие же, как при употреблении алкоголя. При возникновении зависимости, человек начинает страдать бессонницей, головными болями, дрожью, раздражительностью, в наиболее серьезных случаях появляются судороги. 

Долгосрочные эффекты. Хроническое разрушение мозга, печени и почек. Насморк, кашель, чремерная усталость Повышенная раздражительность. Тревога и депрессия. 

Наиболее сильные наркотические вещества, употребление которых ведет к страшным, необратимым последствиям, это: героин, марихуана, экстази, кокаин, амфетамин. (Подробно рассказывать о них не стоит, чтобы не вызвать нездоровый интерес у учащихся). 

Демонстрация картинки «Будущее курящего, пьющего и колющегося» 

Можно рассказать учащимся о трагической судьбе Элвиса Пресли – который обладал божественным голосом и удивительной внешностью – «сероглазый король рок-н-ролла, и которого наркотики превратили в отупевшее животное: он безобразно разжирел, не мог даже самостоятельно поворачиваться в постели. Скончался в 42 года.

Свидетельство Кости, бывшего алкоголика, который попал в аварию с наркоманом Вадимом и остался жив. Сейчас уже 2 года не пьет, т. к. увидел знакомого мужчину 40 лет, который еще год назад выглядел хорошо, потом что-то выпил и на глазах превратился в дряхлого старика – выпали волосы, лицо сморщилось. Кроме того, видел в морге труп мужчины, который сгорел от водки. 

 

2. Чтение библейских стихов о вреде пьянства: (Притчи 23:29-32)

 

3. Иллюстрация «Бревно» (влияние греха на нашу жизнь) 

Подготовьте небольшое бревно, молоток с гвоздодером и 1 очень большой гвоздь (или костыль). Вызовите желающих вбить в бревно 4 гвоздя, по 2 с каждой. Затем ведущий вбивает в середину бревна костыль таким образом, чтобы его невозможно было выдернуть. Костыль символизирует собой СПИД, гвозди – порнография, наркотики, табак, алкоголь. 

Пригласить всех желающих выдернуть гвозди и костыль. Так как вы вбили костыль очень глубоко, его невозможно выдернуть гвоздодером. Проиллюстрируйте этим, что СПИД – неизлечимая болезнь, которая приводит человека к гибели. В то время, когда ребята выдергивают гвозди, расскажите, что хотя Бог и прощает грехи, но шрамы от них остаются, как следы от гвоздей. «Что посеешь, то и пожнешь. Другими словами – за все в жизни нужно платить!» Только Иисус может дать нам полное исцеление и освобождение, когда мы верой принимаем Его в свое сердце и раскаиваемся в наших грехах. (Показать новое бревно). После этого – свидетельство бывшего наркозависимого. 

 

4. Подготовка к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда? 

На следующем занятии мы будем играть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» 

Для этого предварительно разделимся на 2 команды «Антикур» и «Фильтр», выберем капитанов команд и крупье, который будет вращать волчок, чтобы выбрать конверт с заданием. Капитанам я раздам тексты как приготовить визитную карточку своей команды, а так же вопросы, которые будут заданы в ходе игры. Постарайтесь к следующему занятию найти ответы на эти вопросы и запомнить их. Кроме того, нам необходимо выбрать 3-х эстрадных певцов – 2-х девочек и 1 мальчика, чтобы приготовить музыкальную паузу.

 

ЗАНЯТИЕ 3 

Интеллектуальная игра по профилактике курения «Что? Где? Когда?» (30-35 минут) (См. Приложение 3 – Конспект игры) 

Вопросы детям раздать заранее (примерно за неделю). Выбрать крупье, который будет вращать волчок и зачитывать вопросы. Так же заранее определить состав двух команд, назначить капитанов и трех эстрадных исполнителей музыкальных пауз из числа участников. Раздать командам визитки. Команды делают ходы по очереди. Количество заработанных баллов определяется цифрой на конверте с вопросом. 

Бросим жребий, кто будет играть в первом раунде. (Капитаны команд вытягивают листочки с цифрами 1 или 2). Команды будут делать ходы по очереди, но можно дополнять ответы другой команды или отвечать вместо них, если они не могут ответить. За дополнение дается 0,5 баллов. Количество баллов за верный ответ зависит от номера, указанного на конверте с заданием. (Заработанные баллы фиксируются ведущим на доске). 

 

ЗАНЯТИЕ 4

Видеосессия: просмотр видеофильма «Дорога жизни» (о христианском реб. центре на Украине) 

 

ЗАНЯТИЕ 5

1. Библейские стихи о вреде пьянства 

2. Проект: Выпуск профбюллетеней

Несколько учащихся (3 человека) выбираются в жюри. Остальная группа делится на 2 команды. Каждая команда получает образцы бюллетеней, обсуждает их содержание и на их основе выпускает свой бюллетень на листе ватмана. 

3. Защита проектов

От команды выбирается по 1 представителю, которые защищают созданные бюллетени. В заключении каждая команда получает призы за участие. 

4. Домашнее задание

Вспомните когда и со стороны кого вы испытывали давление. 

 

ЗАНЯТИЕ 6

Психологический тренинг «Формирование навыков противостояния групповому давлению» 

Эпиграф: Герой не тот, кто курит, пьет и принимает наркотики, а тот, у кого хватает смелости сказать: «Спасибо, нет». 

1. Игра «Золотая коробка»

У меня для вас есть один сюрприз. Сегодня я принесла вам вот такую коробочку, коробочку не простую, а золотую. А что же там внутри? Если вы заглянете внутрь – то увидите самого прекрасного человека в этой комнате. Кто хотел бы заглянуть внутрь. (Учащиеся заглядывают внутрь и видят свое отражение в зеркале, вклеенном внутрь коробки). 

2. Чтение библейских стихов 

3. Понятие группового давления 

А. Игра «Разожми кулак»

Начать сегодняшнее занятие я предлагаю с игры. Называется она «Разожми кулак»: Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его. Задание: любыми способами, но без применения физической силы заставить разжать кулак (вариант: уговорить пересесть на другой стул). 

Б. Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления

Замечательно поиграли. Давайте теперь по кругу скажем, к каким способам прибегали те, кто пытался заставить разжать кулак. (Ребята по кругу называют способы, а ведущий записывает их на доске или ватмане). 

Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п. называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, выглядеть в глазах друзей похожим на них. В данном случае необходимо помнить, что герой не тот, кто курит, пьет и принимает наркотики, а тот, у кого хватает смелости сказать: «Спасибо, нет».

В. Обсуждение домашнего задания

Испытывали ли вы когда-нибудь подобное состояние? Выполняя домашнее задание, вы должны были вспомнить, когда и со стороны кого вы испытывали давление. Кто готов рассказать нам про такие случаи своей жизни? 

(Следует внимательно выслушать всех желающих поделиться подобным опытом). Постройте разговор так, чтобы в рассказе ребят нашли отражение следующие моменты:

•  Кто оказывал на вас давление
•  При каких обстоятельствах это было
•  Какие чувства при этом испытывали
•  Как вы вышли из данной ситуации 

Г. Рассказ ведущего о видах группового давления

Уже по вашим рассказам можно предположить, что существуют различные виды давления. Вы назвали многие из них. Сейчас я покажу вам слайд (плакат), где представлены те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. Давайте его рассмотрим. 

(Демонстрируется плакат «Виды группового давления» с указанием таких видов давления как: Лесть, Шантаж, Уговоры, Угрозы, Запугивание, Насмешки, Похвала, Подкуп, Подчеркнутое внимание, Призыв «Делай как мы», Обман. 

Мы рассмотрели основные виды давления, и вы поняли, что с таким явлением нам часто приходится сталкиваться в жизни. Мы довольно часто не можем противостоять ему и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Такое явление в психологии получило название конформизма. Конформизм – склонность человека уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку. Человек при этом как бы заражается эмоциями толпы. 

Д. Отработка навыков распознавания способов группового давления

Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать разными способами группового давления. Давайте сейчас потренируемся в определении различных способов группового давления. Я предлагаю разделиться на подгруппы и разыграть предложенные ситуации. Задача всей группы – определить, какие виды группового давления использовались и как можно сопротивляться этому давлению. 

Ситуации разыгрывания в подгруппах:

  1. После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет, вообще, свой парень, и предлагают отметить окончание игры и успешно забитые Колей голы тем, что пойдут и выпьют пива.
  2. Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен принести их из дома).
  3. Одноклассники уговаривают Игоря пойти к нему домой, чтобы поиграть на его новом компьютере.

После демонстрации сценок проводится обсуждение с группой применяемых в каждой ситуации способов оказания группового давления. 

Е. Дискуссия «Какие черты личности помогают противостоять групповому давлению».

А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? 

(Ребята высказывают свое мнение). В конце ведущему необходимо подвести дискуссию к следующим выводам:

  • Навыки отказа могут помочь сопротивляться групповому давлению
  • Уверенный в себе человек способен не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с ними).
  • Призвать на помощь имя Иисуса – лучшее средство в опасных ситуациях. 

4. Домашнее задание:

Написать рассказ, в котором главных героев уговаривают закурить, выпить или принять наркотики, а они всеми силами стараются отказаться. Самое главное – придумать как можно больше разных приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.

Задание понятно? Я прощаюсь с вами до следующего раза. 

 

ЗАНЯТИЕ 7

Здравствуйте, я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим о том, как отказаться от предложенных наркотиков. 

1. Чтение библейских стихов 

2. Быстрый круг «Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие психоактивные вещества?» 

Какие причины могут подталкивать ребят попробовать наркотики или другие психоактивные вещества? Давайте попробуем представить их себе. 

(На дискуссию по этому вопросу не следует затрачивать много времени, достаточно лишь быстро опросить учеников). Если никто из них не захочет ничего говорить, можно сразу же переходить к формулировке причин:

•  Некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения

•  Другие хотят быть похожи на старших

•  Кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно

•  Может быть, кто-то хочет понравиться друзьям, кто уже курит или выпивает

•  Некоторые это делают назло своим близким – из-за обиды или чтобы показать свою независимость

•  Очень-очень редко, практически в единичных случаях, ребята принимают психоактивные вещества, надеясь, что они дадут облегчение в горе, в обиде. 

На самом деле в этом последнем случае алкоголь или наркотики дают только временное облегчение, оно быстро проходит, и тогда приходится выбирать – или продолжать употреблять их, рискуя стать зависимым, или терпеть душевную боль, пережить ее и стать сильнее. 

В общем, причины разные, однако все время выпивать или курить в одиночку, в общем, никто не имеет желания и даже не думает об этом. Но как-то само собой получается, что, собравшись все вместе, решают выпить или закурить. Употребление наркотиков вначале происходит похожим образом. Большинство людей понимают, что это опасно, и избегают их, однако в компании, когда друзья употребляют, велик соблазн попробовать. Следует помнить: употребляя наркотики – вы преступаете закон. 

И беда в том, что это быстро превращается в привычку, а потом в зависимость от наркотиков.

Несмотря на то, что в компании может быть весело, модно и даже престижно выпить или закурить, тем не менее, как вы знаете, это вредно и опасно. От табака, алкоголя тоже может наступить зависимость. 

Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ – не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят, перед которыми не хочется выглядеть «хилым». 

3. Как решить, употреблять или не употреблять психоактивные вещества? 

Если вы попадаете в ситуацию, когда вас побуждают выпить, закурить или принять наркотики, неплохо было бы дать себе время ответить на ряд вопросов. 

(Проводится демонстрация слайда/плаката «Выбор решения»). Попросите учеников переписать вопросы, сформулированные на нем, в свои рабочие тетради:

  1. Какими свойствами обладают предлагаемые вещество или продукт?
  2. Какие преимущества я получу, если соглашусь закурить, выпить и т. п.?
  3. Какие неприятности могут ожидать меня в этом случае?
  4. Как долго могут сохраняться преимущества и как долго – неприятности?
  5. Не перевешивают ли возможные неприятности возможные преимущества? А не станут ли неприятности более серьезными с течением времени?
  6. Так ли я уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо?
  7. Чего ради мне предлагают сигареты, алкоголь или наркотик (хотят завоевать мою дружбу или хорошее отношение; рассчитывают, что я заплачу за них деньги; надеются, что я и дальше буду употреблять вместе с ними и т. д.)
  8. Что мне необходимо сделать сейчас?) 

ПРИЕМЫ ОТКАЗА ОТ ПРЕДЛАГАЕМЫХ НАРКОТИКОВ, ТАБАКА И АЛКОГОЛЯ 

А. Проверка домашнего задания

(Следует дать возможность трем четырем учащимся возможность прочесть их рассказы. После этого лучше перейти просто к опросу придуманных приемов. Основные разновидности предложенных приемов следует записать на ватмане или на доске). 

Б. Демонстрация слайда

Ну что ж, вы молодцы. Придумали много разных приемов. А у меня есть слайд (плакат), где так же перечислены некоторые приемы отказа, которые можно использовать. Сейчас я его покажу, а вы запишите эти приемы к себе в тетради:

  1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, – это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
  2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
  3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, бассейн и т. п.)
  4. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
  5. Упереться: отвечать «нет» несмотря ни на что. Отстаивать свое право на собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
  6. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т. п.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому – «зубы посинеют», «оглохнем» и т. д.
  7. Призвать на помощь имя Иисуса: «Во имя Иисуса Христа, отойдите от меня!»
  8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной. 

4. Дискуссия «Как использовать приемы отказа» 

Как вы думаете, какие из этих приемов эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать? (обсуждение необходимо, чтобы ученики активно обговорили и лучше запомнили эти приемы). 

5. Ролевые игры 

А теперь мы поиграем. Я подготовила несколько сценариев маленьких спектаклей. (Следует отобрать необходимое кол-во актеров соответствующего пола и раздать им роли, т. е. громко объяснить группе, что каждый из них должен делать). 

Главный герой имеет право применять все способы отказа, имеющиеся на доске и на слайде, за исключением способа 8. Если главный герой попадает в затруднение и не знает, что возразить в ответ на назойливые предложения, он имеет право обратиться за помощью к группе. Остальные действующие лица имеют право говорить и делать все, что вздумается, их цель – заставить главных героев выпивать вместе с ними. 

1. Антон, Стас, Максим и Паша идут на дискотеку. Максим уже много раз выпивал, когда был на дискотеке, и предлагает друзьям и сегодня купить по паре бутылок пива. Он считает, что «так будет веселее». Стас и Паша сразу же согласились. Антон один раз пробовал пиво, и ему не понравилось. Он уверен, что пиво и любой другой алкоголь вредны для здоровья. Кроме того, дома его будет встречать мать, и она может понять, что он выпил. Однако Стас, Максим и Паша продолжают уговаривать его. 

2. Саша и Жанна познакомились с тремя мальчиками: Сергеем, Лешей и Женей. Мальчики на 2 года старше их. Леша пригласил девочек вместе со всей компанией на день рождения. На дне рождения ребята сразу же стали предлагать девочкам вино. Жанна не знает, как быть: С одной стороны, ей страшновато, а с другой – не хочется выглядеть перед мальчишками смешной. Саша боится, что от вина можно опьянеть, и тогда могут случиться неприятности. Кроме того, у нее дома с неодобрением отзываются об алкоголе, а отец вообще терпеть не может пьяных. 

6. Дискуссия «Результаты ролевых игр» 

Ну что, интересно было? А теперь давайте поговорим о том, что нам показали наши великолепные артисты. 

Я хотела бы задать вам несколько вопросов. Сначала будем говорить о первой сценке, а затем о второй:

  1. Что могло бы случиться потом, если бы главные герои согласились употреблять психоактивные вещества?
  2. Как еще могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных веществ? 

7. Итоговый круг «Интересное-полезное» 

Большое всем спасибо! Вы очень здорово поработали и, мне кажется, с большой пользой. Надеюсь, вам тоже понравилось. 

Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может сказать несколько слов. 

 

ЗАНЯТИЕ 8

1. Игра-активатор «Тропинка» 

Сегодня мы поговорим о том, что можно сделать, если человек попал в стрессовую ситуацию. Но прежде я предлагаю вам сыграть в игру. Называется она «Тропинка»: (Все участники выстраиваются в затылок друг за другом. Тот, кто стоит первым, будет ведущим. Он ведет всех змейкой по тропинке, преодолевая воображаемые препятствия: перепрыгивает через воображаемые рвы, подлезает под преградами... Все идущие за ним повторяют его движения. По определенному сигналу ведущий становится в хвост змейки, а его роль начинает выполнять игрок, идущий вторым, и т. д. Задача игроков – как можно точнее повторить все движения ведущего). 

2. Чтение библейских стихов 

3. Рассказ ведущего о поведении в стрессовых ситуациях 

Вы замечательно выполнили все задания и преодолели все препятствия, встреченные на пути. Чтобы так же успешно преодолевать и все жизненные трудности, я предлагаю вам начать разговор о стрессе и способах его преодоления. 

Мы живем в очень напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Признаки стресса: страх, растерянность, тревога, паника, боль в желудке и т. п. 

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и решительно. (Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту»). У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение. Это «стресс кролика». (В ходе рассказа демонстрируется слайд/картинка «Стресс кролика и стресс льва») 

4. Мозговой штурм «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?» 

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт наверняка есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой и, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю сейчас провести мозговой штурм на тему «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?» 

(Проводится мозговой штурм. Ведущий записывает на доске все способы борьбы со стрессом, предложенные участниками. Как правило, ребята в том или ином объеме называют следующие способы: 

Поспать. Принять душ или ванну. Пойти погулять одному или с друзьями. Заняться любимым делом. Послушать музыку. Поиграть в активные спортивные игры. Включиться в выполнение физической работы. Поплакать. Посчитать до десяти. Вспомнить что-то приятное. Громко покричать и т. п. 

Если в качестве борьбы со стрессом учащиеся называют прием успокоительных лекарств или алкогольных напитков, следует отреагировать на эти заявления и включиться в обсуждение возникшей проблемы. Основная мысль такого обсуждения должна сводиться к следующему: для нахождения выхода из экстремальной ситуации и мобилизации всех сил организма необходимо трезво оценивать происходящее, уметь прогнозировать свои действия, быстро принимать решения. Все это невозможно, если у человека изменено сознание, вызванное приемом наркотических, токсичных веществ и алкоголя. Поэтому попытки выхода из экстремальной ситуации с их помощью не дадут желаемого эффекта. 

5. Рассказ ведущего о способах преодоления стресса 

Хорошо. Вы назвали свои способы преодоления стресса. Смотрите, сколько их получилось! А теперь я хочу пополнить ваши знания и опыт тем, что расскажу еще о нескольких способах снятия напряжения и преодоления негативных последствий стресса. Для этого я продемонстрирую вам слайд/плакат, на котором все эти способы зафиксированы. 

(Ниже перечислены самые разные способы выхода из стресса). Обсудите эти способы в группе:

•  Несколько глубоких вдохов

•  Использование какого-либо успокаивающего движения или действия, например, наблюдение за текущей струйкой воды, выполнение упражнения «Маятник» (стоя на одном месте, покачаться вперед-назад с пятки на мысок)

•  Заняться спортом или физическим трудом

•  Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации

•  Медленно проиграть предстоящую ситуацию заранее

•  Попытаться переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную

•  Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими

•  Найти возможность поговорить о сложившейся ситуации с близкими людьми или друзьями

•  Помолиться, обратившись к Богу с просьбой помочь в этой ситуации через Иисуса Христа. 

6. Дискуссия «Применимы ли психоактивные вещества в качестве средства справиться со стрессом?» 

Наверняка вы встречались с такой точкой зрения, что иногда стресс можно снять с помощью психоактивных веществ: выпить, покурить, принять успокоительное и т. п. Как вы думаете, применимы ли такие способы выхода из стрессовых ситуаций? Проводится групповая дискуссия. В ходе нее необходимо подвести ребят к основному выводу о том, что все эти вещества способствуют снижению контроля над ситуацией, потере ясности и логики мышления, изменяют сознание человека, а значит, препятствуют возможности поиска действительно эффективных путей выхода из стресса. 

7. Работа в подгруппах по отработке навыков использования способов преодоления стресса 

Итак, мы с вами разобрали ряд способов преодоления стрессовых ситуаций. Нельзя заранее определить, вызовет ли какая-либо ситуация стрессовое состояние человека. Но его поведение в ней будет зависеть не только от личностных особенностей, но и, в частности, от того, как он научился применять на практике изученные нами способы поведения. 

А теперь я предлагаю вам потренироваться в умении выбирать тот или иной способ поведения для преодоления стресса. Для этого нам необходимо разбиться на подгруппы. (Количество человек в подгруппах должно быть приблизительно одинаковым). Каждой подгруппе дается время на подготовку следующего задания: необходимо придумать героя, оказавшегося в сложной, экстремальной для него ситуации. Подгруппа должна продумать и описать возможные варианты действия героя в данной ситуации и их результат. После рассказа о своем герое каждой подгруппой необходимо дать возможность членам других подгрупп высказать собственное мнение о данной ситуации и, возможно, предложить свои варианты ее решения. Обращать внимание здесь следует на умение учащихся решать проблему множеством способов и способность оценить преимущества и недостатки каждого способа). 

Вы замечательно выполнили задание. Надеюсь, и в трудных жизненных ситуациях вы сможете выйти победителями. 

 

ЗАНЯТИЕ 9

  1. Библейский стих 
  2. Правила спортивной игры «Фризби-футбол» (см. Приложение 5) 

 

ЗАНЯТИЕ 10

Зачет по библейским стихам в форме игры: 

Группа делится на 2 команды. Каждой команде выдается несколько стихов, разрезанных пополам. Задача – собрать половинки стихов как можно быстрее. Затем все стихи зачитываются.

Тексты стихов (см. Приложение 6). 

После выступлений учащихся с лекциями проводится заключительное анкетирование, выдача сертификатов и награждение активных участников курса. 

Но самую главную награду вы получите, если будете применять полученные знания в жизни и воздерживаться от вредных привычек. Хорошее здоровье будет вашей лучшей наградой. 

 

ЗАНЯТИЕ 11

Практика: выезд с подготовленной профилактической программой в другую школу.

 

 

Работает на Cornerstone