Главная»Обмен опытом»Работа с родителями»Актуальность взаимодействия замещающих родителей с образовательными учреждениями
Работа с родителями

Актуальность взаимодействия замещающих родителей с образовательными учреждениями

Грицюк Светлана Николаевна
учитель начальных классов, заместитель директора 
по учебно-воспитательной работе, психолог

Одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем социальной педагогики в настоящее время является проблема повышения успешности воспитания приемного ребенка в замещающей семье. Политическая и экономическая нестабильность ведёт к безработице, снижению уровня доходов многих семей, росту социального сиротства. Несмотря на предпринимаемые на всех уровнях меры по сокращению сиротства, количество детей не уменьшается. Изъятие из семьи, помещение в интернатное учреждение неблагополучно влияет на последующее развитие детей. Во всех регионах России стало популярным использование семейных форм жизнеустройства – передача ребёнка в семью, замещающую кровную. Дети в семьях крепнут физически, улучшается их успеваемость, снижается тревожность, агрессивность по отношению к окружающим.  Помещение ребенка в замещающую семью и его адаптация в ней сопровождаются определенными организационными и социально-психологическими трудностями, что нередко приводит к отказу от подопечного и возвращению его в интернатное учреждение. Среди причин конфликтов – недостаточная или искаженная информация об особенностях развития ребенка, несоответствие представлений и ожиданий со стороны взрослых и детей, педагогическая несостоятельность родителей и недостаточное понимание необходимости целенаправленной, спланированной коррекционно-развивающей работы с приемными детьми, отсутствие квалифицированной помощи замещающим родителям и самим детям.

Образовательные учреждения также оказались не готовы к взаимодействию с замещающими родителями и решению проблем таких семей. Это обусловлено недостаточным кадровым и программно-методическим обеспечением, отсутствием у педагогов четких представлений об особенностях развития детей учреждений интернатного типа и задач их семейного жизнеустройства, а следовательно, несогласованностью прилагаемых усилий замещающих семей и образовательных учреждений в обеспечении системной социально-педагогической реабилитационной работы.

Трудности в образовании у приемных детей

Ребенок не хочет идти в школу, мешает учителю вести урок, не справляется с домашними заданиями или не хочет их делать. Причин этому может быть множество. Это могут быть нарушенные способности к обучению, которые связаны с медицинскими проблемами, конфликты с учителем или одноклассниками, завышенные ожидания приемных родителей и т. п. Только поняв причину трудностей ребенка в школе, можно найти ключ к проблеме.

Приемные дети часто имеют проблемы со здоровьем. Представьте себе ситуацию, когда ребенок пишет коряво и с ошибками – его дома и в школе ругают, заставляют переписывать одно и то же по нескольку раз, не понимая, что проблема вызвана повреждением определенных структур головного мозга во время беременности или родов. Родители пытаются реагировать на это в ответ на требования учителей. Учителя, в свою очередь, очень часто незнакомы с данной группой медицинских проблем и поэтому считают, что либо родители не занимаются со своими детьми, либо дети «плохие».

Гиперактивность и дефицит внимания, которые встречаются у приемных детей довольно часто, тоже могут быть причиной нарушения способности к обучению.
Проблемы могут возникнуть со стороны одноклассников, их родителей и даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у дошколят и первоклашек – на все 100%.

Как правило, в приемную семью помещаются дети, не получившие соответствующего воспитания в родительской семье. Эти дети могут страдать от недоедания и отсутствия ухода, не иметь должного медицинского лечения и контроля. Не исключено, что им пришлось перенести различные формы физического, психического или сексуального насилия.

Приемными «питомцами» могут стать также дети, родители которых не занимались воспитанием из-за отсутствия педагогических навыков или из-за длительной болезни. Таким образом, приемная семья становится своего рода службой «скорой помощи», основная цель которой – своевременно поддержать и защитить ребенка в кризисной ситуации.
Несмотря на трудности и проблемы, которые возникают при использовании семейного жизнеустройства, интерес к этой форме возрастает так же, как и число подобных семей.

Таким образом, сложился ряд противоречий и трудностей:

  • внедрение семейных форм жизнеустройства детей-сирот со стороны государства и неготовность педагогов образовательных учреждений принять адекватное участие в развитии ребенка из-за низкой информированности о проблемах таких детей;
  • необходимость целенаправленного, продуманного объединения воспитательных усилий замещающей семьи и образовательного учреждения и неподготовленность последних к такому взаимодействию; 
  • слабая изученность условий, которые способствовали бы эффективности процесса обучения и воспитания приёмных детей в замещающей семье;
  • потребность в сопровождении замещающих семей, образовательных учреждений в методическом обеспечении процесса формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемных детей.

Исходя из обозначенных противоречий, возникает вопрос, при каких педагогических условиях взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений будет способствовать повышению эффективности воспитания приемного ребенка?

Из своего опыта я бы выдвинула следующее предположение: взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемного ребенка будет эффективным, если:

  • их сотрудничество базируется на принципах партнёрского общения, а воспитание приемных детей признается и принимается широкой педагогической общественностью и самими родителями как профессиональная деятельность;
  • взаимодействие осуществляется непрерывно и носит личностно-ориентированную направленность при формировании педагогической компетентности как замещающих родителей, так и педагогов образовательных учреждений;
  • активное включение и мотивационная готовность замещающих родителей к обсуждению и выполнению действий по воспитанию приемных детей путем расширения поля позитивного общения с приемными детьми и педагогами образовательного учреждения.

Начиная с девяностых годов XX века, ориентиром гуманного, нравственного подхода к детям во многих странах мира стала Конвенция ООН о правах ребенка, провозгласившая, что «ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» Исторический опыт и данные современных исследований российских и зарубежных ученых подтверждают, что главным условием полноценного психоэмоционального и социального развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующейся личности организацией жизни, с соответсвующим уровнем общения с окружающими.

Вместе с тем анализ литературы, государственной и ведомственной статистики позволяет констатировать тенденцию к определенному снижению воспитательного потенциала семьи в последние годы и к распространению такого явления, как «социальное сиротство» – утрата детьми родительской помощи и заботы, семейного окружения, обеспечения безопасности при живых родителях.

Изучение международного и отечественного опыта выявляет два основных направления в организации замещающей заботы о детях-сиротах: помещение в сиротские учреждения и устройство в замещающую семью. Система общественного воспитания в условиях детского дома во всем мире – и в России в том числе – признана неадекватной потребностям развития ребенка, вредной для становления его личности. Особое место в этом процессе отводится замещающей семье как форме семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенной к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания и обеспечивающей наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Однако замещающие семьи в процессе реализации своего функционала сталкиваются с рядом проблем: с недостаточной информированностью об особенностях медицинского, психологического и педагогического статуса приемного ребенка; со слабой подготовкой к своим функциональным обязанностям; с отсутствием взаимодействия со специалистами службы сопровождения таких семей, неготовностью к обнародованию своих затруднений и принятию адекватной помощи со стороны окружающих.

В то же время, как показывают результаты, одних служб сопровождения в начале пути  реализации поставленных целей воспитания приемного ребенка в замещающей семье оказалось недостаточно. Самим замещающим родителям решить задачи реабилитации и развития такого ребенка сложно. Впрочем, нередко бывают нерезультативны и педагогические воздействия одного образовательного учреждения без поддержки семьи, родителей.

Взаимодействие предполагает организацию, налаживание, укрепление, расширение, гармонизацию контактов, ведущих к обогащению результатов воспитательной деятельности, и выстраивание отношений детей, родителей, педагогов, в основе которых лежат принципы добровольности, общности интересов, равенства, взаимного уважения и сотрудничества.

Главной задачей осуществляемого взаимодействия  является повышение эффективности воспитания приемных детей через интеграцию и привлечение к помощи семьи всех ее ресурсов и возможностей социальной сети – учителей школы, в которой учится ребенок, специалистов органов и учреждений, имеющих отношение к решению проблем данной семьи и обеспечению прав и интересов ребенка, а также через координацию усилий всех заинтересованных в результате сторон.

Модель эффективного взаимодействия образовательного учреждения и замещающей семьи в воспитании приемного ребенка имеет функционально-уровневый характер и включает ряд компонентов, с помощью которых и должна вестись коррекционно-развивающая и реабилитационная работа:


Целевой – организация взаимодействия образовательного учреждения и замещающей семьи для повышения успешности воспитания социально компетентной личности приемного ребенка, а также предупреждения и предотвращения вторичного возврата приемного ребенка в детское сиротское учреждение.

Регулятивный – партнёрское общение замещающих родителей и педагогов образовательных учреждений.

Деятельностный – включающий  несколько направлений работы: диагностическое, просветительское (непрерывное повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей и педагогических работников), коррекционно-абилитационное (организация образовательно-воспитательной среды и поля общения замещающих семей, сопровождение и программное обеспечение процесса успешной абилитации, адаптации и интеграции в социуме в новом статусе как замещающих родителей, так и приемных детей).

Процессуальный –  разработка алгоритма организации и этапов реализации взаимодействия с последующим анализом и мониторингом результативности (аналитический этап). 

Методический – программно-методическое обеспечение (коррекционно-реабилитационные программы для работы с приемными детьми, программы подготовки и формирования педагогической компетентности замещающих родителей и педагогов, методические рекомендации и пособия для замещающих родителей и приемных детей, педагогов, специалистов).


Для решения возникающих проблем должны быть созданы определенные условия. К ним прежде всего относится сотрудничество и партнёрское (а не нравоучительное) общение педагогов и родителей. Кроме того, необходимо изменение стиля и характера поведения педагогов. Им следует переориентироваться с позиций авторитарной педагогики на педагогику сотрудничества. В этом случае замещающие родители выйдут на диалог с педагогами, обсуждение имеющихся или возникающих проблем и затруднений в воспитании приемных детей на разных возрастных этапах развития приемного ребенка. Для этого необходимо включать замещающих родителей в процесс диалогового взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, где обучается ребенок.
 
Вторым условием эффективности взаимодействия замещающих семей и образовательных учреждений является непрерывность и личностно-ориентированная направленность процесса повышения компетентности у родителей и педагогов образовательных учреждений, взаимодействующих с приемными детьми. 

Данное условие обеспечивается через постоянное сопровождение замещающих родителей, непрерывное повышение их профессиональной компетентности и компетентности педагогов образовательных учреждений, где обучаются приемные дети, сопутствующее консультирование, психологическую поддержку и социально-педагогический патронаж. Непрерывность обучения обусловлена возрастными изменениями, происходящими в развитии приемных детей, и характером постоянно меняющихся в связи с этим проблем. 
Для этого необходимо организовать систему постоянно действующих семинаров, курсовой подготовки, консультаций, создавать программно-методическое обеспечение деятельности замещающих родителей, включающее специальные программы подготовки кандидатов и замещающих родителей, педагогов и специалистов служб сопровождения семей, методические пособия и рекомендации как для специалистов, организующих и проводящих обучение, так и для самих замещающих родителей.

Следующее условие предусматривает активное включение, контакт с замещающими родителями к обсуждению и выполнению действий по воспитанию приемных детей путем расширения поля позитивного общения с приемными детьми и педагогами образовательного учреждения. Такое сотрудничество расширяет поле профессионального общения, мотивацию субъектов взаимодействия и определяет переживание участниками в процессе взаимодействия положительных эмоций. 

Для  положительного самочувствия взрослых в общеобразовательном учреждении могут быть использованы  различные формы сотрудничества: открытые (классные родительские собрания, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, родительский день, лекционно-практические занятия, педагогические консультации, супервизии, родительский клуб, тренинговая работа с родителями и другое), досуговые, предполагающие творческий характер (организация совместных дел в познавательной, трудовой, досуговой деятельности приемных детей, совместные праздники, когда родители привлекаются и как помощники и соавторы с детьми, и как эксперты, члены жюри), и, наконец, общественные (участие в общественном управлении образовательного учреждения – родительский комитет, попечительский совет, совет школы, профилактический совет и тому подобное). Все это повышает самооценку взрослых, позволяет реализовать их неиспользованный профессиональный потенциал, демонстрирует признание их опыта и результатов воспитания.

Выездные школы для приемных родителей,  их семей и преподавателей, семинары, курсы, форумы, конкурсы и фестивали существуют, но проводятся они в основном на всероссийском уровне, а ведь это можно организовать и на местном уровне, так как приёмные семьи готовы идти на контакт, а не только ждать помощи.

Все это позволит достигнуть положительной динамики в отношениях приемных родителей с данной категорией детей, должно наблюдаться усиление эмпатии и рост доверия со стороны педагогов к людям, взявшим на воспитание приемных детей. Как следствие, станет возможным открытое отношение замещающих семей, их готовность к сотрудничеству, улучшение школьной успеваемости и повышение активности приемных детей, в том числе в школьной жизни. 

Оказание различных видов помощи по конкретным вопросам и проблемам в период жизнедеятельности замещающей семьи, адресность и действенность сотрудничества родителей со школой, ориентированность большинства педагогов и родителей на самообразование, компетентность смогут также возрасти в этих условиях.

В результате реализации этих мер произойдёт снижение конфликтности и тревожности родителей, изменится и характер обращений к специалистам – увеличится, в частности, количество запросов на программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми в таких семьях.

Положительная динамика будет отмечаться и в возрастании способности педагогов к эмпатии и снижении уровня агрессивности среди детей.

Также можно достичь положительной динамики в адаптации детей к условиям проживания в замещающей семье и к школе, принятию себя и других, к снижению уровня тревожности. Повышение познавательных интересов и успеваемости приемных детей, развитие творческих способностей и навыков социально приемлемого поведения, расширение ролевого репертуара, социальной сети ребенка, высокий уровень эмоционального комфорта, позитивного отношения к образовательному учреждению, профессиональное и жизненное самоопределение – все это должно стать результатом данной работы.

Процесс воспитания приемного ребенка в замещающей семье, накопление им социального опыта, направленного на адаптацию и интеграцию в социуме, успешен, когда в основе лежит модель взаимодействия замещающей семьи и общеобразовательного учреждения, где обучается приемный ребенок.


Список литературы:

1. АбросоваЛ.М., Игнатьева Н.Д. и др.Настольная книга приёмного родителя.–СПб.: Врачи детям, 2007. –122с.
2. Гордон Т. Курс эффективного родителя.– М: Ломоносовъ, 2010 –92 с.
3. Дивицына Н.Ф. Семьеведенье: Краткий курс лекций для ВУЗОВ. М.: ВладосПресс, 2006. –С.112-116.
4. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телеснопсихического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 4 (24). С. 60-62. 
5. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.
6. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.–М.: Издво Института Психотерапии, 2003.–319 с.8.Ослон В.И. Жизнеустройство детей –сирот: профессиональная замещающая семья: монография. –М.:Генезис, 2006.–368с.
8. Беличева, С. А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика 2005. - №№ 7-8. -С. 23-27.
9. Брускова, Е. С. Семья без родителей. - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS - Интернационал, 2006. - С. 111.
10. Брутман, В. И. Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 2006. .

11. http://dddeti.ru/stati-obzory
12. http://tvoiyapravda.ru/for
 
 

Работает на Cornerstone