Работа с родителями

Лидерами не рождаются

Сегодня книжные полки магазинов пестрят вдохновляющими названиями книг, в которых описываются способы формирования лидерских качеств. Одна из книг привлекла мое внимание названием-вызовом «Воспитай в себе лидера». Мотивируя читателей стремиться к изменениям, автор Джон К.Максвелл цитирует стихотворение, которое описывает роль отцовского влияния:

Малыш, идущий вслед за мной

Я должен быть очень осторожным – 
По моим стопам идет малыш.
Я не имею права свернуть с прямого пути, 
Чтобы и он не пошел по кривой дорожке.

Ни на миг мне не спрятаться от его глаз,
Он пытается повторить все мои поступки,
Он говорит, что хочет стать таким, как я, -
Малыш, идущий вслед за мной.

В пути сквозь летнюю жару и зимнюю стужу
Я не должен ни на мгновенье забывать, 
Что своей жизнью я создаю будущее –
Вот этого малыша, идущего вслед за мной.

«Лидерами не рождаются» — это название статьи выбрано не случайно. Развитие лидерских качеств в себе или в других – труд, длиною в жизнь. Но то влияние, которое могут оказать христианские лидеры на мир, стоит непрерывных усилий с нашей стороны. История жизни Камерона Таундсена, основателя Миссии переводчиков Библии «Уиклиф», свидетельствует о масштабе влияния христианских лидеров. Камерон Таундсен мечтал сделать Благую Весть доступной всем людям, говорящим на различных языках. Сегодня более 6000 работников «Уиклифа» из 55 стран мира работают более чем в 1100 народностях, в более чем 70 странах мира. А началось все с молитвы отца, который  каждый день взывал к Богу: «Да наполнится земля Твоей славой». 

Каким же образом мы с вами можем повлиять на наших детей так, чтобы вырастить из них лидеров? 

Иногда лучше сразу определиться, чего не стоит делать. Некоторые семьи выбирают путь создания «безопасной» атмосферы вокруг ребенка, лишая его самостоятельности и подавляя инициативу. Жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей – характерные признаки семьи «санаторного» типа. В семьях, проявляющих гиперопеку, дети вырастают нерешительными, безынициативными и слабовольными. Подростки, выросшие в подобной семье, в ответ на родительское засилье могут принципиально нарушать запреты, демонстрируя свой протест. 

Психологи выделяют признаки чрезмерного участия родителей в жизни детей школьного и подросткового возраста. Рассмотрим некоторые из них, чтобы сравнить со стилем воспитания в собственной семье.

  1. Вы настаиваете на том, чтобы ваш ребенок доедал все, что у него в тарелке. 
  2. Вы запрещаете ребенку заниматься различными видами деятельности только по тому, что боитесь, что он может пораниться. 
  3. Вы делаете за ребенка то, что он может выполнить самостоятельно. 
  4. Вы постоянно напоминаете своему ребенку о необходимости тепло одеваться в холодные дни. 
  5. Вы не определяете ребенку никаких домашних обязанностей.
  6. Вы регулярно выполняете за своего ребенка домашние задания.
  7. Вы всегда сами прибираете за своим ребенком, даже в его комнате. 

Если вашему стилю воспитания соответствует хотя бы одна из перечисленных характеристик, задайте себе вопросы: «Почему я стараюсь полностью контролировать жизнь моего ребенка?» и «Как я могу изменить свое поведение?». Ведь контролирование ребенка младшего возраста может перерасти в контроль над уже взрослым ребенком. Последствия такого контроля разрушают молодые семьи, которые создаются детьми контролирующих родителей. 

Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. «Ребенок привыкает быть в центре внимания, им постоянно восхищаются, а его желания и просьбы беспрекословно выполняются. В результате, повзрослев, ребенок не в состоянии верно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм и адаптироваться в коллективе,» – так описывает «кумира» семьи в своих работах профессор М.И.Буянов. Атмосфера гиперопеки – каменистая почва, на которой ростки лидерства быстро завянут. Какое отношение и поведение родителей будут способствовать развитию лидерских качеств в ребенке? Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся представить функции родителей в виде триады: друг, учитель, вдохновитель.

Родитель – друг

Отношения дружбы характеризуются принятием другого таким, какой он есть, глубокой привязанностью друзей и взаимным доверием. Такие отношения строятся у нас на протяжении всей жизни, но первый опыт дружбы мы приобретаем в семье. Не секрет, что некоторые семьи характеризуются отдаленностью членов семьи друг от друга. Этот тип отношений носит название «увеличенная дистанция» и характеризуется эмоциональной дистанцией между родителями и ребенком. Взрослые редко и поверхностно общаются с ребенком, эмоционально равнодушны к нему. Из такой семьи хочется убежать, что и происходит с нашими детьми. Одни убегают на улицу, другие – в церковную общину, а кто-то из церковной общины – в мир. 

Как исправить такое положение? Развивать дружеские отношения с детства. В кругу моих знакомых есть мама, которая каждый вечер читает трехлетнему сыну книжки перед сном. Обычно у этого чтения есть продолжение – беседа. Иногда малыш сам упрашивает: «Мама, давай поговорим». И они шепотом под свет ночника беседуют на какую-нибудь тему. Однажды мама задала сыну вопрос: «У тебя есть друг?». Незамедлительно последовал ответ: «Да, это папа». Мама обрадовалась тому, что не смотря на занятость папы, малыш считает его другом. А это значит – контакт есть. Самый важный контакт в раннем детстве – дружба с родителями. 

Проводя беседы с подростками, не раз замечала, что доверительные отношения с родителями – большая ценность для них. Многие, у которых натянутые отношения с родителями, завидуют тем семьям, где мама или папа – друзья для своих детей. Порой сами родители разрушают отношения, не соблюдая очевидные законы дружбы. Одна девочка рассказывала, что мама раскрывает ее секреты по телефону своим подругам. Конечно, мама это делает не из-за злого умысла, но сердце подростка моментально закрывается в ответ на то, что его личное становится достоянием многих. 

Каждый человек, в том числе и ребенок, нуждается в том, чтобы его принимали таким, какой он есть. Мудрость гласит: «Друг – это тот, кто знает твое прошлое, верит в твое будущее и принимает тебя таким, какой ты есть в настоящем». Иногда родители, осознанно или неосознанно, отвергают своих детей. Причиной тому могут быть разные события в жизни: отсутствие любви между супругами, нежеланная беременность или неисцеленное чувство собственной отверженности. Концентрация матери на новорожденном и игнорирование супруга так же могут привести к отвержению ребенка со стороны отца, который воспринимает его как соперника, захватившего все внимание и любовь супруги. Родителям важно разобраться со своими чувствами, которые они испытывают к детям, и искать Божьей силы и любви для безусловного принятия. 

Дружелюбная семья – место, где ребенок может укрыться от поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира. 

Являетесь ли вы другом для своего ребенка? Что вы планируете делать, чтобы укрепить дружбу с вашим ребенком?           

Родитель – учитель

В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения и духовные ценности. Семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем.

Всем известно, что дети подражают своим родителям, даже копируют интонацию, не говоря уже о поведении. Для родителей это хорошая возможность обучать детей на собственном примере. Существуют общеизвестные принципы ученичества, следуя которым родитель может обучать детей в совместной деятельности:

Действие

Результат

Я делаю:   Я показываю пример.
Я делаю, и вы со мной: Я обучаю.
Вы делаете, а я с вами: Я контролирую.
Вы делаете: Вы продвигаетесь вперед.
Вы делаете, и другие с вами:     Нас становится больше.

Каким же образом эти принципы применимы в семейном воспитании? Думаю, что многие из вас учили детей какому-нибудь навыку. Например, ловить рыбу или пришивать пуговицу. У вас уже есть опыт, который можно перенести и на воспитание лидерских качеств в детях. 

Таким образом, перед родителями стоит нелегкая задача – создать условия для духовного рождения и роста их ребенка. И здесь требуется баланс между законом и благодатью. Требуя от детей соблюдения правил и дисциплины, родителям так же стоит проявлять милосердие и терпение к своим детям. Если же необходимо применить наказание, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за поступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя. Лучше всего избегать наказания и объяснять ребенку, почему его поведение считается неправильным; отвлекать внимание ребенка, не доводить до самого проступка. Родители могут выражать ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохранять необходимую для него степень свободы и независимости. Во всем следует просить мудрости у Бога, анализировать свое поведение, пытаться понять состояние ребенка и мотивы его действий.  

Являетесь ли вы учителем для своего ребенка? Что вы будете делать, чтобы становиться более эффективным наставником?

Родитель – вдохновитель

Изучая работу организации «Love for life», удалось посетить их лекции в одной из школ Северной Ирландии. В конце лекции по профилактике нездорового образа жизни, учащимся был задан вопрос-размышление: «Какие мои мечты и планы?». Ожидалось, что дети задумаются о своем будущем и постараются обозначить жизненные цели. В задачу лектора входило обратить внимание на то, что рискованное поведение является преградой для достижения поставленных целей. 

Четкие ответы на такие вопросы, как «Кто я?», «Куда я иду?», «Каково мое будущее?» дают человеку определенность и энергию к достижению поставленных целей. Именно родители могут помочь найти ответы на эти вопросы. 

Очень важно, чтобы сами родители имели четкие цели, принципы и приоритеты в своей жизни и передавали их детям. Когда знаешь цель, то жизнь приобретает смысл и в твоем сердце появляется уверенность. А это позволяет твердо идти по жизни без опасения и страха. Ваша уверенность будет передаваться детям, формируя в них твердый характер и лидерские качества. Предлагаю вашему вниманию жизненную установку одного отца, который является настоящим лидером:

«Знать Бога и то, чего Он хочет от меня.
Расти, максимально проявляя свой потенциал.
Сеять семена, приносящие урожай для других».

Какое видение вы можете передать своему ребенку? На что в этой жизни вы его ориентируете? Особенно для подростка вопрос смысла жизни, целей жизни очень актуален. Именно родители определяют будущее ребенка, но будьте осторожны. Не давите на ребенка авторитетом своего мнения, а предоставляйте ему возможность анализировать и выбирать. 

Итак, определив видение и сформулировав цели, каждый из нас нуждается в ободрении, особенно когда на пути встречаются препятствия или были сделаны неверные шаги. Все люди нуждаются в признании, а слова поддержки и ободрения проявляют в человеке его самые лучшие качества.  В педагогике есть такое понятие, как «ситуация успеха», которая создается для того, чтобы ребенок испытал чувство успешности от выполнения какого-либо дела и почувствовал, что он способен на что-то. Для этого нужно подобрать небольшой ряд заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы ребенок смог выполнить его и почувствовать себя знающим и опытным. Далее следуют большие и более сложные задания. Выполняя задания в данной последовательности, ребенок испытывает уверенность в себе и вдохновение на выполнение более сложного задания. Создание «ситуации успеха» позволяет преодолеть страх неудачи, который парализует человека и не дает ему возможности реализовать себя. Круг поощрений может быть весьма разнообразным. Похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания. Рекомендуется поощрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт одобрения, а не то, как он выражается (материальные награды) [3,с.101]. Терпение и надежда на лучшее – это то, что поможет родителям развить лидерские качества путем ободрения и поощрения. 

Слова, выражающие любовь и поддержку, могут звучать следующим образом:

«Я люблю тебя»
«Я горжусь, что ты мой сын (дочь)»
«У тебя хорошо получается справляться с работой по дому (рисовать и т.п.)»
«Я ценю тебя и твое старание»

Являетесь ли вы вдохновителем для своего ребенка? Что необходимо вам изменить, чтобы сформировать видение для вашего ребенка и ободрять его в достижении поставленных целей?

Если вы будете другом, согревая ребенка в объятиях любви, 
Если вы будете учителем, делясь мудростью и опытом,
Если вы будете вдохновителем, чьи слова поддерживают и ободряют, 
Если вы будете лидером, за которым следует ваш ребенок…
Вы сможете выполнить свою миссию. 

 


Автор:
Марина Владимировна Ананка-Ганина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Московской богословской семинарии ЕХБ

 

Работает на Cornerstone