Мое слово к тем, кто хотя бы раз в жизни испытывал горькое сожаление о содеянном, кто удивлялся самому себе, как он мог так ошибиться, кто изо дня в день боролся с искушением поставить на себе крест. Думаю, каждому человеку знакомы эти чувства, и на память приходят события из жизни: курьезные и очень серьезные, прошедшие бесследно и оставившие глубокие раны. Оказавшись в тупике лабиринта жизни, ища выход в тех или иных обстоятельствах, сталкиваясь с неожиданностью и непредсказуемостью событий, мы долго переживаем последствия неверных шагов, осознавая свою слабость. В этот момент нам нужна сила, чтобы признать ошибку и идти назад к точке отсчета, с которой начался неправильный путь. Что же это за сила? Это сила Божьего прощения, дарующая свободу, смелость начать все сначала и способность жить с последствиями совершенных ошибок.
Такова наша жизнь. Жизнь взрослых, умеющих делать выбор, анализирующих последствия, но все равно ошибающихся. Что же говорить о детях и подростках, которые только вступают в жизнь и совершают ошибки, как и все мы. Только мы уже набили шишки и покрылись неким защитным панцирем, а наши дети беззащитны и ранимы. Поэтому они очень остро воспринимают то, как взрослые реагируют на их ошибки. Порой вместо того, чтобы простить, мы носим с собой острый меч осуждения, рассекая сердца ошибившихся то укором в слове, то осуждением во взгляде.
Имеют ли дети право на ошибку?
Некоторые родители постоянно требуют от ребенка совершенства и безошибочного поведения. Тем самым они подготавливают почву для формирования перфекционизма, стремления к совершенству любыми путями и боязни сделать ошибку.
Размышляя о праве на ошибку, обратимся к Библии, чтобы узнать, как Бог относится к ошибкам человека. Этому вопросу посвящена четвертая глава Книги Левит. «Скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать… пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе» (Лев. 4:2–3). Комментируя данный текст, известный исследователь Библии Д. Щедровицкий в работе «Введение в Ветхий Завет» пишет: «Жертва за грех искупает только те проступки, которые совершены «по ошибке», «по неведению». В оригинале… присутствует слово «шегага» – «заблуждение», «оплошность»; родственный глагол «шага» означает «блуждать», «уклоняться», «соблазняться», «увлекаться», но также и «приходить в воодушевление», «испытывать восторг». Известно, что существуют эмоциональные состояния, приравниваемые к неведению, забытью (они возникают как результат сильных переживаний и в юридическом обиходе именуются состояниями аффекта). Таким грехам Писание резко противопоставляет иной вид беззаконий. Имеются в виду грехи, совершенные с осознанным намерением преступить заповеди, воспротивиться воле Божией».
Зная нашу греховность и несовершенство, Господь не исключает возможности совершения ошибки. Более того, Он дает указания, как регулировать взаимоотношения между Ним и человеком, согрешившим по ошибке. Таким образом, мы не можем ожидать от детей безошибочного поведения, так как все люди грешны.
Почему дети ошибаются?
Во-первых, причиной ошибок является несовершенство человека, как было отмечено ранее. Например, ребенок невнимателен к тому, какие указания ему даются для выполнения задания. Или поторопился что-то сделать, не учел всего необходимого, не продумал следующий шаг, и как результат – ошибочный выбор. Особенно в подростковом возрасте дети думают, что они уже самостоятельные, все знают и не нуждаются в чьих-либо советах. Однако как только допустят промах, понимают, что советоваться с другими просто необходимо.
Во-вторых, дети находятся в начале пути познания мира, поэтому у них недостаточно знаний и опыта. Как известно, одним из наиболее распространенных способов познания является метод проб и ошибок. Допустив ошибку и пережив последствия на собственной шкуре, ребенок учится думать, прежде чем совершать какой-либо выбор. Как бы ни хотелось учиться на чужих ошибках, это не всегда получается.
В-третьих, на принятие ошибочных решений влияют внешние факторы. К ним относится стрессовая ситуация, в которой человек действует неадекватно. Или новая обстановка, когда ребенок теряется, испытывая чувство страха, и делает неправильный выбор. Сверстники и СМИ оказывают негативное воздействие, вводя детей в заблуждение.
Понимая, что большинство ошибок совершается из-за несовершенства, незнания или под влиянием внешних факторов, постараемся выработать стратегию реагирования на ошибки детей.
Как реагировать на то, что сделано по ошибке
1. Помочь увидеть ошибку
Возможно, ребенок даже не осознает, что он ошибается. Такое случается и со взрослыми, не так ли? Человек может некоторое время пребывать в заблуждении, думая, что поступает правильно. Иногда родителям стоит подождать и позволить ребенку самостоятельно сделать вывод, пережив последствия своего неверного выбора. Если ребенок не может проанализировать последствия и сопоставить их со своими действиями, если в опасности его жизнь или будущее, то необходимо вмешаться. Родители могут дать свою оценку происходящему в надежде на то, что это побудит ребенка к раскаянию.
2. Принять ребенка с его ошибками и простить
Если вы не готовы принять ребенка с его ошибками, то жизнь вашего чада станет для вас потаенной комнатой, закрытой на замок, ключ от которой он будет тщательно прятать. «Почему?» – спросите вы. Потому что он боится осуждения, наказания, унижения и непрощения.
Какова реакция Бога на грехи, совершенные по ошибке, в которых человек раскаивается? Обратимся к тексту Библии: «…и так очистит его (согрешившего. – Прим. авт.) священник от греха его, и прощено будет ему» (Лев. 4:26).
«Ты будешь любить меня по-прежнему, если я признаюсь в своих ошибках?». На этот вопрос у Бога всегда ответ: «Да». Каким будет ваш ответ?
Довелось мне быть свидетелем грустной истории из жизни подростка. Мать не могла простить и принять дочь, которая забеременела в 16 лет. Она отказалась готовиться к свадьбе, выбирать платье вместе с дочерью и лишила ее своего внимания до дня свадьбы. Почему у матери была такая реакция? Может быть, она боялась мнения людей? Может быть, поступок дочери подорвал ее репутацию успешного родителя? Задавала ли мама себе вопросы: «Что чувствует моя дочь? Легко ли ей решиться на рождение ребенка и создать семью в столь раннем возрасте?» По-видимому, эгоизм и гордыня не позволили матери простить и принять свою дочь. В их отношениях возникла глубокая трещина.
Осознав свою ошибку, ребенок уже испытывает чувство вины. Задача родителей заключается в том, чтобы не усугублять это чувство упреками или обвинениями, а простить, как и Господь простил нас.
3. Ободрить ребенка
Насмешки, обзывания и навешивание ярлыков действуют разрушающе. Вместо того чтобы становиться зрелой, уверенной в себе личностью, ребенок может превратиться во взрослого человека, чья жизнь будет отмечена печатью самоосуждения, неуверенности, замкнутости и ощущения себя жертвой. Очень важно ободрять и вдохновлять ребенка, чтобы он продолжал двигаться вперед, достигать поставленной цели несмотря на то, что совершил ошибку. Чтобы ребенок не чувствовал себя неудачником, постарайтесь своим отношением выразить доверие к нему, укрепляйте его веру в то, что у него все получится. Ошибки детей – это их шанс, решая свои проблемы, становиться все более ответственными людьми.
4. Проанализировать ошибку
Вспомните, как в школе все мы делали работу над ошибками, чтобы запомнить правописание и в следующий раз не ошибиться. Так и в повседневной жизни необходимо обсудить с ребенком, почему он поступил так или иначе. Например, почему прогулял уроки. Какими он мыслями руководствовался? Что послужило причиной? Не выучил урок, пошел на поводу у остальных учеников, или у него конфликт с учителем? Важно объяснить ребенку, что это ошибочные пути решения возникших проблем, и предложить вместе искать мудрые пути. Вы должны быть уверены, что ребенок понял причину своих ошибок, чтобы он не обвинял других или обстоятельства, если сам виноват. Важно вовремя предпринять меры, чтобы сделанная ошибка не стала дурной привычкой или стилем жизни, например систематическим опаздыванием или ложью. Конечно, беседы с ребенком не стоит превращать в постоянное доказательство его несостоятельности. Будьте внимательны и обличайте с любовью. Совместно анализируя ошибки, вы вырабатываете навык прогнозирования, который понадобится, когда ребенку придется делать выбор в более сложных ситуациях. Пусть дети учатся на незначительных ошибках, чтобы впоследствии избежать судьбоносных. Помните, что игнорирование ошибок ребенка – проявление равнодушия. Знать свои ошибки и не исправлять значит умножать их.
5. Постараться помочь исправить ошибку, если это возможно
Важно направить ребенка на исправление ошибок. В одной ситуации будет достаточно извиниться, в другой – потребуются время и усилия для исправления.
В памяти всплывает случай, произошедший в то время, когда я была сотрудником подросткового клуба. Как всегда по субботам, подростки собрались в здании церкви, чтобы общаться и изучать Библию. В церковь зашел молодой человек лет семнадцати. Мы пригласили его поучаствовать в клубе. Пришло время для кружковых занятий, и все ребята отправились по классам, оставив вещи в общем зале. Этот парень тоже отправился, но не на кружок, а на улицу, чтобы продать украденную зимнюю куртку: нужны были деньги на наркотики. Когда подростки вернулись в общий зал, то один из них обнаружил пропажу. Подозрения пали на новичка, но его уже и след простыл. Кровь прилила к моему лицу, в голове проносились мысли в поиске выхода из сложившейся ситуации. Я чувствовала свою вину, зная, что пострадавший растет без отца и приобрести новую куртку ему будет трудно. Ругала себя за то, что не открыла гардероб, – ведь как руководитель я должна была обеспечить безопасность.
Куда идти? Что делать? Как исправлять ситуацию? Мы помолились вместе с ребятами, и я позвонила своим родителям, ища помощи в исправлении сделанной мной ошибки. Первой трубку взяла мама и в ответ на услышанное стала меня критиковать. Но я остро нуждалась в ответе на вопрос: «Что делать дальше?», а не в осуждении. Мама передала трубку папе, и, к моей неописуемой радости, он предложил решение проблемы. Вскоре папа приехал в церковь и вручил старую куртку моего брата и материальную помощь на приобретение новой куртки обрадованному подростку. Как будто камень с души свалился – так я была рада, что папа не стал меня ругать и оказал помощь. Одна девушка, бывшая свидетелем этого события, сказала мне: «На примере твоего отца я увидела любовь Божью к нам». На этом история не закончилась. На следующий день двое парней из церкви напали на след воришки и выкупили куртку за пятьсот рублей. Потерпевший получил свою куртку и вернул материальную помощь, которая стала первым вкладом в фонд нашего подросткового клуба. Вот такая история со счастливым концом.
6. Предупредить ошибки
В воспитании детей можно применить медицинский принцип: «Лучше предупредить, чем потом лечить». Делитесь с детьми вашим жизненным опытом, ведь вы – самый близкий человек для своего ребенка. Изучая с детьми книгу Притчей Соломоновых, вы сможете направить их на приобретение мудрости, которая так необходима для принятия верных решений. Анализируя жизни других людей, вы поможете детям учиться на чужих ошибках.
Мама одного подростка рассказывала, как, проходя мимо игрового автомата, ее сын попросил: «Дай мне пять рублей, вдруг я выиграю пятьсот!». Мама ответила: «Посмотри на этих людей с трясущимися руками, нервно опускающих монеты в игровой автомат. О чем говорят их глаза? О том, что они рабы. Ты тоже хочешь стать таким же, как они?». Сын внимательно посмотрел на них и сказал: «Да, пожалуй, не стоит играть в эти игры».
Навык принятия верных решений формируется с детства. Этот процесс можно сравнить со стрельбой по мишени. Путем тщательной тренировки приобретается навык меткой стрельбы. Сначала частые промахи, но потом раз за разом попадание будет все ближе к цели и, наконец, – в яблочко! И это не случайность, а хорошо отработанный навык. На родителей возлагается ответственность сформировать у ребенка навык принятия мудрых решений.
Каждый из нас совершает ошибки, но всегда стоит идти вперед. Господь дарует нам прощение и готов помочь. Просите Бога исправить ваши ошибки и явить Свою славу в вашей жизни и жизни ваших детей. Ищите выход из тупика и ободритесь Словом Божиим: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120:2).
Автор:
Марина Владимировна Ананка-Ганина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Московской богословской семинарии ЕХБ