Главная»Обмен опытом»Работа с родителями»Чем я могу помочь своему ребенку?
Работа с родителями

Чем я могу помочь своему ребенку?

Родительское собрание

Цель: привлечь внимание родителей к умению проявлять свою любовь к детям.
Форма проведения: беседа.

Ход собрания

Нашу встречу хочется начать с короткой истории из жизни гениального Томаса Эдисона и его героической мамы. 

Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама со слезами на глазах зачитала сыну письмо: «Ваш сын – гений . Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами.»

Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Когда он открыл его, то увидел следующее: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше обучать его в школе вместе со всеми, поэтому рекомендуем вам учить его дома самостоятельно». Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века». 

Томас Эдисон говорил: «Недовольство – первое условие прогресса». О степени «недовольства» великого изобретателя говорят более тысячи патентов на изобретения, которые выдало ему Бюро патентов. Такого количества патентов не получал больше ни один человек в США. Чтобы сделать мир более удобным, Томас Эдисон изобрел фонограф, построил первую в мире электростанцию общественного пользования, усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания. Благодаря его недовольству мир стал более комфортным. Именно ему принадлежит высказывание: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов потения».

Эта история показывает нам, какая сила заключена в наших словах. То, что мы говорим и исповедуем, отражается на нашей жизни. Берегите своих детей, вспоминайте эту историю каждый раз, когда хотите сказать, что у них что-то не получается или кто-то считает их недостаточно умными. Помните, что ваш ребенок Гений, если ВЫ не убедите его в обратном!

Что является наиболее важным и первостепенным в вашей жизни? Где на шкале ваших ценностей находится ваш ребенок? Вы должны сами определить это. Что или кто наиболее важен в вашей жизни? Работа? Супруг? Дом? Хобби? Дети? Телевизор? Светская и общественная жизнь? Карьера? Постарайтесь мысленно расположить все эти и другие ценности на шкале значимости.

Что вы знаете о своем ребенке? Попробуйте мысленно ответить на следующие вопросы:

1.    Как зовут его лучшего друга или подругу?
2.    Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?
3.    Что он больше всего не любит?
4.    Кто из популярных исполнителей больше всего нравится вашему ребенку?
5.    Что произошло сегодня у вашего ребенка в школе?
6.    Что он хочет получить в подарок на Новый год?
7.    Признается ли он вам, что в чем-то провинился?
8.    Есть ли у вашего ребенка личный дневник?
9.    Пишет ли он стихи?

Что может дать ребенку семья? (Ответы на этот вопрос обсуждаются с родителями.)

Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно семья держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию, то есть обладает ли он психическим здоровьем. Именно дом, несмотря на многие другие факторы и обстоятельства, оказывает на него самое сильное влияние.

Что влияет на психическое состояние ребенка? (Ответ на этот вопрос обсуждается с родителями.)

Важное значение имеет то, как строится общение в семье. Прежде всего, надо понимать, что существует разница между познавательным (то есть связанным с интеллектом) и эмоциональным (то есть связанным с чувствами) видами общения. Люди, которые в основном общаются на познавательном (когнитивном) уровне, имеют дело в основном с фактическими данными. Они любят поговорить о спорте, политике, деньгах, имуществе, работе. Во всех случаях предмет обсуждения находится вне эмоциональной сферы. Эти люди чувствуют себя в высшей степени неуютно, если взаимодействие с другими людьми связано с проявлением эмоций, например, гнева. В результате они стараются избегать обсуждения вопросов, связанных с эмоциями. Любовь, страх, тревога  – они не желают даже говорить об этом. Таким людям трудно в повседневной жизни поддерживать своих супругов и детей и постоянно выражать им свою нежность, тепло, сочувствие. Другой тип людей больше общается на уровне эмоций. Их легко утомляют чисто фактические сведения, для них важнее разделить с другими, особенно с супругом, свои чувства. Для них эмоциональный климат во взаимоотношениях должен быть как можно чище, свободнее от неприятных чувств, сковывающего напряжения, горькой обиды. Этим людям хочется выговориться, разрешить эмоциональные конфликты, «очистить» воздух и снять напряжение, чтобы в доме были мир и покой.

Как правило, дети эмоциональны и общаются больше на эмоциональном уровне. Важно учитывать этот фактор при общении с ними.

Ребенку необходима безоговорочная любовь. Хотя любовь и переполняет сердце почти каждого родителя, трудность иногда заключается в том, чтобы выразить эту любовь.

Настоящая любовь должна проявляться в искренних отношениях. Именно такая безусловная, не зависимая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны ваши надежные взаимоотношения с детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.

Мы можем быть уверены, что ваш ребенок воспитанный и дисциплинированный, только если в основе вашего воспитания лежит безусловная любовь. Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять, как справиться с его непослушанием. Без фундамента безусловной любви родительские обязанности – мучительное, давящее на нас бремя, тяжкий и неблагодарный труд, иногда вызывающий горькое чувство неудовлетворенности, а иногда заводящий в тупик.

Безусловная любовь означает, что мы любим и принимаем ребенка таким, какой он есть. 

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дают, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий.

Многие дети в наши дни не чувствуют, что родители искренне их любят.

Дети – это эмоциональные существа, которые общаются на эмоциональном уровне. Кроме того, дети (и чем младше, тем это выражается сильнее) своим поведением демонстрируют нам свои чувства. Просто внимательно наблюдая за ребенком, можно легко определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится. Таким же образом дети обладают сверхъестественной способностью распознавать наши чувства по нашему поведению. Эту способность, становясь взрослыми, большинство людей утрачивают.

В завершение нашей беседы хочется пожелать вам взаимопонимания со своими детьми. Любите своих детей, и вы сделаете их и себя счастливыми!


Автор:
Пшенко Анжела Николаевна, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, г.Иркутск

Работает на Cornerstone