Главная»Обмен опытом»Работа с родителями»Управление финансами: не детский вопрос?
Работа с родителями

Управление финансами: не детский вопрос?

Каково отношение современных христиан к финансам? Изменилось ли восприятие Божьей воли в области финансов? Какие принципы неизменны, а какие вопросы требуют нового подхода в современной экономической ситуации в России? Думаю, что эти вопросы актуальны для современных родителей, воспитывающих новое поколение. Дети получают извне самые разные установки относительно денег, например: «Бери сейчас – плати потом!», «Деньги могут все!» или «Всех денег не заработаешь!». 

Деньги в жизни ребенка будут занимать то место, которое им отвели близкие люди. Семейная культура денег может быть различной. Она выражается в том, что говорят друг другу члены семьи о деньгах, как они их воспринимают, как тратят и какими способами склонны их получать. Мы не сможем ответить на все вопросы, касающиеся такой обширной темы, как распоряжение деньгами. Но остановимся на нескольких аспектах обучения детей правильному способу управления финансами.

В Библии встречается около 700 прямых упоминаний о деньгах, наряду с сотнями косвенных. Больше половины притчей Иисуса касаются денег. Он приравнивает способность мудро использовать финансовые ресурсы к умению пользоваться ресурсами духовными. 

Размышляя о понятии «управление», Ларри Беркит рассматривает христианина в роли менеджера, задачей которого является управление собственностью другого по доверенности. Он пишет: «Мы лишь распорядители собственности Бога, пока пребываем на земле, и Бог по Своему желанию может выбирать, сколько нам вверить. Но в любом случае мы на деле никогда не вступаем в полное право владения». Ларри Беркит считает, что наша задача – управлять Божьим богатством в соответствии с Его планом. Тогда Бог будет вверять нам все больше и больше. 

Многим из нас с детства знакома игра «Монополия», в которой участники получают начальный капитал и стараются приумножить его, совершая различные финансовые операции. Эта игра не изжила себя и сегодня, но наоборот видоизменилась в соответствии с развитием экономики в нашей стране. Но суть осталась прежней: обучить участников игры планированию финансов, верному распоряжению ими для получения прибыли. 

Каким образом Вы обучаете детей библейским принципам управления финансами? Что можно предпринять, чтобы сформировать верное отношение к деньгам, основанное на Библии? Постараемся ответить на эти вопросы.

Потребность ребенка иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным. Обеспечивая ребенка карманными деньгами, вы удовлетворяете эти потребности. Тем самым вы предупреждаете нездоровые способы, к которым прибегают дети, чтобы казаться взрослее: агрессивное или рискованное поведение. 

С какого возраста стоит давать карманные деньги?

Рекомендуется давать детям «свои» деньги с 8-9 лет. Карманные деньги – это один из приемов воспитания. Главная цель – научить ребенка правильно обращаться с деньгами. 

Если ребенок взял деньги без спроса, то с ним нужно очень серьезно поговорить и объяснить, что это не хорошо и почему. Не следует говорить с ним в обвинительном тоне. Он должен уяснить, что таким способом деньги у вас в семье брать не принято. 

Сколько денег стоит выделять ребенку?

Размышляя о том, какую сумму выдавать ребенку, постарайтесь учитывать его окружение. Это значит, что в идеале она должна быть приближена к сумме, которой располагают сверстники. Если дать меньше, то ребенок будет чувствовать себя ущемленным, если же давать намного больше, то это может привести к развитию эгоизма и меркантильности. Самое главное – это внушить детям, что в жизни важно не то, сколько денег у твоих родителей и у тебя, а то, какие отношения в твоей семье и то, что думает о тебе Господь. 

Как и за что давать ребенку деньги?

Следует создавать не один, а несколько «детских фондов». Таблица, представленная в книге Т.А. Арефьевой «Дети и деньги», отражает виды фондов.

Характеристики

Источники формирования

Принцип управления

Цели фонда

Воспитательный 
эффект

Виды фонда

Личный карманный 
фонд

Выделяется родителями раз в неделю или в две.

Полностью на усмотрение ребенка. Можно раздать, растратить на незначительные вещи или отложить.

Любые текущие или накопительные.

Предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, независимость, самоутвердиться среди сверстников.

Буферный фонд

Подарки родителей или родственников, заработанные деньги. Пополняется редко и нерегулярно.

Свобода несколько ограничена: нужно советоваться со старшими и спросить согласие на растрату фонда. Слово старшего – решающее. 

Крупные текущие цели.

Способствует укреплению семейной дисциплины, развивает навыки аргументирования, переговоров.

Фонд крупных покупок

Длительные накопления из подарков и заработков (копится в течение полугода и дольше).

Решение о трате принимается на семейном совете. Покупка осуществляется обычно совместно со старшими.

Крупные покупки, возможно, полезные для всей семьи, долговременные цели.

Формирует навыки самодисциплины, тренирует характер, выдержку, терпение.

Анализируя таблицу, мы видим, какие воспитательные цели можно достичь при правильно организованном управлении карманными средствами.
За что не следует давать ребенку деньги:

  • за хорошее поведение;
  • за выполнение домашних обязанностей;
  • за уход за животными;
  • за заботу о близких.

Какие понятия должен освоить ребенок?

  • Доход (откуда берутся деньги, каким образом человек их получает)
  • Сбережения (как правильно откладывать часть дохода на будущие цели)
  • Расходы (почему и каким образом деньги можно обменять на нужные вещи)
  • Кредит (что такое долг, когда его можно брать и когда нужно отдавать)

Вы можете подарить вашему чаду блокнот для личной бухгалтерии. Вести учет на примитивном уровне сможет и восьмилетний ребенок. Предложите ему нарисовать таблицу из двух колонок для записи поступлений денежных средств (колонка «Приход») и расходов (колонка «Расходы»). В конце недели или месяца подводите вместе баланс (ребенку 11-12 лет можно доверить выполнять подсчеты самостоятельно): сколько потрачено и какая «статья» оказалась самой расходной. Предложите ему проанализировать структуру трат и подумать, как сократить расходы. Приведите свои примеры удачной экономии. 

Проводя занятие «Библейский взгляд на финансы» в подростковой группе воскресной школы, я попросила учеников написать, на что они тратят личные денежные средства. Я даже не удивилась, что ни один из учеников не указал статью «Десятина» или «Пожертвование». Дискутируя на эту тему, выяснилось, что в группе существует два мнения. Первое звучит так: «Я считаю, что десятина отдается с зарплаты, а так как мы еще не зарабатываем, то нам не следует участвовать в пожертвованиях». Второе мнение было высказано только одним учеником и отражало следующую позицию: «Необходимо отдавать десятину с тех денег, которые есть у тебя в наличии и это неважно, что ты получил их от родителей». 

Джим Джордж в книге «Юноша по сердцу Господа» рассказывает о том, как родители привили ему в детстве два навыка, которые помогают и по сей день. Во-первых, это приношение десятины, а во-вторых, откладывание денег. Вспоминая детские годы, он пишет: «Каждую субботу мы с мамой выделяли определенную денежную сумму и клали ее в конверт для пожертвований. В воскресенье в церкви мы отдавали наш конверт служителям. Сегодня я жертвую Богу с легкостью и непринужденностью, потому что в свое время родители привили мне этот навык». Формирование навыка откладывания денег заключалось в том, что каждую неделю отец с Джимом ходили в банк, где юноша пополнял свой счет скромными сбережениями. Джим Джордж призывает современное поколение учиться мудро распоряжаться деньгами уже сегодня, пока они еще живут в родительском доме.

Рассматривая вопрос о воспитательных стратегиях, связанных с деньгами, можно выделить как минимум три этапа

Первый этап характеризуется необходимостью постоянного контроля над деньгами, которые имеет ребенок (с 8 до 12 лет). На этом этапе нужно учитывать, что ребенок в основном обучается финансовым стратегиям путем подражания, не всегда осмысленного. Младший школьник еще слишком зависит от соблазнов подражать кому-то – родителям, одноклассникам, старшим ребятам, случайным взрослым. Он еще слишком уязвим для злонамеренных взрослых. В этом возрасте необходимо обучить ребенка формам учета и контроля. Он должен научиться спокойно, без нервозности отчитываться о потраченных и наличных деньгах, вести учет самостоятельно. «Расходы» и «приходы» младшего школьника должны быть полностью прозрачны для родителей. Привлекайте ребенка на семейных советах к обсуждению распределения имеющихся средств: какую сумму следует пожертвовать в церковь, сколько отложить на отпуск, что купить и т.д.

Второй этап отличается тем, что к контролю над финансами добавляются элементы эмоционального обучающего воздействия (подростки 13-14 лет). Наиболее влиятельны здесь фильмы, книги, эмоционально окрашенные реальные жизненные ситуации. Так, например, очень сильное влияние оказал на подростков из воскресной школы видеоролик, снятый Христианским Миссионерским Альянсом (ХМА). Джон Бектел свидетельствует в этом ролике о своем служении в Гонконге в 60-х годах. Он приехал туда, и обратился в администрацию, сообщив о своем желании открыть христианский лагерь для молодежи. Администрация города предложила несколько вариантов приобретения территории под лагерь стоимостью в 40 тыс. долларов. Джон Бектел попросил помощи у своих друзей, но никто не жертвовал деньги на этот проект. Вместе с женой они в отчаянии задавали вопрос: «Почему Бог не дает нам денег?» и продолжали молиться. Спустя время Джон узнал о сиротском приюте, который переживал нелегкие времена, и обратился к директору с просьбой продать его. Директор приюта запросил 240 тыс. долларов. Ситуация казалось безнадежной. Президент ХМА приехал в Гонконг, посмотрел территорию сиротского приюта и сказал: «Джон, это самая прекрасная возможность. Не беспокойся ни о чем, я соберу вам деньги». Три месяца спустя Джон Бектел получил от него письмо, в котором сообщалось, что не удалось собрать деньги. В конверте было еще одно письмо от 14-летней девочки Билинды Хоумс. Она писала: «Дорогой М-р…… Вот мои деньги на мороженое за две недели. Используйте их для покупки лагеря». Джон поехал к директору сиротского приюта и показал письмо Билинды. Прочитав письмо, тот не знал, что делать: плакать ему, или смеяться. Через три недели он сообщил, что готов продать этот участок за один доллар. Четыре акра земли, жилой корпус на 350 человек, классы, огромная спортивная площадка приобрели новое назначение и название: «Возвещая благовестие». 1 млн. 230 тыс. молодых людей прошли через этот лагерь за 30 лет его существования, 116 тыс. человек приняли Христа. Все это осуществилось благодаря тому, что одна девочка пожертвовала свои карманные деньги, отложенные на мороженое. В заключении Джон Бектел обращается к телезрителям с призывом: «Не слишком ли много вы едите мороженого? Вступайте в дело, и вы будете удивлены, какие великие вещи Бог может совершить через вас». 

Дети только учатся ценить деньги. Даже если ими принимается адекватное решение, связанное с деньгами, оно базируется на эмоциональных порывах подростка. Тем не менее, стоит научить составлять список расходов по мере убывания их срочности и значимости. Постарайтесь объяснить подростку разницу между такими понятиями, как потребность, желание и прихоть.

Потребности – товары первой необходимости, а также расходы связанные со здоровьем, коммунальными услугами.
Желания – выбор товаров и услуг с учетом их качества.
Прихоть – выбор, который можно позволить себе, если удовлетворены потребности.     

Третий этап заключается в ослаблении контроля, большей самостоятельности подростков и проявлении ими финансовой инициативы (подростки 15-17 лет). Родителям желательно дать детям возможность попытаться заработать самим, хотя бы эпизодически, учитывая их интересы и способности. Подготовкой к разумным тратам является размышление перед покупкой. Приучайте подростка отвечать на следующие вопросы:

  • Является ли это покупка действительно нужной?
  • Что она собой представляет: потребность, желание или прихоть?
  • Отвечает ли покупка моим христианским нормам?
  • Требует ли вещь последующих средств на содержание?

В этом возрасте подросток понимает суть накопления, уже умеет рассчитывать несколько шагов вперед. На данном этапе от взрослых требуется не директивное управление, а такт, уважительное отношение к мнению ребенка по финансовым вопросам. 

Вопрос обучения управлению финансами не исчерпывается только этими принципами и советами. Для получения большей информации родителям будет полезно познакомиться с учебным пособием «Как распоряжаться деньгами», автором которого является Ларри Беркит. Вместе с автором вы рассмотрите такие важные темы, как:

  • Божье определение богатства;
  • важность краткосрочного и долгосрочного планирования;
  • опасности, связанные с долговым бременем;
  • как обращаться с излишками.

Каждому из нас необходима Божья мудрость в управлении финансами, чтобы быть богоугодными управляющими. Приобретая эту мудрость, мы сможем формировать семейную культуру денег, основанную на библейских принципах. 


Автор:
Марина Владимировна Ананка-Ганина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Московской богословской семинарии ЕХБ

 

 

Работает на Cornerstone