Стрелкова Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы
г. Санкт-Петербург
Одна из особенностей классного руководства состоит в том, что учитель принимает не только детей, но и их родителей. Наша задача – не учить родителей, а делиться с ними опытом. По роду своей деятельности мы больше читаем книг о воспитании. Нужно, чтобы родители поверили нам. Конечно, мы должны донести до родителей всю важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный и очень индивидуальный процесс, который зависит и от сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки.
Родители в душе остаются детьми, которые не против наставников и советников в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому к каждому родителю, как и к ребенку, нужно найти свой подход и не поучать, а делиться своими знаниями. Спросите родителей: сколько раз в день вы прикасаетесь к своему ребенку – гладите по голове, обнимаете, целуете, улыбаетесь и т. д. Вы увидите, что часто этот вопрос шокирует их. «Зачем?», – отвечают они. Отцы воспринимают это как «телячьи нежности». Однако психологи установили, что особенно к маленькому человеку родители должны прикасаться порядка 12 раз в день, чтобы снять внутреннее напряжение и придать ему уверенность в себе. Психологическая защита через прикосновение работает очень хорошо. Дети начинают осознавать, что для вас они самые нужные и самые хорошие. А родители через нас, учителей, должны осознать, что дети – это их единственное богатство.
Памятка родителям от ребенка
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на своем опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
- И самое главное, я вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же...
Десять заповедей родительства
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой, он – Божий.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что ему его – тяжела не меньше, чем тебе – твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучайся, если можешь и не делаешь.
- Помни, – перефразируя слова одного человека, сказавшего об отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что ты не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак (польский педагог, писатель, врач и общественный деятель)