Главная»Обмен опытом»Работа с родителями»Духовно – нравственное воспитание
Работа с родителями

Духовно – нравственное воспитание

Стрелкова Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы
г. Санкт-Петербург

Одна из особенностей классного руководства состоит в том, что учитель принимает не только детей, но и их родителей. Наша задача – не учить родителей, а делиться с ними опытом. По роду своей деятельности мы больше читаем книг о воспитании. Нужно, чтобы родители поверили нам. Конечно, мы должны донести до родителей всю важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный и очень индивидуальный процесс, который зависит и от сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки.

Родители в душе остаются детьми, которые не против наставников и советников в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому к каждому родителю, как и к ребенку, нужно найти свой подход и не поучать, а делиться своими знаниями. Спросите родителей: сколько раз в день вы прикасаетесь к своему ребенку – гладите по голове, обнимаете, целуете, улыбаетесь и т. д. Вы увидите, что часто этот вопрос шокирует их. «Зачем?», – отвечают они. Отцы воспринимают это как «телячьи нежности». Однако психологи установили, что особенно к маленькому человеку родители должны прикасаться порядка 12 раз в день, чтобы снять внутреннее напряжение и придать ему уверенность в себе. Психологическая защита через прикосновение работает очень хорошо. Дети начинают осознавать, что для вас они самые нужные и самые хорошие. А родители через нас, учителей, должны осознать, что дети – это их единственное богатство.

Памятка родителям от ребенка

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на своем опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  • И самое главное, я вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же...

Десять заповедей родительства

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не думай, что ребенок твой, он – Божий.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что ему его – тяжела не меньше, чем тебе – твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  • Не унижай!
  • Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучайся, если можешь и не делаешь.
  • Помни, – перефразируя слова одного человека, сказавшего об отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что ты не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак (польский педагог, писатель, врач и общественный деятель)

Работает на Cornerstone