Работа с родителями

Работа с семьей

Стрелкова Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы
г. Санкт-Петербург

«Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает стать тебе самим собой».
М. Светлов

«Сущность моего педагогического опыта:
Как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему».
А. С. Макаренко

Эти слова являются источником успешного взаимодействия с родителями как партнерами в воспитании детей. Важно единство уважения и требования. Реализация такого единства возможна через партнерство. Партнерство всегда существует при трех условиях:

  • Взаимный интерес сторон;
  • Равный вклад;
  • Ответственность;

Для семьи школа должна стать авторитетом. Серьезный, открытый и искренний тон в отношениях – основа такого авторитета. Интерес со стороны родителей – это безграничное уважение и доверие школе.

Более 90% глухих детей появляется в семье слышащих родителей. Последние сталкиваются с острой проблемой общения с собственными детьми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не может полноценно воспринимать речь родителей и овладевать родным языком на основе подражания им. Проблема межличностного общения детерминирует многие аспекты семейных отношений. Взаимное непонимание, естественно, не содействует укреплению семейных связей. Иногда родители слишком опекают детей, как бы компенсируя чувство вины. Родители часто раздражаются из-за невозможности свободно общаться с ребенком, злятся на себя за нервные срывы, нетерпение, но ребенок видит только неприятие его самого и чувствует, что именно он – источник недовольства.

Глухие дети часто зажаты и им приходится пройти долгий путь, прежде чем они обретут самих себя. В какой-то момент и родители, и дети осознают, что они – особые (в частности, глухие) и никогда не станут такими, как слышащие. Это и есть момент истины. Важно помочь родителям понять и принять своего ребенка таким, какой он есть. Его нужно любить, учить, и роль родителей здесь незаменима и бесценна.

Родительская мотивация в плане сотрудничества со школой оценивается по таким параметрам как:

  • Адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
  • Готовность к полноценному сотрудничеству со школой в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;
  • Проявление инициативы в сотрудничестве со школой;
  • Продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций;

Прежде чем включать родителей в активное взаимодействие, необходимо определить стиль семейного воспитания. Их четыре:

1. Выраженное расширение сферы родительских чувств (гиперопека). Родители неадекватно оценивают потенциальные возможности ребенка. В результате чего у него снижается активность и самооценка.

2. Стиль холодного воспитания (гипопротекция). Родители чрезмерно фиксируют внимание на проблемах ребенка, эмоционально «отвергают» его. Ребенок становится неуверенным в своих силах, возникает страх перед неудачами в обучении и речевом общении. Такие родители могут предъявлять неадекватные, завышенные требования к педагогам.

3. Авторитарный, репрессивный стиль воспитания. Характерны аффективные реакции, агрессивность по отношению к другим, раздражительность, повышенная возбудимость, реакции протеста и негативизма. Требуется неукоснительное выполнение заданий без учета возможностей ребенка.

4. Стиль сотрудничества – это наиболее благоприятный стиль воспитания. Родители помогают ребенку, уверены в его успехе. Поощряют его самостоятельность, стимулируют познавательный интерес. Следовательно, формируется уверенность в себе.

Стараюсь предлагать рекомендации, которые помогут родителям установить ровные доброжелательные отношения, снять напряжение, нервозность, непонимание.

  • Выражение лица (тон голоса) – максимально доброжелательное, приветливое, теплое;
  • Чаще использовать местоимение мы;
  • Желательно, чтобы ребенок не смотрел телевизор один.
  • Если Вы чем-то огорчены, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним; а сейчас, когда вы – рядом, это радость;
  • Как можно больше тактильных контактов – обнимите, приласкайте;
  • Стараться не торопить и не подгонять ребенка;
  • Как можно чаще, несмотря на все проблемы, высказывать одобрение, хвалить, показывать свою любовь к нему;
  • Никогда не говорить ребенку: «Ты – плохой!». Скажи: «Ты сделал плохо», потому что плохой поступок можно исправить, а «ты – плохой» – это навсегда.
  • При неправильном поведении ребенка стараться переключать его на другие виды деятельности.

 

Терпение, терпимость – и всегда любовь

Родители – первые и главные воспитатели детей

Оценки в школе очень важны. Но не менее важно, чтобы дети научились в школе думать, получать знания, работать. Очень важная воспитательная задача – научить детей оценивать свои поступки, действия, результаты работы. Мы должны ценить не только деятельность ребенка с ее итогами, но и его отношение к делу. Так же должно быть и дома. Нужно научить детей понимать, что значит хорошо заниматься. Это значит быть внимательным, работать аккуратно, самостоятельно справляться с трудностями, быть готовым помочь товарищу. Иногда нужно вместе с ребенком оценить его работу. Почему получилось хорошо? Почему что-то не получилось? Как ты сам думаешь?

Нравственное воспитание детей – прямой долг и обязанность родителей. Семья должна учить детей всему: ухаживать за больными и старыми, думать о других, помогать по дому. Детский труд в семье – необходимый элемент воспитания. Но мало воспитывать нравственные понятия. Нужно, чтобы они превратились в нравственные привычки, норму поведения. Нравственные понятия – это не свод правил для заучивания. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал их и принял. И потом руководствовался ими, принимая решение, совершая поступок.

Также очень важно физическое воспитание в семье, которое формирует такие черты личности как мужество, смелость, выносливость, сдержанность, сила воли.

Задержка психического развития может быть значительно сглажена, преодолена, если коррекционный процесс не ограничивается рамками занятий в школе, а продолжается в естественных, комфортных для ребенка домашних условиях.

Нельзя недооценивать роль родителей в формировании внятной устной речи детей с нарушением слуха. Ни один ребенок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный сурдопедагог не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения в той мере, в какой это смогут сделать родители. Однако есть случаи, когда родители считают свое участие в образовательном процессе невозможным или необязательным, ссылаясь на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний, а также на то, что ребенок мало времени проводит в семье и т. д.

С целью обеспечения преемственности в формировании внятной устной речи детей:

  • Анкетирование с целью выявления трудностей, испытываемых родителями при оказании ребенку помощи в выполнении домашнего задания;
  • Беседы для установления контакта с родителями;
  • Индивидуальные консультации, на которых родителям оказывают методическую помощь в организации домашних занятий. Как эффективно закрепить пройденный материал.
  • Рекомендации родителям по чтению литературы, связанной с вопросами обучения и воспитания детей с нарушением слуха;
  • Родительское собрание, на котором освещается какая-либо тема по вопросам дефектологии, психологии, педагогики.

Педагогам следует помнить, что конфликтные ситуации между специалистом и родителями всегда результат ошибки специалиста. Педагог не имеет права на проявление негативных реакций, недоброжелательность, невежливость, как бы ни вели себя родители. Специалисту следует быть внимательным, терпимым, доброжелательным в общении с ребенком и родителями в любой ситуации. Он должен брать на себя всю ответственность за качество взаимоотношений с ребенком и своим поведением выражать уверенность в успехе проводимой коррекционной работы.

Чтобы быть успешными в воспитании своих детей, важно помнить, что:

  • Дети учатся тому, чему их учат;
  • Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле незаменим;
  • Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью нашей повседневной жизни.
  • Следует приучать ребенка к самоконтролю.
  • Нельзя наказывать ребенка, не выяснив, каковы были его намерения.
  • Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного.
  • Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.
  • Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он.
  • Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них – самооценка человека, его отношение к себе.
  • Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.

О хорошем – всем, о плохом – только конкретному родителю, при этом бережно и тактично.

Результат нашего партнерства с родителями заключается в том, чтобы родители чувствовали, что со школой они станут сильнее в деле воспитания своих детей.

Работает на Cornerstone