Главная»Обмен опытом»Работа с родителями»Как любить своего ребенка
Работа с родителями

Как любить своего ребенка

Душа, как свечки огонек,
Свой освещает уголок.
И хочется, конечно, жить,
Любить, светить и не коптить.
Любовь колокольчиком в сердце поет.
Любовь равнодушным быть не дает.
Любовь – это радость,
Любовь – это сила.
И тот, кто любит, со счастьем живет.

Виктор Кротов  «Дверца из сердца»

С большим интересом я познакомилась с опытом других учителей в области работы с родителями. Это очень актуальная и наболевшая тема, т. к. у нас, учителей и классных руководителей, часто выпадает звено работы с семьей учащегося. Важно вовлечение родителей в процесс воспитания, ибо общеизвестно, что все начинается и все исходит из семьи. Без этого звена не будет успеха в становлении и воспитании подростков и старших школьников. Вот и я решила поделиться с вами, уважаемые коллеги, некоторыми мыслями по организации работы с семьей учащихся.

Родительство – самое сложное, самое ответственное поручение, данное нам Богом. Господь отдает нам своих любимых детей на попечение. А как мы выполняем это поручение? Многие родители имеют дипломы, подтверждающие их образование и профессию. Но нет в нашей жизни дипломов, удостоверяющих право быть родителями. Большинство из нас уверены, что быть родителями мы сможем, а иметь детей просто необходимо.

В первую очередь, возможность для установления и поддержания контакта с папами и мамами наших учеников нам представляется на родительском собрании. При помощи собственных разработок и литературы по христианской педагогике и психологии мне удалось провести несколько собраний, посвященным таким темам, как развитие христианских качеств характера, физическое и духовное воспитание детей на основе библейских принципов.

Вашему вниманию представляю краткий план проведения родительского собрания «Как любить своего ребенка». На этом собрании я стараюсь донести до родителей, насколько важное место в Божьем плане занимает любовь родителей к своему ребенку. При помощи Библии мы вместе ищем Божий путь в воспитании, который приведет к успеху. Собрание проводится в форме «Круглого стола». Периодически я прошу родителей работать в малых группах.

На доске или плакате заранее записан библейский стих: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притчи 17:6).

Для этого собрания обычно я беру цветущую орхидею из кабинета цветоводства или другой цветок и ставлю его в центр стола. Орхидея – великолепный по красоте цветок, но вырастить его очень трудно: нужно поддерживать определенную температуру, освещение и правильно выбрать размер горшка. Орхидеи очень чувствительны к почве и удобрениям, и они легко поражаются болезнями и вредителями. Поэтому начинающему цветоводу вырастить орхидею почти невозможно.

Воспитание детей – задача куда более сложная и долгосрочная, требующая от нас немалых усилий. Поэтому неудивительно, что родители часто теряются, когда дело доходит до практических аспектов воспитания. Многие родители осознают необходимость в помощи и рекомендациях. Также и начинающий цветовод, мечтающий вырастить орхидею, нуждается в совете опытного профессионала. В этом смысле все мамы и папы, несомненно, хотели бы получить самый лучший совет. «Где же нам найти ценные советы?» – спрашиваю я. Ответы родители дают самые разные: у психологов, в книгах, у опытных педагогов, у собственных родителей (у бабушек и дедушек) с большим жизненным опытом.

Действительно, существует немало книг, а точнее, целые горы специальной и популярной литературы по воспитанию. Любопытно, что эти животрепещущие вопросы не обходит стороной Библия. Книга книг не является практическим руководством по воспитанию детей в буквальном смысле слова, но все же под вдохновением Создателя в ней записано много советов и рекомендаций, которые могут быть полезны и родителям, и учителям.

Целых три Евангелия рассказывают нам историю встречи детей и Иисуса. Один раз к Иисусу привели детей, чтобы Он благословил их и помолился за них. Ученики Иисуса стали выпроваживать детей, т.к. не хотели беспокоить учителя. Тогда Иисус сказал: «Не мешайте им приходить ко Мне. Царство Божье принадлежит таким, как они. Запомните, кто не примет Царства Божьего, как эти дети, тот не войдет в него». С этими словами Иисус обнял детей и благословил их.

Мы обсуждаем с родителями следующие вопросы:

1. Как часто мы общаемся с нашими детьми после рабочего дня?

2. Как часто мы, родители, «выпроваживаем» детей и оставляем их наедине со своими проблемами? Умеем ли мы слушать и слышать наших детей?

3. Как часто, на наш взгляд, дети беспокоят нас?

4. Как поступил Иисус при всей своей занятости, когда к нему пришли дети?

5. Чему учит нас отношение Иисуса к детям? Здесь говорим о том, как надо любить своих детей и при всей занятости находить время для общения с ними.

Далее работаем в малых группах над составлением рекомендаций «Как любить своего ребенка». Затем совместными усилиями составляем несколько общих рекомендаций:

1. В меру баловать ребенка

2. Быть с ним ласковым.

3. Выслушивать его, не откладывая на завтра.

4. Не скупиться на похвалу.

5. Утром желать ребенку хорошего дня в школе.

6. Вечером спрашивать, как прошел день.

7. Почаще говорить ребенку, какой он у вас замечательный.

8. Не наказывать без объяснения.

9. Никогда не обещать того, чего вы не можете сделать.

10. Благословлять своего ребенка.

Наиболее удачные варианты записываю на доску или плакат. Подводим итог. А можем ли мы быть уверены, что эти рекомендации не навредят и приведут к успеху?

К доске прикрепляю заранее подготовленные стихи из Писания. Вместе с родителями мы зачитываем их вслух и обсуждаем библейские отрывки. Библейские советы – это основа истинной родительской любви, они помогут нам верно воспитывать своих детей.

– «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание к Ефесянам, 6:4).

– «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Послание к Колоссянам, 3:21).

– «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Послание к Коринфянам, 13:1).

– «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (Послание к Коринфянам, 13:4).

– «Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (Послание к Коринфянам, 13:5).

– «Не радуется неправде, а сорадуется истине» (Послание к Коринфянам, 13:6).

– «Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Послание к Коринфянам, 13:7).

– «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» (Послание к Коринфянам, 13:8).

– «А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда и Любовь, но любовь из них больше» (Послание к Коринфянам, 13:13).

– «Мудрый сын слушает наставления отца» (Притчи 13:1).

Несомненно, ребенку очень важно получать заверения в любви. Но еще важнее для родителей выражать любовь делами, т.к. детям необходим положительный пример родителей. Ребенок нуждается в нравственном руководстве, его необходимо учить основным жизненным принципам в семье и школе с самых малых лет. Не стоит откладывать воспитание на «потом». Упущения в этой области могут обернуться разочарованием, непониманием и слезами в будущем. Не зря говорится: «Сын мудрый радует отца, и сын глупый – огорчение для его матери» (Притчи 10:1).

На мой взгляд, в Библии содержатся самые лучшие советы и рекомендации по воспитанию. Со страниц Слова Божьего исходит свет. Воспитание, основанное на Книге книг, имеет неоценимое преимущество. Благодаря ему ребенок со временем понимает: то, чему его учат, исходит от Создателя. Такое наставление не имеет себе равных.

В заключение, мне хотелось бы порекомендовать некоторые книги, которые могут быть полезны для работы с родителями:

Г. Чэпмен «Пять языков любви»

А. Кемпбелл «Послушайте детей. Прислушайтесь, наконец...»

Дж. Макдауэлл «Как стать героем для своих детей»

М. Лукадо «Любовь, которую стоит отдавать»

 


Синицина Нина Сергеевна – учитель высшей категории, ее педагогический стаж составляет 29 лет. Нина Сергеевна получила две специальности в Ставропольском государственном педагогическом университете: учителя русского языка и литературы и практического психолога системы образования. Награждена Грамотой Министерства образования Ставропольского края (2006 г.). В феврале 2007 года стала победителем районного конкурса «Самый классный классный!» (II место).

Работает на Cornerstone