Федорова Галина Васильевна
учитель русского языка и литературы
Иркутская обл.
Эпиграф:
«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,
и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставить,
а не имею ЛЮБВИ, – то я ничто»
(1 Кор. 13:2).
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете эти слова?
Учитель обобщает ответы ребят, подводит их к выводу, что любовь – величайшая сила в мире.
Учитель: Три греческих слова могут быть переведены на русский язык одним словом «любовь»:
Эрос – физическое влечение
Филео – дружба
Агапэ – высшая Божья любовь, жертвенная любовь.
Учитель просит привести примеры, иллюстрирующие любовь «филео». Далее учащиеся приводят примеры из классической литературы, иллюстрирующие любовь «агапэ»: Пушкин «Я Вас любил», Достоевский «Преступление и наказание» (любовь Сонечки к Раскольникову), Платонов «Юшка» и самый яркий пример – это любовь Иисуса Христа к нам, людям и другие примеры.
У Платонова своеобразный подход к теме любви, к теме взаимоотношения мужчины и женщины.
«Любовь у Платонова – это любовь эрос, «филео» или «агапэ»? – вопрос к ученикам.
Работа над анализом текста: 30 минут.
Вывод по уроку: мы привыкли к тому, что многие писатели, рассказывая о таком возвышенном чувстве как любовь, используют яркие краски, и читатель пребывает в состоянии праздника, разделяя вместе с героями их переживания, волнения, радости. Это обычная, традиционная, много раз использованная схема. Многочисленные романы, телевизионные сериалы вовсю твердят, что любовь – это просто, доступно.
У Платонова все не так. Любовь его героев – это жертвенная любовь, настоящая, высшая – это любовь – «агапэ».
Формула любви писателя Платонова: любовь – это работа сердца, ума, рук. Если любовь не развивается, она разрушается. Любовь – это постоянное испытание, это безостановочная работа над собой, это каторжный труд изо дня в день, из часа в час. Настоящая любовь становится частью сердца.