Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Библейские мотивы на уроках литературы
Литература

Библейские мотивы на уроках литературы

составитель:
Кудачинова Чечеш Владимировна
г. Москва

Многие поколения людей размышляли о Библии, соизмеряли с ней свои мысли и поступки. Книга книг всегда являлась ключом, помогающим человеку раскрывать смысл жизни и тайны мироздания. Библия позволяет более полно интерпретировать многие мотивы, сюжеты и образы мировой литературы и культуры. Слова выдающегося русского философа Н.А.Бердяева о том, что вся русская литература «ранена христианством», лишь подтверждают необходимость изучения библейских мотивов на уроках литературы.

Слово в Библии сравнивалось со светильником, со светом, сияющим во тьме (Пс. 118:105). В своих духовных поисках многие поэты и писатели обращались к Библии: «Что за книга это Священное Писание, – писал Ф.М. Достоевский, – какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа его слова и всякого прекрасного восприятия».

Важно отметить, что актуальность использования Библии на уроках литературы обусловлена двумя факторами: стремлением к более полному изучению произведений литературы и проблемами духовно-нравственного воспитания. Книга книг и лучшие образцы русской классической литературы могут научить ребенка делать сознательный выбор в пользу добра и истины.

Учитель литературы Галина Викторовна Федорова из Иркутской области использует Библию при изучении произведений Пушкина, Булгакова, Пастернака, Достоевского и других писателей. Своей целью она считает «воспитание доброго сердца» учеников через обращение к шедеврам великой русской литературы.

Вот фрагмент ее урока по стихотворению А.С.Пушкина «Пророк». Занятие начинается с рассказа о приезде поэта в Святогорский монастырь, где проходила панихида по его матери. Ожидая в келье, Пушкин увидел на столе Библию, открытую на шестой главе книги пророка Исаии. Эта глава повествует о видении пророка в храме и призыве говорить народу о Боге.

Исаию он читал и раньше, но в этот раз текст показался ему дивно прекрасным. Отрывок внезапно поразил поэта, образ преследовал его некоторое время, и за одну ночь он написал стихотворение «Пророк». «Так всегда бывает со Священным Писанием: сколько его не перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется... в нем находишь всю человеческую жизнь...» – писал А.С.Пушкин.

Обсуждение библейского отрывка приводит к выводу, что идея этого стихотворения — беспощадное наказание народу, отступившему от Бога и добра. Поэт через страдание преображается в пророка, освобождаясь от грешной человеческой природы. Учитель предлагает учащимся задуматься над смыслом и значением человеческого страдания: «Надо уметь отличать страдание за правду и страдание за нарушение правды, за грех. Такие страдания вытекают из наших дурных желаний». В заключение обсуждается роль поэта и поэзии в понимании Пушкина и значение стихотворения «Пророк» в наше время.

Урок по повести «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина» А.С.Пушкина начинается с притчи о возвращении блудного сына (Ев. от Луки 15:11-32). Обсуждаются темы покаяния, прощения греха, примирения с Богом, с самим собой. Ставятся вопросы: с какой целью автор украсил «смиренную и опрятную обитель» Самсона Вырина картинками по библейской притче о блудном сыне; чем отличается судьба Дуни и ее отца от истории блудного сына.

Можно интерпретировать «Станционный смотритель» как историю об исполнении Закона Божьего, то есть о праведной жизни и отступлениях от нее. Сюжет повести теснейшим образом связан с притчей о блудном сыне. В произведении воссоздан образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных социальных условиях. Это боль человека, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни ее мужу даже не приходит в голову простая мысль о том, что им можно жить по Закону Господнему, примирившись и простив друг друга. Но социальные предрассудки так изуродовали человеческую природу действующих лиц, что простые отношения им недоступны, хотя им не чужды чувства и эмоции.

Подводя итог урока, учитель помогает выделить главное в произведении: мире, в котором происходит действие повести, нарушена цельность добра. Но залогом восстановления гармонии служат отцовская любовь к Дуне и ее проснувшееся чувство дочери. Став матерью, она приехала на кладбище и долго плакала на могиле отца. О чем она думала? С какими словами обращалась к своему отцу? Наверное, каялась в своем грехе перед ним, просила прощения.

К лирике Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии по литературе, обращается Людмила Алексеевна Гребнякова из Республики Марий Эл. Как известно, в своем творчестве поэт широко использовал сюжеты и темы Священного Писания. Для урока «Библейские мотивы в поэзии И.Бродского» она выбрала стихотворения «Рождественский романс» (1961) и «Сретенье» (1972).

Цели урока: а) помочь учащимся приобщиться к миру философской поэзии Бродского, понять истоки его творчества; б) научить работать с лексическими пластами и структурой стихотворного текста; в) дать учащимся импульс к нравственному совершенствованию через приобщение к высоким идеям христианства, посредством любви к поэтическому слову.

С кратким сообщением о биографии поэта выступают двое учащихся. Непосредственная работа над текстом каждого стихотворения начинается с его выразительного чтения. Далее класс делится на рабочие группы.

В текстовом полотне «Рождественского романса» ученики последовательно выделяют его параметры: композицию, размер и мелодичность стихотворения. Отдельно отводится время на анализ лексических пластов стихотворения, архаизмов, слов иностранного происхождения. Последовательно разбираются такие понятия, как анафора, эпифора, метафора, инверсия, олицетворение. По мере работы над текстом задание усложняется. Школьники пытаются расшифровать формулу иносказания и интерпретировать иллюзорность мира, представленную в стихотворении.

В процессе изучения эпического стихотворения «Сретенье» перед учениками стоят две задачи: анализ произведения и знакомство с культурно-историческими реалиями. Сретенье (Встреча) – один из широко известных христианских праздников, отмечаемый 15 февраля. Один ученик заранее готовит небольшое сообщение о Сретенье и зачитывает фрагмент из Евангелия от Луки 2:21-35. В классе демонстрируется репродукция хранящегося в Эрмитаже полотна великого голландского художника Рембрандта «Святое семейство» (1645). Мария, Младенец Иисус и Иосиф воплотили по замыслу мастера самые обычные и в то же время прекрасные в своей искренности и чистоте человеческие чувства, во все времена понятные и дорогие всем людям.

Далее учащиеся переходят к аналитической работе: определяют композиционное построение и роль переноса, подчеркивают выразительность речи героев через различные эмоциональные оттенки, анализируют лексические пласты стихотворения. Следующий этап — работа над способами создания живописных портретов стихотворения. Учащиеся дают характеристику библейских образов и описывают Иерусалимский храм.

Подводя итоги урока, учитель предлагает обсудить, как отражается личное мироощущение Бродского в этих произведениях. Поэт с благодарностью принимает все жизненные перипетии. Основная идея его стихотворений — христианское всепрощение этого безумного мира.

Мы познакомились с разными подходами к использованию Библии на уроках литературы. Благодарим учителей, чьи материалы были использованы в данной статье.

Работает на Cornerstone