Краткий план:
- Сведения о И. С. Крылове и о жанре басни. Диктовка или конспектирование.
- Задание на подключение внимания на карточках.
- Выразительное чтение басни учителем.
- Анализ языковых особенностей басни.
- Ответы на вопросы (устно).
- Выполнение теста/чтение по ролям.
- Выставление оценок, задание на дом.
Сведения о И. С. Крылове и о жанре басни. Диктовка или конспектирование
Учитель диктует либо учитель рассказывает, а ученики переносят в тетради опорные слова с доски.
Сведения из биографии Крылова.
Крылов Иван Андреевич родился в 1769 г. в Москве. Отец был военным. Образование получил скудное. Когда Крылову было 10 лет, отец умер, и мальчик пошел работать, переписывать бумаги. Потом поступил на службу в Петербург. Начал писать драматические произведения: в 14 лет сочинил комическую оперу в стихах «Кофейница», затем трагедии «Клеопатра» и «Филомела». Трагедии не имели успеха. Тогда он стал писать комедии: «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Занялся журналистикой. В течение полугода издавал сатирический журнал «Почта духов». Первая книга басен вышла в 1809 году. Басни сразу всем понравились. Крылов стал хорошо зарабатывать, сделал служебную карьеру. Всего Крылов написал более 200 басен, объединенных им в 9 книг. Умер в Москве в 1844 году.
Жанр басни
Басня – это небольшое произведение повествовательного рода в стихах (иногда в прозе) с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. (Это определение обязательно записать в тетрадь). Басни в стихах обычно написаны вольным стихом, передающим разговорную речь. Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются в басне иносказательно. Отношения людей заменяются отношениями животных или вещей, либо представлены в простейших условных формах. Басня часто заканчивается или предваряется «моралью», в которой разъяснена основная поучительная мысль басни. Басня возникла в древние времена. В античной Греции басни писал Эзоп. Известны басни французского поэта Лафонтена. Сюжеты басен Крылова часто заимствованы у этих авторов.
Одновременно учитель записывает на доске опорные слова:
Иван Андреевич Крылов – 1769. Отец – офицер; умер – 10 лет – работа – Петербург 14 лет – «Кофейница»; трагедии; комедии Журналистика – «Почта духов» Басни. 1809 – 1 книга; успех, благополучие. более 200 басен - 9 книг. +9 сент. 1844
Басня разг. речь иносказание: звери, предметы, упрощение мораль – поучение Эзоп, Лафонтен, Крылов. Общие сюжеты.
Задание на подключение внимания:
Раздаем детям карточки, на них в течение 1 минуты написать 7 слов (существительные, прилагательные, глаголы – не важно), ассоциирующихся с жанром басни. Например, ключевые слова могут быть такие: сатира, стихи, мудрая, ироничная, поучительная, Эзоп и т. д. Цель задания не в том, чтобы проверить познания учеников, а в том, чтобы сконцентрировать внимание на теме урока. Поскольку каждое задание должно иметь наглядный результат, одному ученику (отличнику) поручается в течение 10 минут подсчитать, какие слова чаще всего повторяются на карточках, а затем огласить результат.
Выразительное чтение текста:
Учитель выразительно читает басню «Волк и Ягненок», ученики открывают соответствующий текст.
Волк и Ягнёнок. У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день спешил к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, своим нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». – «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». – «Поэтому я лгу! Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!» – «Помилуй, мне еще и от роду нет году», – Ягнёнок говорит. – «Так это был твой брат». – «Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите. Но я с тобой за их разведаюсь грехи». «Ах, я чем виноват?» – «Молчи! устал я слушать, Досуг мне поминать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал и в тёмный лес Ягненка поволок.
1808
Языковые особенности басни:
В тексте басни встречаются некоторые непривычные нам слова и формы. Причина этого:
- Некоторые слова и формы устарели, например: дерзость, винЫ
- Крылов передает разговорную речь, например: донесть, в запрошлом
- В поэтическом тексте иногда допускаются отклонения от нормы.
Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях:
- На дОбычу стремится – ударение
- Законный вид и толк: «толк» – смысл»
- дерзость – наглость
- осмелюсь я донесть – позволю себе сказать
- шагов я нА сто пью – ударение (проклитика)
- гневаться – сердиться
- в свете – в обществе
- в запрошлом лете – в позапрошлом году
- «помилуй» – здесь это слово означает несогласие и готовность возразить
- кум, сват – дальние родственники
- разведаюсь – отомщу, расквитаюсь
- досуг мне разбирать винЫ твои, щенок: «досуг мне» – некогда, ударение «винЫ»
Кратко ответить на следующие вопросы: (устно)
- Что хочет Волк от Ягненка?
- Был ли Ягненок виноват перед Волком?
- Крылов описывает поведение диких животных или подразумевает что-нибудь другое?
- Найти в тексте строки, которые передают суть басни. Как эти строки называются?
- С какой категорией людей ассоциируется Волк, с какой Ягненок? (Могущественный и слабый, богатый и бедный, знатный и простолюдин)
Тест
В течение 10-12 минут ученики выполняют тест, который раздается им на листочках. В это время учитель вызывает к доске по три ученика и предлагает им прочитать басню по ролям и с выражением. Если один из учеников читает басню очень хорошо, то ему выставляется положительная оценка. Тест приводится в приложении.
Выставление оценок и домашнее задание.
Одному-двум ученикам, проявившим наибольшую активность при ответе на вопросы, выставляется положительная оценка. Всем задается задание на дом, на выбор (письменно, объем примерно две тетрадных страницы):
- Сделать анализ басни «Волк и Ягненок».
- Сделать сравнение басни «Волк и Ягненок» и другой басни Крылова (из тех, что прочитали, готовясь к этому уроку).
- Анализ характеров Волка и Ягненка и их сопоставление.
- Устное задание всем – выучить наизусть и с выражением басню «Волк и Ягненок», запомнить биографические данные Крылова.
Примечания к тесту. Некоторые вопросы теста и варианты ответов намеренно противоречивы или абсурдны. Задача теста – не выявить познания или сообразительность учеников, а заставить активизировать в памяти материал урока, спровоцировать внимание к тем или иным аспектам материала. Например, задача первого вопроса теста – осознать принадлежность Крылова к той или иной литературной эпохе; других вопросов – обратить внимание на особенности жанра, использование литературных приемов; побудить обратиться к конспекту в поисках ответа.
Планирование урока по времени:
- запись под диктовку или конспектирование – 10-15 минут
- задание с карточками – 3 минуты
- чтение басни вслух учителем – 2 минуты
- выявление языковых особенностей басни – 5 минут
- устные ответы на вопросы – 7 минут
- Работа с тестом/чтение по ролям – 10 минут
- выставление оценок и задание на дом – 3 минуты.
Всего: 45 минут
Приложение
_________________________ Имя, фамилия, класс
Тест
1-й вопрос. Расположить в хронологическом порядке следующих деятелей: Пушкин, Крылов, Ломоносов, Достоевский, Децл, Маяковский, Самуил Яковлевич Маршак.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2-й вопрос. Почему Крылов прибегает к такому легкому, «несерьезному» жанру как басня?
– потому что Крылов писал для детей
– потому что Крылов не умел писать иначе
– чтобы всем было понятно и интересно
– он боялся, что его накажут за сатиру, если напишет в серьезном жанре
– раньше так никто не писал, это было ново и модно
3-й вопрос. Какие качества соответствуют Волку (1), а какие Ягненку (2) ?
Отметить номера над словами:
злой, беззащитный, голодный, циничный, робкий, сильный, справедливый, остроумный, вежливый, наглый, жестокий, самоуверенный, смелый, одинокий.
4-й вопрос. Почему Ягненок не убежал от Волка?
- Волк бы все равно его поймал
- Ягненок хотел доказать свою правоту
- Крылов использовал такое развитие сюжета, чтобы полнее показать характеры персонажей
- Автор об этом не подумал
5-й вопрос. Почему в словах «на добычу стремится» стоит необычное ударение?
- Крылов мало учился и говорил неправильно
- На самом деле правильно – «дОбыча», а мы привыкли говорить неправильно – «добЫча»
- Раньше правильно было «дОбыча», а теперь «добЫча»
- Крылов написал так, чтобы не нарушать звучание стиха
6-й вопрос. Вам жаль Ягненка?
- Да, жаль
- Нет, сам виноват
- Мне безразлично
- Мне жаль Волка
7-й вопрос. На чьем месте вы чаще всего видите себя? Почему?
- Ягненка
- Волка
- Рассказчика басни
- Cвой вариант __________________________
- Обоснование __________________________