Главная»Обмен опытом»Уроки»Литература»Библия на уроках литературы
Литература

Библия на уроках литературы

5-6 класс

А. Мандель
преподаватель русского языка и литературы
г. Норильск

 

ПРОГРАММЫ по литературе предоставляют сегодня ученикам и учителям совершенно уникальную, недоступную еще всего лишь несколько лет назад возможность познакомиться с величайшей Книгой мира – Библией, книгой, название которой мы пишем с большой буквы. Книгой Книг. Священной Книгой для трети жителей планеты.

Я долго размышлял над тем, как начать уроки, посвященные Библии, пока не понял: начать надо просто с перевода названия! Библия – библио – книга. Греческое слово, ставшее понятным людям, говорящим на тысячах языков Земли. Да. Книга! А ведь это уже и предмет нашего изучения, нашей работы на уроках литературы, на уроках чтения в высоком смысле этого слова, на уроках открытия новых вербальных понятий и средств. Попробую предложить вниманию читателей журнала примерные планы уроков изучения Библии в младшем звене средней общеобразовательной школы.

 

Урок 1

Полагаю, начать надо с вопроса, на который я попытался ответить парой строчек выше: как вы думаете, почему в школьной программе последних лет, в наших школьных учебниках появились разделы, посвященные Библии, ведь ваши родители, бабушки и дедушки даже представить себе не могли такое?

Поразительное разнообразие ответов радует (почти у всех дома есть эта книга в том или ином издании, от Детской Библии до подарочных изданий, от знаменитой книги К. Чуковского Вавилонская башня» до толстовского переложения Священного Писания): мы услышим и о признании всемирного значения, и о возврате веры в наши сердца, и о свободе России (!), и о необходимости изучать историю мира... И, что очень приятно, (прошу простить за некоторую пафосность), трепетное отношение к Библии я слышу в словах своих маленьких друзей-учеников. Знают ли они или не знают, верят ли в Бога (и какого?), но ни одного слова насмешки или презрения, даже просто безразличия я не слышу и не вижу от детей уже несколько лет. При сообщении о начале нашей работы с этой Книгой учащиеся заметно оживляются, поэтому и не хочется обманывать их ожидания.

После такого эмоционального начала следует ряд вопросов:

  • Что вы знаете об этой Книге?
  • Что вы читали из Библии?
  • Откуда и как эта книга появилась у вас дома?
  • Кто знакомит вас с ее содержанием?

Я нахожу возможным прервать очень яркие ответы учеников рассказом о своем первом знакомстве с Библией, о том необыкновенном чувстве, которое охватило меня лет двадцать назад, когда по линии общества книголюбов я приобрел первый в своей жизни экземпляр Книги. Считаю, коллеги, что мы все можем об этом рассказать, создав тем самым необходимый настрой для изучения Библии, создав более доверительную атмосферу в классе, что, конечно, даст свои плоды в дидактическом, воспитательном, психологическом планах.

Работа с Библией не может, не должна превратиться в сухое изложение фактов и комментарий отдельных строк или глав, у нас на уроках литературы эта работа не должна подменять элементы уроков религиоведения, она не должна носить и тот характер катехизисной вопросно-ответной формы, которая применяется в духовных семинариях при изучении Священного Писания. Мы обязательно должны научиться абстрагироваться от непосредственно религиозной функции Библии (надо помнить о том, что в классе могут находиться ребята из семей, где исповедуют ислам, иудаизм и пр.). Наша толерантность на этих уроках должна быть просто на высоте. Детей трудно остановить, поэтому рекомендую весь этот (первый) урок дать им выговориться, тем более, что, внимательно наблюдая за ними, слушая их, мы можем определить степень осведомленности и выяснить их отношение к изучаемому материалу.

На дом можно предложить перечитать любимые или просто понравившиеся строки Библии, составить словарик непонятных слов, попробовать спросить у родителей о значении новых слов, готовить пересказы. Группа учащихся получает задание инсценировать «Притчу о блудном сыне».

 

Урок 2

Думаю, будет интересно нашим ребятишкам, если мы порадуем их сведениями о Библии, почерпнутыми из Книги рекордов Гиннеса(1988):

  • самое большое количество переводов;
  • 286 языков, а отдельные части – 1522 языка:
  • с 1915 по 1975 год напечатано 2 500 000 000 экземпляров Библии;
  • всего в Библии 3 566 480 букв; общее количество слов (в зависимости от слитного, раздельного или дефисного написания) – 773 746 слов.

Здесь же можно будет найти еще ряд любопытных сведений о Библии, которые просто завораживают учащихся.

Дальнейший ход урока можно определить, исходя из настроя детей, считаю, что тут совсем не обязателен наш диктат: ребята готовили дома пересказы и торопятся поделиться с одноклассниками. Итак, предоставляем слово детям. После рассказов нахожу своим долгом спросить ребенка о причинах, побудивших выбрать эту главу для пересказа. Мы можем услышать огромное количество версий, и это неплохо – лишний раз заставляем детей думать, размышлять над прочитанным, мотивировать выбор, искать выход. После прослушивания нескольких рассказов прерываем учащихся. Наше слово может быть посвящено строению Книги, ее, если можно так выразиться, архитектонике. Библия – это Книга из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ход урока неожиданно прерывается учениками, показывающими инсценировку «Притчи о блудном сыне». После просмотра инсценировки, занимающей небольшое количество времени, проводим беседу с учащимися, выясняя, насколько понятна им представленная притча. Как правило, смысл ее понятен практически всем. Затем следует выразительное чтение эпизодов и глав Библии (по предложению учащихся).

На дом можно задать следующее: познакомиться с основным строением и составом Библии, попробовать самостоятельно выбрать строки для комментария, готовить инсценировки по рассказам об Иосифе (сны и их толкование), продолжать готовить пересказы.

 

Урок 3

Начало и ход урока может иметь неограниченное количество вариантов и элементов:

  • просмотр инсценировок и их обсуждение;
  • запись на доске (учащиеся подходят по очереди) непонятных слов;
  • толкование слов теми учениками, которые знают, что обозначают записанные слова;
  • объяснение непонятных слов учителем или работа со специальными словарями;
  • рассказы о строении Библии с рисованием на доске схемы или таблицы;
  • устное рисование (полюбившиеся герои и эпизоды) и пересказы понравившихся эпизодов (с обязательным обоснованием своего выбора);
  • беседа с учащимися по вопросам учителя: почему Библия до сих пор почитается и читается, комментируется и иллюстрируется, почему эта Книга живет до сих пор, интересно ли вам ее читать и изучать, нужно ли?
  • оценка пройденного материала и своей работы на уроках по изучению Библии;
  • заключительное слово учителя, содержащее анализ прошедших уроков, работы учащихся, инсценировок, их уровня понимания того произведения, о котором говорили на этих уроках.

Предложенный выше материал может показаться сухим и схематичным, однако, полагаю, что работа с Библией требует от учителя очень большого напряжения, знаний, и, главное, точного определения своей позиции в отношении излагаемого материала и, без сомнения, полного абстрагирования от религиозных функций Книги (насколько это возможно, конечно).

Мы можем подобрать самый разный материал для комментария и чтения, выбрать любые (не боюсь этого заявления) библейские части (книги) для работы на уроках, инсценирования, устного иллюстрирования. Для меня работа с Библией на уроках литературы связана именно с опорой на детскую интуицию, на то подсознательное восприятие, результаты которого лежат уже где-то за пределами школьного времени и пространства. Больше используйте, уважаемые коллеги, инсценировки на уроках, особенно там, где сам литературный материал дает возможность пластического воплощения, а уж о запоминании детьми во время участия в действе сказано достаточно много. Это отнюдь не должно подменять наши традиционные формы проведения уроков, хотя, поверьте, ученики очень охотно идут на участие в мини-спектаклях, обсуждают «режиссерские находки» одноклассников, совершенно не подозревая, что я втягиваю их подсознание в большую творческую работу.

Я считаю, что мы, преподаватели русского языка и литературы, словесности (да простят мне мои коллеги-преподаватели других школьных дисциплин) стоим совсем на другом интеллектуальном (во всяком случае, так должно быть) уровне в школе. Ведь только нас, учителей-словесников, дети могут спросить абсолютно о чем угодно: их вопросы находятся в таком диапазоне, который требует от нас сведений во всех областях человеческих знаний. Быть готовыми к таким запросам необходимо!

 

Предлагаю дополнительные материалы для проведения уроков по Библии в любой школьной параллели. Игра «Веришь – не веришь» очень оживляет уроки. Учитель предлагает какой-то тезис, какой-то факт, ученики ему верят или не верят... Можно вызвать желающих к доске, начать игру. Тем, кто «верит», предложите переходить вправо, тем, кто «не верит» – влево. Сообщая им правильный ответ, сажаем на место ответивших неправильно. Когда остаются двое, их можно поставить спиной друг к другу и попросить поднимать руки (правая – «верю», левая – «не верю»). Играть можно и сидя за столами, письменно и   т. д.

Итак, игра по Библии. Верите ли вы, что:

  • самая короткая англоязычная версия Нового Завета состоит всего из двух слов «Иисус плакал»? (Да)
  • апостолы обращались к Христу «отец» (нет, «Рабби» – учитель)
  • Новый Завет приписывает Христу 45 чудес? (нет, 47)
  • в Ветхом Завете нет упоминания о городе под названием Назарет? (да)
  • в Новом Завете не упоминается, что Иисус родился в яслях (да)?
  • в Новом Завете упоминается, что ему поклонялись в конюшне? (нет)
  • в Новом Завете не упоминается, что его распяли на горе Голгофа? (да)
  • в Евангелиях Иисус о себе ни разу не говорит как о Сыне Человеческом? (нет, говорит 80 раз)
  • один из героев Нового Завета остановил солнце? (да Иисус Навин)
  • последнее слово Библии «аминь»? (Да)

Игра как я уже сказал, вызывает интерес, и, в дальнейшем, вы можете предложить учащимся самим составлять вопросы и задания по изучаемым на наших уроках книгам. Думаю, что будет неплохо, если мы не погнушаемся использовать на своих уроках любопытные сведения о Библии, почерпнутые из научно-популярной литературы, средств массовой информации, Интернета. Дети с необыкновенным интересом слушают рассказы о кумранских пещерах и Туринской плащанице, о недавней находке захоронения брата Христа Иакова. Вполне можно посмотреть (при наличии технической возможности) фильм  "Иисус", снятый очень трепетно и бережно режиссером Дж. Хейманом по материалу Евангелия от Луки. А вы, коллеги, с большим интересом, уверен, прочтете книгу Ирвина Уоллеса «Слово» – М.: ACT, 2001.

Мы еще неоднократно будем обращаться к Библии и библейским сюжетам на уроках литературы в школе (Толстой, Достоевский, Блок, Брюсов, Куприн, Булгаков, Пастернак, Цветаева, Ахматова и др.). Так пусть наши первые уроки с пятиклассниками и шестиклассниками останутся у них в памяти, станут тем самым камнем «во главе угла», который будет служить основой не только их знаний, но и прекрасного литературного вкуса.

Опубликовано в журнале «Учитель» № 3, 2004 г. с. 2-4.

Работает на Cornerstone